Каждый фотограф, будь то начинающий или профессионал, нуждаются во вдохновении и поиске чего-то нового. Профи проще, ведь у них уже есть богатый багаж знаний и опыта. Молодым же нужно учиться и одним из лучших способов является обучение на примере других. Изучая работы профессионалов можно найти что-то новое для себя. Мы сейчас не будем говорить о технике, настройках камеры или освещении. Залог удачного кадра не в оборудовании, а в том, как фотограф видит сцену, умеет ли он построить правильную, привлекательную композицию, наполненную смыслом и гармонично заполняющую всё пространство кадра.

В своей книге «Взгляд фотографа» Майкл Фриман предлагает множество примеров удачно построенной композиции. Опираясь на эти образцы изображений можно построить собственные кадры со своим сюжетом, которые будут привлекательны для зрителя.

1 Линия, пересекающая солнце

,

В кадре могут быть любые линии, которые частично прикрывают солнце. Это выглядит красиво. Особенно в золотые часы на восходе или на закате.

Реклама

2 Силуэты

2

Найдите интересный фон и настройте экспозицию так, чтобы он был хорошо прорисован. Передний план должен получиться тёмным. Таким образом на ярком красивом фоне у нас будут силуэты объектов.

3 Много неба

3

Воспользуйтесь правилом третей. Расположите линию горизонта на нижней горизонтальной линии. Таким образом небо займёт 2/3 кадра. При этом пустоту желательно заполнить какими-то объектами. Это может быть летящий самолёт, параплан, воздушный змей или птица. Этот объект не должен быть большим.

4 Отдельные формы

4

Расположите в кадре несколько объектов. Все они должны иметь примерно одинаковый размер и достаточную контрастность, чтобы иметь одинаковый смысловой вес. Компоновка кадра может делаться на ваше усмотрение.

5 Рамка

5

Заполнение весь кадр предметами, но оставьте края изображения пустыми. Таким образом это будет выглядеть, как будто объекты находятся в рамке пустоты.

6 Сместите центр

6

1/3 и 2/3 являются хорошим сдвигом для смещения центра. Это вносит некий дисбаланс и динамику даже в статичный кадр.

7 Контраст света и тени

7

Играйте с контрастом. Резкие переходы могут выглядеть очень интересно. Но тут появляется проблема выбора правильных настроек экспозиции, так как в какой-то области могут пропасть детали. Тени могут провалиться в чёрный, а света стать слишком яркими. Не доверяйте в данном случае автоматическому режиму камеры.

8 Движение по линии

8

Уходящие вдаль линии и фигуры, расположенные на них, демонстрируют движение. Кроме того, такие линии ведут взгляд зрителя. Он как будто путешествует по вашему кадру.

9 Маленький объект в большом мире

9

Делая фотографию пейзажа, расположите в кадре небольшой объект. Это может быть одинокое дерево, здание или человек. Такой акцент создаст историю. Зритель задумается не только о красоте вида, но и о том, что в кадре есть жизнь.

10 Тень

10

Тень всегда выглядит хорошо. Замечайте интересные рисунки тени, фигуры и сюжеты в них. Лучше всего такие снимки делать днём в солнечный день.

11 Отражение

11

Наверняка вы видели множество снимков с отражениями в воде или стекле. Такие фотографии создают как будто другой, зеркальный мир. Не обязательно снимать на природе. Вы можете использовать отражения в городе, переворачивая здания.

12 Стыковка планов

12

На одном снимке могут расположиться как близкие, так и очень далёкие объекты. Это создаёт очень сильное ощущение глубины.

13 Текстурный рисунок

13

Большое количество мелких или однообразных предметов, заполняющих кадр, создают своеобразную текстуру. Если они уложены по определённому алгоритму, то получится не только текстура, но и осмысленный узор.

14 Спирали Фибоначчи

14

Правила построения композиции никто не отменял. Конечно же их можно нарушать, но иногда строгое следование им создаёт невероятно интересные фотогарфии.

15 Естественные рамки

15

Когда вы можете пометить один элемент кадра внутри другого, у вас получается хороший эффект с естественной рамкой. Вы можете снимать сквозь оно или решётку, а можете выбрать не столь очевидную рамку и использовать изгиб ветвей деревьев или стены зданий.

16 Устойчивые треугольники

16

Треугольник – это устойчивая фигура. Она одновременно ведёт взгляд зрителя вдоль сужающихся линий и создаёт сильный акцент.

17 Перевернутый треугольник

17

Не обязательно треугольники использовать в архитектуре. Вы можете найти их когда человек прислонился к стене, когда упираете руки в бока или складываете ладони.

18 Разрезающие диагонали

18

Баланс кадра может быть нарушен одной линией, которая привлечёт внимание и сделает фотографию более неординарной.

19 Кривые линии и повторяющийся рисунок

19

Имея ряд одинаковых объектов или линий, вы получите какой-то узор, рисунок. Такие фотографии как будто гипнотизируют.

20 Симметрия

20

Чаще всего симметрия появляется, когда мы имеем дело с отражениями. Но это не те отражения, о которых мы говорили выше. Нам нужен ключевой объект, который будет привлекать внимание и его отражение, которое будет зеркально противопоставляться ему.

21 Вертикальное заполнение

21

Вы можете создать ряд вертикальных предметов, которые будут располагаться вдоль диагональной, уходящей вдаль линии. Это может быть строй солдат, деревья вдоль дороги, ряд домино, который вот-вот упадёт цепной реакцией или модели на подиуме, как в данном примере.

22 Движение

22

Динамика всегда интересна. Она описывает событие, которое произошло давно, но вы здесь и сейчас видите, как оно происходит в данный момент. Не всё событие, конечно, а лишь одно мгновение, но ваш мозг дорисовывает картину того, что будет дальше.

Бросание пыли, грязи, удар по мячу, прыжок или падение. Всё это описывает события, которые будут иметь финал. Мы видим лишь процесс и всегда думаем о том, что будет дальше, пусть даже подсознательно, но такие фотографии всегда интересны.

23 Обрыв сюжета

23

У вас может быть интересный сюжет, наполненный действиями, красками или эмоциями, но какой-то отдельный объект может всё оборвать, как эта колонна перекрывает руки людей.

24 Диагонали

24

Подобно перевернутым треугольникам сходящиеся диагонали – это хороший способ привлечь внимание к центральной точке.

25 Ведущие линии

25

Глаза всегда движутся по кадру определённым образом. Мы смотрим слева направо. Таким образом линии, уходящие от левой части кадра к правой будут вести вас по снимку. Они не обязательно должны удаляться. Это может быть даже зигзаг, который поведёт сначала вправо, потом обратно влево и снова вправо или как здесь просто уходящая дорога. Люди на этом фото создают историю. Мы видим чью-то пробежку и то, как парень с девушкой просто идут по мосту. У каждого своя жизнь, которая движется вдоль линий.

26 Ещё больше линий

26

В одном кадре может объединяться много разных линий. Если они не будут конфликтовать друг с другом, а смогут дополнить рисунок, это будет выглядеть красиво. Движущиеся объекты вдоль линий создают сюжет. Так мы видим скейтеров, катающихся на изогнутой рампе, парня в воздухе, достигшего кульминации своего прыжка и людей на фоне, которые просто идут вдоль прямых линий горизонта.

27 Вертикальные линии

27

Вертикали отлично сочетаются с портретной ориентацией, особенно при низком ракурсе. Мы имеем вытянутый вверх кадр, который заполнен линиями зданий или деревьев. В таком кадре желателен основной объект.

28 Контрастные элементы

28

Самый простой способ сделать фото более интересным – это противопоставить объект съёмки и фон или его окружение. Так яркие объекты отлично смотрятся на тёмном фоне и наоборот. Можно к цвету и яркости добавить структуру, так твёрдое всегда будет выделяться на мягком, как рука с ракушкой в воде.

29 Баланс объектов

29

Если у вас есть несколько объектов в кадре, они должны уравновешивать друг друга, даже если они не симметричны. Ветряк справа уравновешивается таким же объектом слева. Если бы в кадре был только один такой объект, то снимок получился бы не сбалансированным из-за тёмного окружения.

30 ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства)

Это, пожалуй, самый распространённый способ отделения основного объекта от фона. Достигается он на открытой диафрагме или на большом фокусном расстоянии. Варьируя эти параметры можно получать различную ГРИП. Это позволяет передать глубину в разной степени.

30

Это, конечно же, не все возможные примеры построения композиции. Существует много правил и рекомендаций, техник работы с цветом и освещением. Мы лишь рассмотрели показательные примеры, на которые вы можете опираться при создании своих работ без необходимости использования дополнительного оборудования.