? Как вы начинали, ваши первые фотоаппараты?
— Фотографией я начал заниматься в далёкое советское время, можно сказать со школьной скамьи. В то время цифровой техники и в помине не было. У отца был дальномерный аппарат ФЭД-2 — для меня это было верхом совершенства. Он восхищал и пугал меня одновременно (таким сложным казался). Нужно было заряжать плёнку в темноте, при съёмке ставить выдержку, диафрагму, наводить на резкость. Печать фотографий вообще казалась восьмым чудом света. Потом у меня появился «Зенит» (зеркальный аппарат) — с ним не расставался вплоть до появления цифровой фотографии.
? Ваши любимые фотографы
— Любимых фотографов много. Всех не перечислить. Отмечу лишь некоторых:
- Юсуф Карш — замечательный турецкий портретист-документалист.
- А.К-Брессон — всемирно известный мастер жанровой фотографии.
- Александр Родченко — гений советской фотографии, первой половины 20 века.
Это все классики.
Из современных очень нравятся работы Павла Кривцова. На всю жизнь запомнил его работу, опубликованную в журнале «Советское Фото» — Щенок, замерзающий в телефонной будке. Для меня это было откровением.
Сергей Максимишин — талантливый журналист, снимающий в цвете.
Из совсем уж современных отмечу друзей по фейсбуку:
- Михаель Нейман
- Влади Ролов
- Елена Толич
- Роман Мордашев
- Геннадий Блохин
? Назовите книги по фотографии, которые следует прочитать
— Книг по фотографии великое множество. Назову лишь те, которые хочется ещё раз перечитать или просто посмотреть:
- В.И.Михалкович, В.Т.Стигнеев «Поэтика фотографии»
- П.Носов «Классика жанра»
- «Русский пиктореализм 1900-1930-х «Тихое сопротивление»
- С.Максимишин — «Последняя Империя» 20 лет спустя
- Альбом русской фотографии 1849 — 1918 — «Шедевры фотографии» (Из частных собраний)
? Дайте один или несколько советов начинающим фотографам
— Начинающим фотографам я бы посоветовал не гнаться за крутой техникой — это придёт со временем. Главное — быть наблюдательным, видеть мир вокруг себя, пытаться уловить то единственное мгновение, которое превращает фотографию в произведение, которое хочется рассматривать много раз.
? Чему вы уделяете внимание во время работы?
— Чему уделяю внимание…? Да всему — освещению, динамике события. Просто наблюдаю, что происходит вокруг меня. Всё важно.
? Самый запомнившийся эпизод или случай
— Есть у меня одна старенькая работа — «Жизнь удалась» — с ней забавный случай произошёл. Сидел на трибуне стадиона, смотрел футбол. Среди зрителей увидел одного интересного старичка в соломенной шляпе, ну очень он мне понравился, а аппарата как назло не было с собой. Еле дождался перерыва, съездил домой, взял камеру, ну думаю, сейчас я его сделаю. Приезжаю…, нет того старичка, всё осмотрел — как в воду канул. Кончился футбол, поехал на речку искупаться с горя. Залез в воду, окунулся, выхожу на берег — вот он родной сидит на травке, на меня смотрит, как будто специально за мной пришёл. Ну тут я и оторвался по полной, познакомился, разговорились — очень интересный человек оказался, весёлый, хотя по снимку этого не скажешь.
? Есть ли у вас заветный талисман?
— Специального талисмана нет, есть предчуствие хорошего кадра, какой-то знак свыше. Частенько это предчуствие оправдывается.
? Что вы любите фотографировать больше всего?
— Больше всего я люблю снимать людей крупным планом, для меня это кажется очень интересным — показать характер, настроение человека. Не всегда это получается, бывает получается совершенно случайно, но всегда это азарт. Очень нравится уличная жанровая фотография (это очень сложный жанр) — тут я не совсем силён, но есть большое желание к совершенству.
? Ваши планы на будущее
— Особых планов на будущее нет, просто снимаю, учусь, делюсь опытом, если кому-то нужно.
? Какой техникой вы пользуетесь сейчас?
— Сейчас у меня основной зеркальный аппарат Nikon D 750. Есть ещё компактный Nikon Coolpix P340, но им снимаю редко. Из оптики всего три объектива:
- Nikon 24-70mm f/2.8G — стандартный на все случаи жизни
- Nikon 70-200mm f/2.8G VRII — светосильный телевичок
- Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 G VR — им я пользуюсь при хорошем освещении.
? Расскажите историю создания фотографии победившей в конкурсе 35AWARDS
— Фотография «Неласковый Май» была снята во время празднования 70 годовщины победы в Великой Отечественной войне в городе Екатеринбурге.
Помню, было очень холодно, шёл дождь, постоянно бегал в машину погреться, так замёрз, что скулы сводило (одет то был по-летнему). Вот в один из таких забегов и увидел человека с баяном и гвоздикой в руках. Специально к нему не подходил, не просил позировать — просто ловил момент. Сделал серию кадров 20. Вот один из них и выбрал. Уже дома вспомнил, что даже не узнал имени этого человека. Жалко…
? Ваши впечатления о фотопремии 35AWARDS. Почему следует принимать участие в фотоконкурсах и что это дает?
— Впечатление о фотопремии 35AWARDS самые добрые, и это не потому, что моя работа вошла в число призёров. Понравился интерфейс сайта премии — всё наглядно, вся информация под руками, всегда можно поменять работу. Это очень удобно. Система голосования довольно демократична, в три этапа. На последнем выбор делают профессионалы. Правда сам я, к своему стыду не голосовал, постоянно не было времени, а это очень кропотливая работа. Хочется сказать большое спасибо всем организаторам этого конкурса за титанический труд, а участникам пожелать успехов в следующем конкурсе 35AWARDS 2016.
Участие в конкурсах даёт возможность определить своё положение в мире фотографии, сравнить свои снимки с работами других участников. Просматривая фотографии победителей делаю для себя выводы — к чему нужно стремиться, в каком направлении развивается фотография. Ну и конечно же всегда приятно выигрывать — это даёт дополнительный стимул.
→ Личный сайт Александр Полякова, страница на сайте 35photo.ru