Продолжаем знакомить вас с женщинами фотографами в рубрике «Женщины в фотографии». Сегодня таким фотографом будет — Зола Чен (Zola Chen), фотограф в области морской экологии из Тайваня. Она стала известной благодаря фотографии одной очень редкой акулы.
«Мы собираем видео и фотографии, снятые под водой, чтобы показать их людям, у которых нет возможностей увидеть всю эту красоту самостоятельно», — делится Зола Чен.
Она одна из немногих кто сумел задокументировать очень редкую акулу под названием «Мегамут». Этот вид акул впервые был замечен в 1976 году у острова Кахуку Пойнт на острове Оаху, Гавайи, и является одним из самых редких задокументированных видов акул. Тогда Вайкики Лейтон Тейлор дал ей название — «Megachasma pelagios», что в переводе с греческого означает «гигантский морской зёв». Пасть этой акулы может расширяться примерно до 30% длины её тела, и это одна из трёх видов акул, питающихся исключительно планктоном. На сегодняшний день её официально видели менее 100 раз и Зола одна из этих немногих счастливчиков.
Когда вы слышите слово «акула», первый образ, который приходит на ум — это образ Брюса, искусственной большой белой акулы, с блокбастера Стивена Спилберга «Челюсти» 1975 года. Один только этот фильм очернил весь биологический порядок рыб под названием Euselachii, к которому относятся акулы. В фильме их представили как диких, безжалостных хищников, охотящихся на людей в море. Однако на самом деле акулы больше боятся человека, чем наоборот. По оценкам 2016 года, в среднем 100 миллионов акул в год прямо или косвенно погибают от рук человека.
Основной причиной этого служит спрос на акульи плавники, затем идут коммерческие рыболовные суда, случайно заманивающие акул в ловушку. Зола заметила мегамута, когда была в экспедиции на Тайване с исследовательским фондом Deep Blue. Эта экспедиция была первой в истории, в ходе которой была проведена успешная дата-метка акулы-мегамута, и участники экспедиции надеются вернуться на Тайвань в будущем году, чтобы продолжить свои исследования.
Расскажите, как вы пришли в фотографию, в частности, подводную.
По профессии я фотограф, специализирующийся на морских экосистемах. Ранее я работала мультимедийным дизайнером. В 2010 году я освоила дайвинг и фридайвинг. С того времени я погружаюсь под воду с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть удивительные экосистемы под поверхностью моря, а также разнообразную культуру и привычки на суше. Каждый раз, куда бы я ни отправлялась, я непрерывно фиксирую изображения морских экосистем.
В 2015 году я участвовала в двухмесячном учебном лагере в Хуайлиене и познакомилась с его основателем, Фондом океанического образования «Курошио». Я очень ценю их усилия по продвижению защиты морской и окружающей среды. До сих пор я являюсь их волонтёром и работаю подводным фотографом.
Чтобы лучше понять китов и дельфинов на Тайване, мне довелось совершить погружения в различных морских районах, включая Хуалиен и Тайтунг на Тайване, королевство Тонга, острова Шри-Ланка, Новой Зеландии и других. В 2018 году я приняла участие в подводных съёмках документального фильма Пола Клеркина об акуле-мегамуте, а также присоединилась к программе Kuroshio Rafting Plan и Kuroshio’s Beyond the Blue.
Насколько сложен процесс экспонирования и замера под водой? Так ли он прост, как на суше, или вам приходится делать дополнительные настройки и компенсации, чтобы получить правильно экспонированный снимок?
Для определения экспозиции под водой используются различные режимы замера, в зависимости от глубины воды и темы съёмки. Под поверхностью моря находятся коралловые рифы, затонувшие корабли, а также различные объекты, в том числе микроорганизмы. Свет становится тусклее по мере увеличения глубины, поэтому интенсивность света варьируется от яркого светло-голубого у поверхности до тёмно-синего в глубине моря, особенно если вы хотите сделать вертикальное изображение.
При широкоугольной съёмке под водой обычно лучше использовать центрально-взвешенный замер по сравнению с матричным, так как он может информировать камеру о правильной области для экспонирования, компенсируя при этом интенсивность окружающего света. Это помогает усреднить экспозицию, например, при переэкспонировании под солнцем или недоэкспонировании в некоторых тёмных областях, таких как дно коралловых рифов, которое имеет тёмно-синий цвет.
При широкоугольной съёмке под водой матричный замер — не самый лучший выбор. Например, при съёмке в условиях контрового освещёния область у поверхности очень яркая, что приведёт к недостаточной экспозиции изображения, поскольку камера будет стараться избежать переэкспонирования ярких областей. При съёмке освещённых объектов эти участки всегда переэкспонированы, поскольку более тусклые области в нижней части изображения заставят камеру перекорректировать экспозицию.
Для макрофотографии режим замера не важен, поскольку источник света исходит от вспышки, и вы можете получить показания, основываясь на интенсивности окружающего света, с помощью замера вашей камеры.
Точечный замер очень полезен при большом контрасте объекта. Экспонирование нужной области чрезвычайно важно. Если вы хотите сделать недоэкспонированный снимок силуэта, но при этом не превратить солнце в белый шарик, выбор правильного места для экспозиции — ключ к успеху.
Не могли бы вы рассказать нам немного о своём снаряжении для подводной съёмки?
В настоящее время я использую Canon 5D Mark IV в качестве основного оборудования для съёмки, а также GoPro для записи процесса съёмки. Чаще всего при съёмке под водой я использую широкоугольные объективы. В основном я выбираю между широкоугольным объективом 16-35 мм, который не искажает изображение, и объективом «рыбий глаз» 8-15 мм с эффектом увеличения.
Съёмка под водой полностью отличается от съёмки на суше, особенно в плане используемого оборудования. Вы должны подготовить водонепроницаемые чехлы, которые подходят для разных моделей камер, и разные бленды для ваших объективов соответственно. Выбирая между беззеркальной и зеркальной камерой, я в основном учитываю тематику съёмки. Кроме того, вам понадобятся подводная вспышка, лампа подсветки автофокуса, кронштейны и зажимы и т.д.
Чтобы предотвратить попадание воды внутрь корпуса камеры, необходимо каждый раз, надевая чехол, очищать резиновое или силиконовое кольцо, которое не пропускает воду. Попадание на него пыли или волос может привести к попаданию воды внутрь корпуса. Водонепроницаемый корпус состоит из передней и задней крышки, на внутренней стороне можно увидеть его точный дизайн и кнопки. Существуют также различные водонепроницаемые футляры для самых разнообразных типов объективов.
Как правило, используете ли вы много дополнительных осветительных приборов, и сильно ли изменилась система освещения с тех пор, как вы начали работать?
Помимо камеры, источник света является вторым по важности оборудованием в подводной фотографии. Освещение под водой очень необычно, поскольку солнечный свет теряет свой красный свет после прохождения через 5 м морской воды. Всё выглядит голубоватым или зеленоватым. Для восстановления цветов, помимо использования фильтра, необходим видео свет более яркий, чем солнечный.
Тема вашей съёмки определяет, какой источник света вы используете. Самая большая разница между фото- и видеосъёмкой. На примере акул-мегамутов, съёмки документального фильма в основном проходили в ночное время, рыболовные суда имели свои собственные лампы для работы, поэтому использование источника света было ещё более сложным. Помимо того, что мы взяли с собой под воду видеосвет, необходимо было добавить систему кронштейнов к основной камере и вспомогательное освещение на корабле.
Я обратилась к капитану судна с просьбой дать мне постоянный источник света тёплого цвета. Обычно при съёмке огромных китов или млекопитающих мы свободно ныряем и снимаем при естественном освещении, но я беру с собой видеосвет или вспышку, чтобы компенсировать отклонение интенсивности света при обычном погружении.
Есть ли любимое время суток или года для фотографирования морских обитателей?
Если говорить о Тайване, то я с нетерпением жду нереста кораллов в мае. В действительности в каждом месяце есть разные виды организмов для съёмки. В мае и июне можно будет увидеть акул-мегамутов и китовых акул. Зимой я хочу запечатлеть подводную сцену маркировки рыбы-меч. Мой личный фаворит — ежегодный визит в сентябре в Вава’у, Королевство Тонга, для съёмки горбатых китов.
Что влияет на ваш выбор при принятии этих решений?
Обычно на меня влияет то, есть ли у меня компания, с которой можно поехать, и приглашение на различные проекты по подводной фотографии. В основном я выбираю те, которые посвящены крупным животным и взаимодействию между человеком и морской средой.
С тех пор как в 1976 году вас впервые заметили, вы были одним из немногих людей в истории, кому удалось сфотографировать неуловимую акулу-мегамута. Расскажите нам, каким был этот опыт и как появилась такая возможность?
Пол Клеркин, американский исследователь акул, и режиссёр Скотт ДеГроу приехали на Тайвань, чтобы записать видео с мечеными акулами-мегамутами. Меня познакомил с ними один из морских исследователей. Я подумала, что это ценная возможность, и поэтому присоединилась к проекту подводных съёмок. Это был бесценный опыт — встретиться с таким редким и огромным морским животным, особенно в моей собственной стране.
Как человек, много фотографировавший подводную жизнь, скажите, какой из морских видов является самым сложным для съёмки и почему?
Сардинный набег в южной Африке — тема, которую я уже пыталась снять, но не смогла. Он представляет собой феномен преследования множества видов. Предпосылкой является то, что обыкновенные дельфины загоняют сардин в косяки, которые, в свою очередь, привлекают китов Брайда, акул, тюленей и морских птиц для охоты на них.
Чувствуете ли вы себя постоянно в состоянии благоговения, когда находитесь рядом с этими существами?
Конечно! С тех пор как я начала заниматься подводной фотографией, я ныряла с крупными морскими животными, такими как горбатые киты, кашалоты, киты Брайда, большими белыми акулами, акулами-мегамутами и прочими. Оказавшись с ними лицом к лицу под водой, меня охватило восхищение. Это действительно прекрасные существа.
Говорят, что на Тайване существует фантастическое сообщество подводных фотографов. Помогло ли сотрудничество с ними распространить информацию о сохранении морской среды в регионе?
Хотя на Тайване не так много подводных фотографов, есть фотографы, специализирующиеся на морских черепахах, и я знаю друзей, которые занимаются макрофотографией. Я специализируюсь на акулах, скатах манта, китах и дельфинах. Я часто общаюсь с другими подводными фотографами, и мы хорошие друзья. Я также являюсь членом тайваньского общества подводной фотографии, и мы отдельно проводим различные совместные сессии для людей, которые хотят узнать больше о подводной фотографии, чтобы они могли лучше понять красоту морских организмов.
Как в такие редкие моменты сдерживать своё эмоциональное возбуждение, чтобы получить наилучшие снимки?
Продолжайте обращать внимание на то, что вам нравится в океане и его обитателях.
Есть ли какое-то конкретное животное, которое ускользало от вас все эти годы и которое вы всё ещё ищете, чтобы сфотографировать?
Конечно, я всегда мечтала попробовать заняться ледовым дайвингом в полярных регионах, понырять в разных условиях и поснимать нарвалов. Хотя это очень сложно осуществить, я с нетерпением жду возможности сделать это.
Если бы вы могли выбрать только один подводный снимок из вашего портфолио в качестве любимого, какой бы он был и почему?
Подводные съёмки с матерями и их детёнышами — это очень особенная и восхитительная часть процесса погружения в воду вместе с тонганскими горбачами. Связь между ними очевидна и сильна, а матери очень осторожны и опасаются потенциальных хищников. Нахождение рядом с таким огромным существом — это опыт, который останется с вами навсегда!
Поделитесь мудростью с фотографами, которые хотят снимать глубоко под поверхностью океана?
Профессия подводного фотографа необычайно сложна, особенно если он специализируется на экологической фотографии. Мы переносим видео и изображения, снятые под водой, на сушу, чтобы показать людям, которые не умеют плавать и не имеют возможности нырять, истории об океане.
Как эта акула продолжает оставаться неуловимой — загадка сама по себе. Хочется надеяться, что в ближайшие годы мы узнаем о них больше. Делайте то, что вам нравится, но не нарушайте экосистему тех мест, которые вы снимаете.
Ещё больше работ: zola-studio.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube