Юлия Судавная: Фотопроект «Инь и Ян»

фото: Юлия Судавная

В сегодняшнем интервью в рубрике #Нашилюди я познакомлю вас с великолепной фотохудожницей из г. Архангельск – Юлией Судавной. В этом эксклюзивном для Photar.ru интервью она расскажет о своем арт-проекте – «Инь и Ян».

«Инь и Ян» — это серия фотографий в стиле боди-арт и, скажу с полной уверенностью, эта работа не просто великолепна, она точно сможет вас вдохновить на ваше творчество!

фото: Юлия Судавная

Приветствую вас, представьтесь, пожалуйста, нашим читателям и расскажите о себе. Фотография — это то, чем вы занимаетесь постоянно — хобби или профессия?

Меня зовут Юлия Судавная, 37 лет, живу в г. Архангельск. Я коммерческий и арт-фотограф, 2,5 года назад открыла свою фотостудию. Фотография для меня очень долго была хобби, лет с 17ти. Еще после школы мне очень хотелось стать фотографом, и я поступила и окончила Санкт-Петербургский Университет Кино и Телевидения, факультет Фотографии и Регистрирующих Материалов.

Реклама

Однако мой первый опыт работы фотографом был настолько неудачным, что цифровая камера была отложена в сторону. Много лет я снимала только на пленку и для себя, и лишь 4 года как фотография стала для меня полноценной профессией.

Расскажите, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?

К фотографии меня тянуло давно, все началось, когда после школы и неудачной попытки поучится на экономиста, я оказалась вольным слушателем в колледже искусств. В течение месяца я посещала все занятия с утра и до вечера, смотрела как студенты учатся композиции, передавать ощущение движения в работе, а сколько цветов в чистом голубом, на первый взгляд небе различают художники!

Все это произвело глубокое впечатление, но так как рисовать никогда не умела, да и терпения столько нет, взяла в руки камеру, а если точнее, то старый родительский Зенит, с этого все и началось.

фото: Юлия Судавная

На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?

Коммерческие заказы снимаю на цифровую зеркальную камеру — Canon 6D, приобретала 5 лет назад, на тот момент это был хороший бюджетный вариант. Обработка — Lightroom и Photoshop, классика жанра, как говорится.

Lightroom хорош для быстрой и массовой цветокоррекции, Photoshop использую преимущественно для ретуши или создания коллажей. Также у меня не одна плёночная камера старой закалки: Зенит, Konica Minolta, Киев-60 (средний формат), Canon полуавтомат (пленка плюс автофокус — мое всё для семейной хроники).

Кто или что вдохновляет вас на творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора?

То, что касается креативных съёмок, то последние года я наблюдала и училась у Сергея Гунина, в плане арта, мне очень близка Юлия Бурулёва, а если говорит о мэтрах фотографии мирового и исторического масштаба, то эти имена вдохновили не одно поколение фотографов — Анри Картье-Брессон, Вивиан Майер, Сол Лейтер и более современные — Родни Смит, Патрик Демаршелье, Лейбовиц.

фото: Юлия Судавная

Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?

Свои работы судить довольно сложно, ещё сложнее сравнить их с другими, однако, когда дело касается творчества, мы все отличаемся друг от друга, как минимум, в силу своей личности, ведь искусство всегда несёт в себе отпечаток личности автора, оно всегда больше об авторе, чем о предмете, модели или пейзаже.

Серия “Инь и Ян” также имеет свои уникальные черты, в ней много ритма, лаконичности, своей геометрии кадра и даже своего рода принта, где-то это коллаж, где-то двойная экспозиция. Ну и, конечно, покраска всего тела — основная отличительная черта моих творческих съёмок последних двух лет, в этом направление будет ещё одна большая, уже цветная серия, над которой работаю в настоящее время.

Как по вашему мнению стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой?

Я думаю, что начинающему фотографу, действительно, не имеет смысла гнаться за самой лучшей камерой. Техническое оснащение становится критически важным, только когда выходишь на определенный уровень и только в коммерческой сфере, что касается творчества, то видение, фантазия, посыл и умение пользоваться светом как инструментом — ключевые моменты на всех этапах развития.

фото: Юлия Судавная

Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?

Если бы меня попросили сделать выбор и снимать только в одном направлении, я вряд ли смогла бы это сделать. У меня несколько коробок чёрно-белой пленки, отснятой лет за 18, и свежая катушка, заправленная в камеру.

С одной стороны, как фотограф, я воспитывалась на классической чёрно-белой фотографии: когда мы убираем цвет, взгляд фокусируется на композиции, фактуре, ритме, геометрии кадра, больше концентрируется на деталях.

С другой стороны, цвет в свою очередь имеет свою визуальную и смысловую нагрузку, поэтому используя цвет, можно создавать работы, оказывающие сильное впечатление, даже не имея объекта съёмки как такового, лишь абстрактным изображением. Поэтому в креативных съёмках я очень люблю работать с цветом, он создаёт определенное настроение и внутренние ощущения, отвечающие задумке или сюжету.

фото: Юлия Судавная

Пленка или цифра, почему?

И то и другое. Я очень люблю пленку за глубину кадра, динамический диапазон, фактурность и атмосферность, к тому же, мне очень нравится сам процесс съёмки на механическую пленочную камеру: щёлканье затвора, вдумчивое отношение к каждому кадру, ручная перемотка на старых камерах и необыкновенно рисующие объективы. Цифра же жизненно необходимая вещь в коммерческой фотографии, тут, я думаю, преимущества очевидны.

Естественный свет или постоянный/импульсный, возможно смешанный? Какой свет предпочитаете именно вы?

Такой, который позволяет реализовать задуманное, все зависит от того, какую картинку хочется получить. Работаю и с импульсом, и с постоянными источниками, и со смешанным светом. Хотя, конечно, вначале в основном снимала с естественным светом, училась видеть, как ложится свет, сейчас чаще снимаю с импульсом в студии.

фото: Юлия Судавная

Расскажите подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением?

Расскажу о серии “Инь и Ян”, все фотографии в этой серии связаны одной основной идеей: в этом фотопроекте мне хотелось передать неоднозначность человеческой натуры и красоту единства ее противоположных частей.

В каждом из нас есть такие части личности, которые мы не принимаем, есть теневая сторона, которую мы скрываем от всех, а иногда и от себя, и это расщепляет личность, не дает нам жить в гармонии с собой и жить полной жизнью. Ведь часто мы скрываем в этой теневой стороне личности не что-то плохое, а те черты, которые были просто неудобны родителям, ближайшему окружению, обществу, в котором мы выросли и формировались.

фото: Юлия Судавная

Последние пару лет в моей личности происходят глубинные трансформационные процессы: я познакомилась со своей теневой стороной и училась принимать себя, и это отражается в моей работе. Отсюда родилась серия фотографий на тему “Инь и Ян”, на тему соединения противоположностей, образующих единое целое, гармонии темного и светлого.

Интересно то, что эта серия была снята в пандемию, когда количество коммерческих заказов упало, было достаточно свободного времени и появилась потребность в творчестве, точнее в самовыражение через него.

фото: Юлия Судавная

Многие фотографы не умеют зарабатывать на своем творчестве. Вы могли бы дать какие-нибудь советы, которые могут помочь фотографам зарабатывать деньги?

Если честно, сама не отказалась бы от такого совета. В целом на данной момент в планах активное участие в различных фотовыставках, к примеру, с 3 по 8 июня 5 работ из серии «Инь и Ян» будут участвовать в выставке «Ритм» в Санкт-Петербурге в Arton Gallery, также этой серией заинтересовался музей современного искусства «АРТМУЗА» в Питере.

Работы, представленные на выставке, можно будет приобрести, и это один из вариантов монетизации творчества. Также творчество — отличный способ профессионального роста, и, как следствие, возрастает заинтересованность в тебе как в фотографе со стороны клиентов.

Как проходит ваш стандартный съёмочный день? С чего вы обычно начинаете свою работу? Возможно, у вас много помощников, которые помогут модели и со светом, либо вы сами со всем справляетесь?

У меня есть своя небольшая команда, нас в ней трое: я, Makeup мастер Татьяна Личутина и наша постоянная модель — Викторова Вера, она также очень помогает и на проектах, где не выступает в роли модели. Команда — это здорово, и чем больше, тем лучше, чем серьезнее проект, тем сложнее реализовать его в одиночку, а иногда просто невозможно.

К съемочному процессу всегда готовлюсь заранее, начиная со сбора референсов, командного продумывания образа и заканчивая отработкой света ещё до самой съёмки. Подготавливаю обычно несколько вариантов светового и композиционного решения, также в процессе съёмки не люблю спешку, она может привести к недосмотру, который после уже будет не исправить.

К тому же я очень не люблю просиживать время за обработкой, стараюсь сразу работать со светом и моделью так, чтобы после минимизировать время за компом.

Конечно, в процессе творческих съёмок, когда пробую что-то новое, частенько всё идёт не по плану, думаю, это естественный процесс обучения и развития, мотаю на ус и учитываю эти нюансы в будущем.

фото: Юлия Судавная

Ваша фотография больше документальная или она художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?

Моя фотография, однозначно, больше художественная, в определенном смысле, это фантазия на ту или иную тему. Мои творческие работы — проекция того, что происходит внутри меня, своего рода визуализация психологических процессов, к примеру, как писала выше, серия «Инь и Ян» — это знакомство и принятие своей теневой стороны.

Конечно, далеко не у всего моего творчества столь глубокие корни, где-то это просто проработка нового интересного светового решения, жажда цвета и красивой картинки.

Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать в руки камеру и снимать несмотря ни на что?

Пару лет назад одна клиентка меня спросила: «Вы так любите свою работу или это образ жизни?» — образ жизни. Фотография — это часть меня, часть моей личности, это способ миропознания и мировоззрение одновременно, «это способ выкрикнуть, освободится, а не доказательство или утверждение собственной оригинальности. Это способ жить» (с) Анри Картье-Брессон, поэтому, где бы я ни была и кем ни работала, фотография была, есть и будет в моей жизни несмотря ни на что.

фото: Юлия Судавная

Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.

Если смотреть с коммерческой точки зрения, то пандемия повлияла в негативном ключе, вызвала спад коммерческих заказов, однако это время стало началом моих творческих съёмок. Было время для обдумывания и реализации своих арт-проектов, родилось осознание какую фотографию хочу снимать.

Кризисы, как ни парадоксально, лучшее время для творчества. В личном плане, я поняла как важен и нужен социум, и теперь я всегда руками и ногами за творческое и не только сотрудничество.

Я заметил, что в ваших работах преобладает черно-белая фотография. Это был спонтанный или продуманный выбор?

Цвет или чёрно-белая фотография — всегда продуманный выбор, зависит от того, на что хочется акцентировать внимание. В основе серии «Инь и Ян» лежит гармония противоположностей, а что может лучше подчеркнуть это, как ни контраст черного и белого?

фото: Юлия Судавная

Не могли бы вы поделиться с нашими читателями своим планом работы? То есть как создается ваша фотография по шагам от и до? Расскажите ваш процесс работы?

Сначала в голове появляется идея или картинка, как правило, последняя появляется под влиянием определенной насмотренности или конкретного референса. Иногда мне может что-то присниться, потом начинаю продумывать композицию в целом, собираю референсы по образу, свету и позам, не в большом количестве, несколько штук как отправную точку.

фото: Юлия Судавная

Дальше договариваюсь с моделью и визажистом (так как у меня боди-арт, то стилиста мы не привлекаем по понятным причинам) и начинаю подготовку декораций, если это требуется.

К примеру, сейчас у меня в процессе покраски стоят в студии три куба, которые будут задействованы в следующем подобном проекте, крашу сама, необходимые материалы закупаем командно, краски для боди-арта сейчас сначала тестирую на себе, снимаю в своей студии.

фото: Юлия Судавная

Выбираем дружно дату, когда все свободны с утра и до вечера. На творчество всегда выделяю целый день: покраска тела процесс долгой, плюс модели ещё надо высохнуть до съёмки, поэтому начинаем максимально рано. Пока готовят модель выстраиваю декорацию, готовлю фон и свет, чаще всего не один вариант.

В целом в процессе таких съёмок много сложностей и подводных камней, особенно это касается краски, которую используем для тела. Так как материалы закупаются за свой счёт, а личный бюджет бывает весьма ограничен, то используем не профессиональный грим, а более доступные по стоимости материалы, которые в итоге могут вести себя далеко не так, как хотелось бы.

фото: Юлия Судавная

В частности, при съёмке «Инь и Ян» краска безбожно осыпалась (мы работали вообще без визажиста, экспериментировали по полной программе, сейчас лучше готовлюсь к подобным мероприятиям в плане выбора материалов), модель подкрашивалась не один раз.

Также был случай, когда модель, в процессе подобной съёмке, слиплась в позе эмбриона, минут 30 аккуратно ее разгибала и разлепляла, ибо это было больно, эмоций и переживаний было много! Как говорится, обучение методом проб и ошибок.

фото: Юлия Судавная

У вас есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?

Совет, наверное, только один — любить то, что делаешь, попробовать разные жанры, техники съёмки, найти то, отчего по-настоящему кайфуешь и всегда оставлять время и место для таких съёмок.

фото: Юлия Судавная

Можете дать совет для тех, кто хочет развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?

С идеи, референсов, мудбордов и единомышленников, в классной идее всегда найдутся желающие поучаствовать. И маленький совет, исходя из собственного опыта, если надумаете красить модель самостоятельно, проведите тест-драйв того, чем будете красить до съёмки, даже если это профессиональный грим, всё с чем работаю в первый раз теперь тестирую независимо от рекомендаций. 

фото: Юлия Судавная

Расскажите о ваших публикациях в зарубежном/российском глянце? Что нужно знать фотографам, чтобы получить свою первую публикацию? Когда и с какой работой вас впервые опубликовали?

Есть хорошая платформа для подачи заявок на публикацию — www.kavyar.com, там и наши, и зарубежные журналы практически на любой цвет и вкус, регистрация бесплатная, заявки и портфолио тоже можно создать бесплатно, очень удобна в использование.

Меня первый раз опубликовали год назад в нашем российском, преимущественно цифровом журнале «F.R.W.L.» на заднюю обложку, это была совместная работа с местным филиалом модельного агентства «Sigma», было очень приятно видеть свою работу на обложке. На данный момент у меня более 20 публикаций (точно не скажу, не считала) в разных журналах: Selin, Pump, Shuba Magazine, Marika, Mod Journal, F.R.W.L., Artells Magazine, Lovely Magazine, КАМЕРГЕР.

фото: Юлия Судавная

ИП или самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно особенно в наших реалиях?

Я самозанятая, с финансовой точки зрения, — это самое выгодное и просто реализуемое решение. ИП даже на упрощённых системах налогообложения необходимо вести учёт доходов и расходов, а также сдавать декларации и иные отчётные документы, в зависимости от системы, плюс налоговая нагрузка намного выше. Однако есть много нюансов, все зависит от конкретной ситуации.

фото: Юлия Судавная

Расскажите о ваших наградах, если таковые есть.

Наград как таковых пока нет, но я активно участвую в различных международных конкурсах. В прошлом году работы из серии «Инь и Ян» вошли в топ 4% лучших работ в номинации «концептуальная фотография» на Международном конкурсе 35Awards.

В этом году на этом же конкурсе уже другая серия прошла в финальный третий этап, в победители не попала, но не расстраиваюсь, жду рейтингов, с тем количеством работ, что присылаются на такие конкурсы. Оказаться в финале для меня уже большой шаг вперёд! 

Так же в прошлом году моя работа попала в галерею лучших работ на Международном конкурсе LensCulture Art Photography Awards, а в этом году серия «Инь и Ян» была отмечена и выставлена на сайте Международного журнала «Dodho», посвященного творчеству.

В планах и дальше участвовать в конкурсах и фотовыставках.

фото: Юлия Судавная

Благодарю вас за то, что нашли время для этого интервью.

Большое спасибо за интерес к моему творчеству и возможность рассказать о себе и своих работах!

Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВконтактеДзен, Telegram и YouTube