На протяжении полувека творческого пути Мартина Франк (Martine Franck) стала признанным классиком гуманистической фотографии, окутывая свои работы разнообразием сюжетов — от бескрайней детской любознательности до нюансов старости, от суровых пейзажей до ритмов городской суеты. Неизменно честная в своих признаниях, она признавала, что связь с фотокамерой у неё не возникла мгновенно. Исходно аппарат помогал ей преодолевать застенчивость и приближаться к людям.
Мартина Франк (1938 – 2012) родилась в Бельгии, провела детство в Соединённых Штатах, изучала историю искусств в Мадриде и Париже. В 1970 году она стала женой Анри Картье-Брессона, который уже пользовался признанием в нескольких журналах. Их брак протянулся до конца жизни отца фоторепортажа. После его ухода, Мартина заботилась об архиве, возглавив Fondation H. Cartier-Bresson, где сохранилось творчество обоих фотографов.
В 1983 году она вступила в ряды агентства Magnum. В этот период пробудился интерес к социальным вопросам, и она стала страстным защитником прав женщин. “Моё главное желание — создавать изображения, которые вдохновляют к размышлению”, говорила она. Вместе с тем подчёркивала: “Нельзя сфотографировать всё. Иногда человеческие страдания или разложение становятся преградой. В других случаях социологически интересные ситуации визуально не передают ничего. Фотография больше показывает, чем иллюстрирует; она не объясняет причин”.
В своих многочисленных путешествиях Мартина объединяла два изысканных таланта — мастера портрета и исследователя реальности. Путешествуя по всему миру, она ловко улавливала человеческие эмоции и запечатлевала социальные сцены. Её фотографии, посвящённые женщинам — от тружениц в Бухаресте до гейш в Киото, от кинозвёзд до художниц и режиссёров — были объединены в книге “Женщины” (“Femmes”).
О своём подходе к съёмке она говорила: “Пытаюсь запечатлеть человека, когда он слушает, задумывается или забывает обо мне. Редко прошу позировать, предпочитаю, чтобы люди показывали себя так, как они хотят. Для меня глаза и руки играют ключевую роль, и, по возможности, я предпочитаю использовать естественное освещение”.
Среди охотников за фотографиями Мартина Франк выделялась своей утонченностью и естественной элегантностью. Несмотря на шутки мужа о том, что она “не создана для прогулок по улицам”, ей удалось преодолеть свою застенчивость с помощью фотоаппарата, хотя перед каждой портретной съёмкой она чувствовала волнение, словно выходила на сцену.
На протяжении всей своей карьеры Мартина Франк фотографировала как известных, так и невидимых в обществе людей. Её работы, посвящённые уязвимым слоям общества, включая бедных и пожилых, вошли в книгу “Время стареть” (“Le Temps de Vieillir”, 1980). Её эмпатия также проявлялась в детской фотографии, которая занимала значительное место в её коллекции.
“Фотография — это необязательно ложь, но и не истина. Это, скорее, мгновенное, субъективное восприятие. Меня больше всего привлекает в фотографии момент, который невозможно предвидеть: за ним нужно постоянно следить и быть готовым приветствовать нечто неожиданное”, — сказала Мартина Франк.
Ещё больше работ по ссылке: Martine Franck
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube