Сериал «Сегун» получил приз за лучшую операторскую работу. Как он снят?

Сериал в жанре исторической драмы «Сегун», заказанный телеканалом FX (принадлежит медиахолдингу The Walt Disney Company), получил высокий рейтинг на IMDB — 8.6 из 10, и при этом поразил зрителей и кинокритиков нестандартной и даже смелой визуальной постановкой, за что получил 18 премий Эмми в этом году, включая «Выдающуюся операторскую работу». Первый сезон в 10 серий обошелся в рекордные 250 млн долларов (для сравнения первый сезон «Игры престолов» стоил в 60 млн долларов). В этом материале Photar.ru разбирает особенности визуального стиля сериала.

Сериал «Сегун» снят по одноименному роману

Сериал основан на одноименном масштабном романе американского писателя Джеймса Клавелла. Он был написан в 1975 году и повествует о судьбе английского моряка Джона Блэкторна, который попал в Японию в 1600 году. Контекст сюжета: непростые исторические и политические события, которые раздирают страну восходящего солнца.

Таким образом, зерно успеха сериала — качественный сценарий, основанный на большом романе-бестселлере, объемом в 1700 страниц. Кстати, до редактуры авторская рукопись содержала аж 2300 страниц.

Успеху самого романа способствовали два фактора. Первый — судьба его автора Джеймса Клавелла: во время Второй мировой войны он был артиллеристом. Находясь в Малайзии (Юго-Восточная Азия) он был ранен, после чего захвачен японской армией в плен. В нем он и пробыл до конца войны. Таким было суровое столкновение американца с японской культурой, традициями, обычаями и людьми.

Второй — это сама основа романа «Сегун», которая берет свое начало с реальной истории английского штурмана Уильяма Адамса. В 1600 году (тот же год фигурирует в сериале) Адамс в составе экспедиции Голландской Ост-Индской компании достиг берегов Японии, став первым англичанином, посетившим эту страну. Покинуть ему ее не удалось.

Как снимался сериал «Сегун»?

Главная неожиданность сериала — визуальный язык. Картинка, эффекты, костюмы и ракурсы — это сочетание выглядит необычно для дорогого проекта, который имел все шансы пойти по более «безопасному» пути, чего обычно хотят продюсеры.

Визуальная эстетика кадра «Сегуна» содержит намеренные искажения, дисторсии, цветовая палитра приглушена, а боке имеет характерные для объективов Петцваля завихрения.

Весь этот набор решений используется с самого старта пилотного эпизода под названием «Андзин». Мрачная атмосфера тяжелых событий, что в жизни главного героя — еле доплывшего живым до берегов Японии, что в жизни самой страны самураев, погрязшей в лихо закрученных политических играх.

Создатели сериала рассказывали о съемках на различных подкастах и интервью. В производстве использовалсь кинокамеры Sony Venice (первого поколения) с анаморфотными кинообъективами Hawk class-X prime.

Сериал снимался в полном разрешении 6К, после чего картинку кадрировали до 4К и соотношения сторон 2:1. Для некоторых сцен, сообщили авторы, использовались компактные кинокамеры, в том числе, Sony FX3.

Также использовались кинокамеры Phantom Flex 4K, а также Arri Mini LF.

В сериале достаточно много кадров, снятых с малой глубиной резкости. Они добавляют кинематографичного эффекта происходящим событиям, в которые оказывается втянут Джон Блэкторн.

При этом сама постановка основана на визуальном стиле классических японских режиссеров — их видении сцены, ракурсы и фокусные расстояния. Для достижения нужного эффекта команда операторов задействовала очень много высококлассной оптики: это Vantage One (на фото ниже), Angénieux, кинообъективы с фиксированным фокусным расстоянием Arri и Zeiss, объективы Laowa и объективы Sigma Cine.

Также для некоторых масштабных и заявочных сцен сериала «Сегун» использовался дрон DJI Inspire.

При этом большая часть цветовой палитры приглушена — создатели добились натурального мрачного цвета, который помогает визуально придать естественности обстановки феодальной Японии 17-го века.

«Мы все хотели, чтобы зрители прочувствовали реальную картину тяжелого положения Блэкторна от первого лица в сопоставлении с величием жизни Торанаги и других военачальников в их замках», — объясняет Росс, оператор-постановщик первого и второго эпизодов сериала.

«Свет и глубина всегда являются важнейшими элементами при создании любой сцены», — добавляет Вретблад, оператор-постановщик третьего эпизода. «В Сегуне мы стремились использовать естественные источники света и улучшать их по мере необходимости…».

Ряд традиционных приемов, так или иначе используемых в современных сериалах, авторы «Сегуна» намеренно обошли стороной.

«Мы не использовали раздельное тонирование с теплыми сценами, не использовали суперзамедленную съемку, чтобы сделать вещи более эпическими, не использовали немотивированную подсветку, не использовали глянцевый гиперсиний цвет для лунного света. Никаких искаженных источников. Точка», — говорит Лалиберте.

Сериал получил множество наград. За исключением нестандартного, но качественного сюжета, он может дать необходимую дозировку визуального вдохновения как для фотографов, так и для видеооператоров.

После успеха первого сезона сериал «Сегун» был продлен на второй и третий.

Ранее в рубрике «Вдохновение» на Photar.ru выходил материал об уникальных фотографиях, сделанных с борта Международной космической станции (МКС). Их сделал астронавт NASA Мэтью Доминик: невероятный портрет на фоне Млечного пути, реки Нил, впадающей в Средиземное море и другие креативные снимки. В видеоинтервью одному из зарубежных изданий астронавт-фотограф поделился своим опытом и рассказал о том, как снимать космос из космоса, какие камеры и оптику он использует, а также историю своего увлечения фотографией.