Съемка с анаморфотным объективом

анаморфотный объектив

Не многие знают, что такое анаморфотный объектив и как им пользоваться. Эта оптика используется в съёмке широкоформатного кино.

Использование анаморфотной линзы на DSLR

Давным-давно режиссёрам захотелось, чтобы в кадр умещалось как можно больше пространства. На стандартную 35мм плёнку вмещалась только та область, которую захватывали в поле зрения обычные объективы. Даже сферические линзы не давали нужного охвата. Тогда нашёлся интересный выход из сложившейся ситуации.

Было решено сжимать кадр по горизонтали при помощи специальной линзы. На плёнку записывалось сжатое изображение, которое в последствии через проектор выводилось на экран и через такой же анаморфотный объектив разворачивалось до очень большой ширины. Таким образом удалось сохранить фокусное расстояние оригинального объектива, но вместить в кадр очень широкое изображение.

Вот так выглядит изображение в видоискателе камеры с объективом Sigma 85mm F/1.4 и анаморфотной линзой-насадкой 1.9x.

анаморфотный объектив

В графическом редакторе или видеоедакторе, если вы снимаете видео, нужно вернуть пропорции путём растягивания изображения. В итоге получается красивый кинематографический эффект.

анаморфотный объектив

Всё, что нужно сделать, для того, чтобы работать с анаморфотнымным объективом – это закрепить его перед объективом вашей камеры. В продаже можно найти анаморфотные линзы с различным коэффициентом сжатия. Диапазон сжатия может составлять 1,3 или 1,5 раза. Часто встречается 1,9 раза. Есть даже 2 и более раз.

Однако, не сразу может быть понятна концепция анаморфотной съёмки, поэтому лучше один раз показать, чем расписывать теорию на десятки страниц.

Вот портрет с нормальным фокусным расстоянием 85mm и диафрагмой F/1.4:

анаморфотный объектив

А вот фото с анаморфотным объективом перед 85мм оптикой. Единственное, что изменилось – это перед камерой был установлен анаморфотный объектив.

анаморфотный объектив

Это то же самое изображение, но его пропорции приведены к естественным путём растягивания.

анаморфотный объектив

Следующий снимок демонстрирует попытку получить то же поле зрения благодаря перемещению камеры назад. Используются те же настройки объектива 85мм F/1.4 без анаморфотной линзы.

анаморфотный объектив

Сразу видно, что из-за удаления от объекта съёмки боке стало менее выраженным. Также проблематично получить такую же ширину кадра.

В продаже проще всего найти оптику производства времён СССР. Это объективы для проекторов ЛОМО 35-НАП, Meopta anagon 2x и Rectimascop. Цены очень сильно варьируются в зависимости от качества оптики, её состояния и жадности продавца. Все эти объективы очень массивные, поэтому их нужно крепить на специальные шасси перед объективом.

Также существуют готовые решения, наподобие SLR Magic. Это компактная насадка для объектива со специальным креплением. Но их стоимость не сравнима высока с кустарными решениями, однако и качество работы совместно с удобством использования значительно превышают аналоги из прошлого.

Фокусировка

Работа с таким объективом отнимает много времени и сил. Работать придётся в ручном режиме. Нужно сфокуировать свой объектив, настроить диафрагму, а потом выставить перед объективом анаморфотную насадку на таком расстоянии, чтобы нужный объект оказался в фокусе. При этом нужно постоянно работать фокусом камеры и расстоянием до второго объектива.

Также часто фотографы разбирают оптику и отдельно крепят блоки линз на рельсах. Это позволяет более гибко настраивать фокусировку.

Другие преимущества анаморфотной оптики

Также анаморфотные объективы изменяют вид боке, делая его овальным и преобразуют блики в уникальный вид.

анаморфотный объектив

Оригинальные и сплющенные изображения:

анаморфотный объектив

И на таком же расстоянии без анаморфотнго объектива:

анаморфотный объектив

Особенно хорошо блики выглядят в видеороликах во время движения автомобилей или движения камеры относительно источника света.

Почему до сих пор анаморфотные линзы не популярны в фотографии? Вероятно из-за того, что такой формат трудно печатать. Также, из нескольких кадров легко сделать панорамный снимок. Кроме того, панорама из нескольких стандартных снимков будет качественнее на пиксельном уровне, чем растянутый анаморфот. Видео с таким широким полем зрения невозможно снять без специалного объектива, а с фото всё проще. Тем более есть короткофокусные широкоугольные объективы, которые покрывают большие пространства. Снимки, полученные с их помощью можно обрезать в нужных пропорциях и получать практически то же самое, что и в случае с анаморфотом. Но всё же есть преимущества старой широкоформатной технологии. Это сохранение фокусного расстояния и размытия при использовании оптики с фокусным расстоянием 58мм, 81мм и т.д. Невозможно одним кадром получить на «Рыбий глаз» такую же картинку, как и на портретник, а портретник не захватит такую ширину кадра. Поэтому выход очевиден. Использование анаморфотных линз.

Так как многие видеооператоры переходят на использование компактных камер, а байонеты унифицируются, то в ближайшее время возможно засилие рынка анаморфотной оптикой. Так компания Veydra уже анонсировала разработку анаморфотной оптики для камер с датчиком 4/3.

Имитация анаморфотной линзы

Существует способ имитации эффекта овального боке и растянутых бликов от света при помощи специального фильтра. Его легко можно сделать самостоятельно. Всё что нужно, это вырезать из картона плотно вставляющийся перед передней линзой круг и прорезать в его середине овальное отверстие. Это поможет получать овальное боке на открытой диафрагме.

Имитация анаморфотной объектива

Преобразовать блики поможет вертикально натянутая леска, проходящая через центр объектива. Закрепить её можно на самой картонной насадке или просто обернуть вокруг объектива и зафиксировать резинкой.

Вывод:

Теперь вы понимаете, что создавая снимки на простой объектив невозможно воссоздать анаморфотный эффект без склейки нескольких изображений, а в случае с видео вовсе не добиться такого эффекта без специальной насадки.

anamorphic-example-still-portrait

anamorphic-portrait-of-groom

portrait-of-a-bride-anamoprhic

tutorial-on-shooting-with-anamorphic-lenses

ИСТОЧНИКpetapixel

8 КОММЕНТАРИИ

  1. Я измерил линейкой и посчитал отношение x / y сторон стекла с горшком (от центра перемычек из-за размыва).

    фото №1 (близко): 35 / 58 = 0.60

    фото №2 (анаморфот): 19 / 35 = 0.54

    фото №3 (далеко): 27 / 46 = 0.59

    Кадр анаморфота растянут с неправильным отношением, «недорастянули» по горизонтали на 10%. У кадра анаморфота ещё и горизонт «завален», т.к. окно наклонено.

    • Ромбовидное искажение окна ещё одно доказательство неправильного растягивания. Отношение сторон исходной и растянутой картинки равно 1.67, а должно быть 1.83.

        • Короче всё ещё хуже. С самого начала было подозрение, что оси анаморфотного объектива повёрнуты относительно осей матрицы. В итоге перепробовал несколько вариантов, чтобы устранить это искажение, вот лучший результат:

          1. поворачиваем изображение на 15 градусов ПРОТИВ часовой
          2. растягиваем по оси Y с коэффициентом 1.25
          3. поворачиваем изображение на 15 ПО часовой
          4. растягиваем по оси X с коэффициентом 1.25*1.67=2.08 (коэф 1.67 взят из оригинального восстановленного изображения)

          Полученное лицо выглядит наиболее похожим со снимком издалека.

  2. В первом примере после применения анаморфотной оптики лицо получилось вытянутым по вертикали, что видно при сравнении со снимком с удаленной позиции. Может, просто руки кривые снимали?

    • в первом примере девушка находится ближе к объектиу, соответственно, искажения ее лица другие.

  3. В первом примере после применения анаморфотной оптики лицо получилось вытянутым по вертикали, что видно при сравнении со снимком с удаленной позиции. Может, просто руки кривые снимали?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь