Самые яркие события 2021 года в фотографии по версии BBC

BBC отобрали 15 самых поразительных фотографий 2021 года, включая изображения беспорядков в Капитолии США, и сравнили их с культовыми произведениями искусства.

Reuters

Выступление на COP26, Тувалу, ноябрь 2021 года

Выступая на конференции ООН по климату в Глазго, министр иностранных дел тихоокеанского островного государства Тувалу — Саймон Кофе стоял в костюме по бедра покрытый морской водой, чтобы продемонстрировать, как повышение уровня моря и ускоряющийся климатический кризис угрожают его низменной стране. «Мы не будем бездействовать, — настаивал Кофе, — когда вода поднимается вокруг нас». Поразительный образ и его тревожные слова напомнили о целой истории образов фигур и общин, которым угрожает прихоть волн и воды, от ужасающей картины Яна Асселийна «Прорыв дамбы Святого Антония близ Амстердама» (которая реконструирует катастрофическую волну, обрушившуюся на голландское побережье в предрассветные часы 5 марта 1651 года) до компьютерной работы немецкого цифрового художника Коты Эзавы 2011 года «Потоп», чья работа была вдохновленна медийными образами тонущих районов на глубоком юге Америки.

Alamy

Скульптура, Италия, 2021

Реклама

Остроумная фотография, якобы изображающая необычное изобретение, стало вирусным в социальных сетях в ноябре. Литая реконструкция группы скульптур с виллы Тиберия 1-го века в Сперлонге, Италия, излишне говорить, изображает нечто очень незаурядное по сравнению с миром пораженным ковидом: ослепление циклопа Полифема, который поймал Одиссея и его команду в пещере. Согласно легенде, Одиссею в конце концов удается победить Полифема (который съел нескольких помощников окружения эпического героя) «неразбавленным» вином, прежде чем заколоть его прямиком в его единственный глаз заостренным копьем. Любой, кто самостоятельно посмотрел на эту скульптуру боковым зрением и прощупал этот арт объект немного глубже, чем они предполагали, может почувствовать, что Полифем легко отделался.

Alamy

Самолет ВВС США, аэропорт Кабула, август 2021 года

Когда 15 августа талибы вошли в столицу Афганистана Кабул, самолет ВВС США, направлявшийся в Катар, стал последней надеждой на эвакуацию из города для многих афганцев. Фотографии сотен отчаявшихся людей, наводнивших рампу самолета C-17 Globemaster III, были одними из самых драматичных, снятых в этом году. Непостижимая давка (по оценкам, между 640 и 830 взрослыми и детьми) сумела воссоздать клаустрофобное видение недавней скульптуры современного канадского художника Тимоти Шмальца «Ангелы врасплох» — бронзовой лодки высотой 20 футов, набитой перемещенными душами. Представленная Папой Франциском в сентябре 2019 года во Всемирный день мигрантов и беженцев в Ватикане, работа берет свое название от морального наставления в Послании к Евреям: «Не забывайте о гостеприимстве, ведь были люди, которые принимали у себя ангелов, даже не зная об этом».

Getty Images

Астронавты, Израиль, 2021

Пара шагов астронавта бок о бок в скафандрах во время тренировочной миссии на Марс в кратере Рамон в израильской пустыне Негев. Самый большой в мире «махтеш» (тип эрозионной впадины, которая не образуется при ударе метеора или извержении вулкана), каньон в форме сердца служил сюрреалистическим убежищем для шести астронавтов из Австрии, Германии, Израиля, Нидерландов, Португалии и Испании. Экипажу было разрешено исследовать пустынную местность только в скафандрах, чтобы приблизиться к условиям, с которыми они столкнутся на Марсе. Фотографии инопланетной симуляции захватили воображение мира и, казалось, показывали не столько физическое царство в нашей собственной Солнечной системе, сколько одинокий и светящийся мыс душ — метафизической вселенной в другом месте, подобной тем, которые представлял себе французский художник-авангардист ИвТанги.

Getty Images

Протестующие, Шотландия, ноябрь 2021 года

Во время Конференции ООН по изменению климата COP26 в Глазго в ноябре текущего 2021 года, активисты группы Ocean Rebellion провели демонстрацию возле завода интегрированного нефтеперерабатывающего и нефтехимического центра INEOS в Грейнджмуте, Шотландия. Грубый образ интуитивно эффективен и напоминает знаменитый лейтмотив в произведениях современного искусства художников, привлекающих внимание к вредному воздействию на окружающую среду, вызванному человеком, традицией, которая простирается от нефтяного бассейна покойного японского художника Нориюки Харагути (длительная серия, которая началась в 1970-х годах) до более поздних разливов нефти Ай Вэйвэя, 2006.

Getty Images

Дайвер, Китай, январь 2021 года

В январе эта женщина была сфотографирована ныряющей с постамента льда, поднимающегося из холодного озера в Шэньяне, в северо-восточной китайской провинции Ляонин. Замерзшая над стеклянной поверхностью горькой воды, она навсегда осталась напряженно подвешенной – ни часть времени, ни вне ее, невесомой и тяжелой. Героически замерзшее тело спортсменки в воздухе рифмуется с размеренным участком снежной тропы или берега, который разделяет фотографию на равные части земли и воздуха. Для многих суровость окружающей среды и дискомфорт, который вечно ожидает пловчиху, делает ее подвесное погружение таким же немыслимым, как лебединое ныряние на улицу с городского выступа — подвиг, который, как утверждал французский художник Ив Кляйн, он совершил из парижского окна в 1960 году. Воссоздав выпад, Кляйн нанял пару фотографов, чтобы помочь ему поставить серию снимков, которые он назвал «Прыжок в пустоту», на которых запечатлено тело, вытянутое в воздухе в позе, очень похожей на позу китайского дайвера.

Getty Images

Девушка, Газа, май 2021 года

В ходе самой кровавой эскалации конфликта между Израилем и палестинцами с 2014 года воздушные удары, нанесенные в отместку за ракету, выпущенную ХАМАСом, 24 мая разорвали дом маленькой девочки в Бейт-Хануне, Газа. Образ девушки, стоящей босиком среди арматуры и обломков, глядящей на свой разбитый горизонт, душераздирающий. Несоответствие в такой сцене чучела кролика, который смотрит вверх ногами на перевернутый мир, напоминает картину британской художницы Паулы Рего 2003 года «Война», которая сама основана на медиа-фотографии молодой девушки, сделанной во время травм войны в Ираке. В грубом видении Рего кролик — условно символ невинности и возрождения в истории искусства — остро перевоплощается в угрожающую маску страданий. На снимке из Газы нет необходимости в переосмыслении ужаса.

Getty Images

Озеро, Сербия, 2021

Фотография гротескного ледника из мусора, засоряющего реку Лим недалеко от города Прибой на Западных Балканах, потрясающе мрачна. Виной всему была конвергенция ослабленных мер по управлению отходами, эскалация незаконных сбросов и наводнений в регионе, которые помогли перенести мусор в одно место. Несоответствие плотных обломков в нетронутом пейзаже напоминает тревожное видение современного кубинского художника Томаса Санчеса, который переосмыслил место распятия Христа за пределами Иерусалима в своей картине 1994 года «Аль-сур дель Кальварио» (к югу от Голгофы). Картина Санчеса, представляющая собой накидку из не переработанного мусора, предполагает, что спасение — это материал, пробирающийся сквозь мирской ил, настолько же трудное духовное путешествие.

Getty Images

Мальчик, Индонезия, 2021

Восьмилетний мальчик попрошайничает на улицах Депока, Индонезия. Его кожа покрыта токсичной смесью металлической краски и растительного масла, которая превращает его тело в своего рода полированную скульптуру. Алди входит в группу людей, известных как Манусия Сильвер (или «Серебряные люди»), которые прибегают к этой опасной маскировке, чтобы привлечь милостыню. Образ Альди, мерцающий среди стального потока движения на перегруженной городской улице, особенно впечатляет. Для многих мальчиков возраста Альди, эта робота единственная, они играют роль чудесного талисмана — тема, которая оживляет фотографию шотландского художника Эдуардо Паолоцци, усиленную чернилами и гуашью Wonder Boy, 1971, которая представляет мальчика, сливающегося с магией своего игрушечного робота. На фотографии Паолоцци они растворяются в одном и том же мерцающем веществе. Образ Альди, однако, трагически подрывает этот детский инстинкт потерять себя в игре.

Getty Images

Бунт в Капитолии, США, январь 2021 года

Фотографии сторонников Дональда Трампа, яростно сталкивающихся с полицией Капитолия в Ротонде Капитолия США 6 января, потрясли мир. Сторонники Трампа протестовали против признания легитимности победы Джо Байдена в качестве избранного президента. Для некоторых может стать неожиданностью, что образ американцев в горле друг друга является частью самой ткани пространства. За кадром этой фотографии, позади оператора, который ее сделал, рельефная скульптура из песчаника итальянского скульптора 18-го века Энрико Каузичи, которая изображает колонизатора Даниэля Буна, запертого в рукопашном бою с коренным американцем. Смятое тело другого лежит у них под ногами. Достоинства работы – эстетические и моральные – в наши дни с такой же вероятностью вызовут поляризующее мнение, как и события 6 января.

Alamy

Контейнеровоз Ever Given, Египет, март 2021 года

Когда весной 2021 года колоссальное грузовое судно застряло боком в египетском Суэцком канале, мир, как и сам глобальный судоходный трафик, внезапно остановился на своем пути. Путешествуя из Китая в Нидерланды, судно Ever-Given тащило 20 000 морских контейнеров, когда рано утром 23 марта оно вклинилось и застряло возле южного канала. С его кормой, прижатой к западной стене, и его носом, погребенным глубоко в песок, гигантский корабль никуда не собирался двигаться. Фотографии миниатюрного землекопа, пытающегося освободить огромное транспортное средство, вдохновили многих на веселый мем и напомнили знаменитые фарсовые изображения миниатюрных мышц, определенных в стиле Давида v-Голиафа, чтобы победить гигантскую проблему, такую как темпера-золотая иллюстрация 15-го века из Часослова анонимного фламандского иллюминатора, известного как «Мастер Дрезденского молитвенника».

Environmental Photographer of the Year 2021

Мальчик, Кения, 2021

В ноябре были объявлены победители конкурса «Экологический фотограф года 2021». В категории «Климатические действия» победила фотография маленького мальчика, прикрепленного сюрреалистично, с помощью маски для лица и респиратора, к горшечному растению, стоящему рядом с ним, как кислородный баллон. Мощная медитация на траекторию экологического ущерба, «Последнее дыхание» Кевина Очиенга Оньянго была снята в Найроби, Кения. Изображение не только смотрит в наше неопределенное будущее, но и возвращается в историю искусства, поглощая и подрывая влиятельные работы из прошлого. Хрупкость и драгоценность дыхания напоминают темы, которые оживляют такие работы, как Джозеф Райт из шедевра Дерби 18-го века «Эксперимент на птице в воздушном насосе» (основанный на недавнем открытии кислорода Джозефом Пристли) и концептуальная работа итальянского художника Пьеро Мандзони 1960 года «Дыхание художника», для которой Мандзони попытался навсегда сохранить свое дыхание в красном воздушном шаре.

Getty Images

Живопись, Франция, октябрь 2021

Фотография французских пожарных, поднимающих огнеупорное одеяло для защиты одного из многих сокровищ в соборе Святого Андрея во время учений в Бордо, Франция, в октябре, сама по себе была произведением искусства. Картина, лежащая в основе изображения, была создана фламандским мастером 17-го века Якобом Йордансом и изображает мучительно распятого Христа, израненного длинными копьями, сдобренными пропитанными уксусом губками, на фоне сгущающегося мрака. Лестницы, которые обрамляют полотно, выравниваются с тропами подъема и спуска, изображенными на картине, и превращают работу в нечто любопытно кинетическое — видение, которое не является ни полностью реальным, ни воображаемым, ни духовным, ни повседневным. Наклонный реквизит соединяет нас с прошлым и склоняет наше воображение к многогранной традиции произведений, уровни смысла которых измеряются вдоль угловой длины поднимающихся лестниц, от так называемой Лестницы Божественного Восхождения (икона конца 12-го века в монастыре Святой Екатерины, гора Синай), которая изображает монахов, поднимающихся к Иисусу, до серии рисунков французско-американской современной художницы Луизы Буржуа «Лестницы»,  через который она конструирует характерно неоднозначный личный символ – одновременно шаткий и возвышающий.

Getty Images

Дети, Эфиопия, июль 2021 года

В июле группа детей была сфотографирована стоящей под деревом на месте будущего лагеря для эритрейских беженцев, недалеко от деревни Дабат, к северо-востоку от города Гондэр, Эфиопия. Обнаженный шарф из тумана, окутывающий сцену, придавал изображению мифическое свойство. Живое убежище, обеспечиваемое лирическим пологом листьев и воображаемой музыкой его стационарного шороха, напомнило о бесчисленных примерах в культурной истории «Деревьев жизни» — тема, которая вдохновляла всех, от древних уратрийцев, для которых дерево фигурировало как важная религиозная эмблема, до венского художника в стиле модерн Густава Климта,  который заводит ветви своего поэтического Древа Жизни в символические спирали – катушки духовного двигателя, которые были в вечности.

Getty Images

Работники здравоохранения, Индия, октябрь 2021 г.

Чтобы отметить введение в Индии миллиардной дозы вакцины против коронавируса, четыре члена сестринского персонала больницы Рамайях в Бангалоре позировали в октябре для фотографии в облике широко почитаемой богини Дурги (связанной с силой и защитой), которая обычно изображается со множеством рук, каждая из которых владеет оружием, с помощью которого она умело побеждает своих врагов. Это не первый раз, когда Дурга, главное индуистское божество, которому приписывают борьбу со злыми силами, упоминается во время пандемии. Годом ранее, в октябре 2020 года, изображения шестифутовой скульптуры Дурги, которую индийский художник Санджиб Басак вылепил из выброшенных инъекционных флаконов и блистерных упаковок устаревших полосок лекарств, стали вирусными в социальных сетях. Выйдя из кучи больничных отходов – обломков дискомфорта и болезней – скульптура Басака прозвучала неожиданно обнадеживающей нотой перед лицом страданий и невзгод.

[bbc.com]

Следите за новостями в наших социальных сетях

Вконтакте, FacebookInstagram, Telegram и YouTube