Rust2D: «Грузчики ветра»

Фото: Rust2D

В сегодняшнем эксклюзивном для Photar.ru интервью в рубрике #Нашилюди, я познакомлю вас с творчеством замечательного фотографа из России, настоящего художника, посвятившего 11 лет своей жизни на съёмку танца. И это не очередная банальная фотография, в его работах присутствует живая экспрессия, сложные многофигурные построения, отсылающие зрителя к эпохе Барокко. Знакомьтесь — Rust2D и его поистине волшебный проект — «Грузчики ветра».

И кстати, у фотографа прямо сейчас проходит выставка в Москве, но об этом ниже.

Фото: Rust2D

Представьтесь, пожалуйста, расскажите о себе. Откуда вы, как пришли в фотографию. Как долго занимаетесь ею? Фотография — ваша профессия или увлечение всей жизни, а зарабатываете чем-то иным? 

Я Рустам. Но в основном зрители в сети знают меня, как Rust2D. Я болен фотографией уже 20 лет. Это мой хлеб, мой трепет и моя боль. Фотография занимается мной больше, чем я ей. 

Фото: Rust2D

Как родился псевдоним RUST2D?

Когда я учился в МИЭМе (Институте Электроники и Математики), мои друзья-сокурсники, увлечённые 3D-моделированием, с иронией прозвали меня плоским «двухмерным», за то, что я просто любил рисовать в любое время на лекциях и семинарах. Так и родилось это прозвище, впоследствии ставшее псевдонимом — «Плоский Руст» или «Rust2D».

Фото: Rust2D

Почему Танцы? Что именно вас привлекло в этом жанре искусства, раз вы посвятили свою жизнь его съёмке, причём непросто документируя, а ища более творческий подход.

Фотографу действительно очень сложно найти свою «тему» в творчестве. Я искал её около 10 лет. Здесь, наверное, придётся описать вкратце творческий путь, чтобы было понятно читателям, что это не какое-то сиюминутное увлечение.

Фото: Rust2D

В 2003 году, когда я снимал свои первые картинки, я попал в театр, и так случилось, что стал декоратором детского мюзикла «Праздник Непослушания» на стихи великого детского поэта Сергея Михалкова. Меня заметили и пригласили снимать спектакли и рисовать афиши для театрального агентства «Премьера». В то время фотографов было очень мало, и только появлялась цифровая фотография, и фотографы прилично зарабатывали.

Вскоре мне удалось открыть студию в подвальном помещении на Покровке. Снимал актрис, моделей и артистов. Очень любил портреты. Через пару лет ушёл из театров, полностью переключившись на портфолио, гламурную и будуарную фотографию для глянца. Снимал много рекламы, модные картинки, параллельно очень серьёзно вник в съёмку меню для ресторанов, брался за любые репортажи, свадьбы, снимал пейзажи, и пробовал стрит.

Фото: Rust2D

Объехал всю страну с гастролирующей цирковой труппой и очень много снимал животных. Мне казалось, что я нашёл свой свет, и научился филигранно съедать тенями лицо и тело героя кадра в постановочной студийной съёмке. Стал получать очень хорошие заказы и чувствовал себя независимым Художником.  Однажды в 2011 году, моя подруга балерина, привела меня на странный спектакль современного танца «Бабушки» Мартина Форсберга: 4 старушки сидели на табуретках и тихо болтали между собой, а вокруг них 4 танцовщика в странной пластике рефлексировали на происходящее.

На 15 минуте, я демонстративно встал и вышел из зала, хлопнув дверью, мне стало стыдно находиться в зале и терпеть этот бесконечный маразм. Но мне понравились эти ребята-танцовщики. Вскоре мне удалось встретиться с ними снова на групповой студийной съёмке, где я потерпел фиаско. У меня, так строго и чётко выстраивающего кадр и контролирующего все процессы изнутри, не получилось снять ничего достойного внимания. Хотя ребята были интересны, харизматичны и двигались весьма эффектно.

Фото: Rust2D

Я попросил ребят звать меня на все репетиции и прогоны спектаклей. Я хотел понять, чем меня завораживало это действо, но ни ключей, ни малейшего понимания у меня не было. Так прошло ещё три года, постоянных неудач и плохих съёмок, танцовщики совершенно не замечали меня, я ходил тенью, уже привычно вручную наводился на резкость, моя самооценка была ниже плинтуса.

Фото: Rust2D

Если выражаться языком художника — я снимал «от пятна». Я видел взаимодействие светлых и тёмных пятен в прямоугольнике и быстро строил композицию, и нажимал на затвор. Однажды меня попросили показать моё портфолио, и мне пришлось вернуться в «реальный мир» сладкой коммерческой фотографии. Я стал подбирать свои лучшие кадры, и вдруг с ужасом осознал: «Всё, что я делаю в фотографии, ничем не отличается от сотен и тысяч таких же фотографов, как я».

Фото: Rust2D

Мы все топчемся на маленьком мостике, снимая одинаковые портреты красивых дев, кошечек, цветочков и закатов. А вокруг нас находится огромное поле неизведанной красоты, просто эту красоту не принято считать таковой, и она попадает в слепое пятно массового зрителя. Поняв и серьёзно прочувствовав этот факт, я увидел, что у меня нет ни одного кадра, которым я бы мог гордиться. Это понимание произошло со мной в 2014 году — то есть после 12 лет плотного занятия фотографией.

Фото: Rust2D

Тогда я решил заново сделать своё портфолио, отринув всё предыдущее. Сперва я намеренно запретил себе использовать свет, который считал выигрышным и рекламным. Мне было понятно, что у меня получится в итоге и именно эта предопределённость отталкивала меня. Мне захотелось насытить свои кадры необычными элементами и костюмами, и я обращался к разным модельерам и художникам, надеясь на сотрудничество, но никто не проявлял интереса. 

Фото: Rust2D

Поэтому мне пришлось всё делать самому. Постепенно я стал шить платья, делать скульптуры из картона, проволоки и пластика, насыщая свои будущие картины необычными деталями. Меня знало много танцовщиков, и они приходили в студию и непринуждённо импровизировали в моих декорациях, а я как бы снимал репортаж с «места волшебства».

Фото: Rust2D

Стоит отметить, что танцовщики — специфические люди, им совершенно наплевать на фотографию, как они выглядят в кадре, увидят ли они себя на картинках. Им всё равно. И эта беззаботность отчасти передалась и мне. Я отпустил контроль и просто наслаждался созерцанием, плыл с ними в едином потоке и иногда, в очень редких случаях — из этого стали получаться удивительные фотографии.

Вот так я и нашёл свою тему в фотографии. «Найти свою тему» — означает, сделать те кадры, которые можешь снять только ты.

Фото: Rust2D

Rust2d, расскажите, давно ли родилась идея выставки «Грузчики ветра»? Откуда взялось это название, что оно отражает?

Я собрал книгу о танце за последние 11 лет съёмок. Долго думал, как её назвать, чтобы название было небанальным, не затёртым. Скорее абсурдным. И тут у меня родилось «Грузчики ветра». Танцовщики, счастливые люди, занятые по собственному выбору тяжелейшим физическим трудом, но ловящими от этого кайф движения и сопричастности. Взаимодействие их объёмов и линий в пространстве доставляет визуальный восторг всем смотрящим им вслед.

Фото: Rust2D

Кто вдохновляет вас на ваше искусство? Есть ли фотографы или художники, хореографы, режиссёры или ещё кто-то?  Кто так или иначе повлиял на то, каким вы стали фотографом сегодня?

Меня вдохновляют деревья — особенно поздней осенью и зимой. Деревья танцуют куда лучше людей. Все деревья красивые, соразмерности их стволов, изломы веток, причудливые, но всегда гармоничные ответвления, не устаю поражаться их динамике и красоте.

Фото: Rust2D

Фотографы совсем не вдохновляют. Режиссёры — Дэвид Кроненберг, Алан Паркер, Вернер Херцог. К примеру, если хореографу удалось изобрести свой перевод основных человеческих чувств, на язык пластики: Матс Экк, Режис Обадиа, Вим Вандекейбус, Анн Ван Ден Брок, Крис Херинг, Пол Нортон, из наших — Саша Пепеляев, Анастасия Кадрулёва, Ольга Лабовкина. 

Фото: Rust2D

На меня оказали визуальное давление следующие Художники:

  • Хуан Миро — создание сказки минимальными средствами.
  • Питер Пауль Рубенс — композиция и сюжетное насыщение.
  • Якопо Тинторетто — ритмическая светотень.
  • Джордж Беллоуз — пространство и перспектива.
  • Джанбаттиста Тьеполо — лёгкость и воздушность.
  • Аньоло Бронзино — нежность и эротизм.
  • Питер Брейгель — создание мира.
  • Микеланджело Буанаротти — за гигантский замах.
  • Илья Репин — за восторженное ремесло.

Писатели: Николай Семёнович Лесков — за то, что выводил человека таким большим и духоподъёмным. Антон Павлович Чехов — за мягкую, прощающую иронию.

Фото: Rust2D

Rust2d, вы могли бы дать пару советов, с чего начать начинающему фотографу, который так же как и вы, хочет начать снимать танцы.

К сожалению, у меня нет никаких советов, как снимать танец, это можно делать совершенно по-разному. Тут всё очень индивидуально. Как учить заниматься любовью.

Фото: Rust2D

Расскажите подробнее о вашей выставке, где она проходит, как на неё попасть?

Друзья, моя большая персональная выставка «Грузчики ветра» проходит по адресу: Москва, Саввинская набережная 23, Галерея Классической Фотографии. На выставке представлены избранные 55 работ, собранные за 11 лет. Выставка продлится до 8 января 2023. 

Фото: Rust2D

8 января пройдёт финисаж (торжественное закрытие), на котором состоится перформанс и странное представление совместно с хореографом Екатериной Малиндер и её труппой современного танца. Приходите! Всех ждём!  Современная фотография ещё способна вас удивить!

Фото: Rust2D
Фото: Rust2D
Фото: Rust2D
Фото: Rust2D

Ещё больше работ автора: rust2d.ru

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь