Фотография XIX века неразрывно связана с именем Генри Пич Робинсона (Henry Peach Robinson), который считается одним из величайших художников этой эпохи. Молодой фотограф не боялся экспериментировать и поднимать запретные темы в своих работах. Он внёс значительный вклад в искусство комбинированной печати, разработал особую технику фотомонтажа: снимал несколько разных планов на плёнку и затем объединял их в единое изображение, используя два или более негатива.
Некоторые люди не приняли такой подход, считая его обманом, и не признавали работы Робинсона искусством. Но это не сломало молодого талантливого фотографа, который с упорством развивал свои навыки и усовершенствовал свои работы. Через годы его талант был признан, и он был удостоен Почётной стипендии фотографического общества Британии за свои заслуги.
Генри Пич Робинсон вырос в большой семье в Ладлоу, Британском графстве Шропшир. Уже в 13 лет он начал изучать живопись и графику, но эти занятия оставались для него просто хобби, не приводящим к профессиональной деятельности. В то же время он продолжал рисовать картины, и в 1852 году его работа была представлена на выставке в Королевской Академии художеств. Этот момент стал переломным в его жизни: он начал заниматься фотографией и через пять лет открыл собственную фотостудию в Лимингтоне.
Как и многие фотографы своего времени, Робинсон страдал от плохого здоровья, вызванного использованием токсичных химикатов при работе с плёнкой. Однако это не помешало ему активно открывать новые студии и писать важные теоретические работы о светотени, композиции и других аспектах фотографии.
Работы Генри Пич Робинсона нельзя назвать просто красивыми или обыденными. Своим новаторским подходом он всегда вызывал интерес и трепет у зрителей и ценителей искусства. Многие не разделяли его видение искусства и даже осуждали его, не признавая его методику комбинированной печати. Робинсон был одним из первых фотографов, кто выходил за пределы привычного понимания фотографии как простого отображения реальности. Он искал новые пути и экспериментировал без страха, вдохновляясь работами художников средневековья, где сюжеты были сложными и детализированными.
Несмотря на противоречивость его успеха, Генри Пич Робинсон остаётся выдающимся фотографом и классическим представителем английской светописи. Он не принимал пассивного взгляда на фотографию как на простое фиксирование повседневных сцен. Вместо этого он стремился расширить границы искусства и искал новые выражения через свои работы.
Генри Пич Робинсон оставил неизгладимый след в истории фотографии XIX века. Его эксперименты с комбинированной печатью и инновационный подход к творчеству вдохновили многих последующих фотографов исследовать новые грани фотографического искусства. Его преданность и стремление к совершенству позволили ему преодолеть непонимание и получить заслуженное признание за свои достижения.
Генри Пич Робинсон, как художник, обладал способностью воплотить свои фантазии на бумаге всего одним мазком кисти. Однако фотографам XIX века теоретически не предоставлялась возможность изменить композицию после срабатывания затвора камеры. Но на практике Генри находил способы создавать прототипы цифрового монтажа (который в искусстве приобрёл признание только спустя 140 лет) с помощью имеющихся средств и неутомимого энтузиазма.
Неудивительно, что его зовут отцом пикториализма, направления в фотографии, которое подчёркивает детали, приближая её к живописи того времени. Путём аккуратного наложения разных снимков (точнее говоря, их негативов) с использованием коллажной техники во время тщательной работы, он создавал абсолютно новые образы. Одним из примеров такой фотографической работы, основанной на картине Джона Эверетта Миллеса «Дама из Шаллот», является снимок Робинсона 1861 года под названием «Леди Шаллот».
Фотограф проявлял чрезмерное внимание к деталям. Он уделял огромное внимание композиции и предварительной разработке каждого элемента снимка. Часто он создавал эскизы будущих работ на бумаге, наброски расположения объектов и людей. Затем он искал подходящие условия, расположение света и моделей.
Известная в наше время техника изменения освещения углов снимка, известная как виньетирование, также была впервые использована Робинсоном. При печати готовых изображений с негатива он накладывал специально подготовленную маску нужного размера, оставляя края и углы фотографии белыми. Таким образом, он выделял овальное изображение в центре снимка.
Первая работа Генри, в которой было использовано склеивание нескольких негативов, вызвала оживлённые дискуссии и возмущение среди критиков. Это произведение, именуемое «Угасание» и созданное в 1858 году, затронуло тему смерти молодой девушки и горя её семьи. Оно оказалось слишком откровенным для фотографов того времени.
Генри Пич Робинсон был впереди своего времени и стремился к экспериментам с фотографией. Его творчество считается революционным, поскольку он применял инновационные методы, объединяя различные элементы снимков и тщательно работая над каждой деталью. Робинсон подчёркивал не только технические аспекты фотографии, но и эмоциональное содержание изображений.
Его подход к фотографии, с использованием коллажей, эскизов и масок, внёс существенный вклад в развитие искусства фотографии. Генри Пич Робинсон стал одним из пионеров пикториализма и предвосхитил возможности цифровой обработки и монтажа, которые стали широко применяться только спустя много лет.
Несмотря на начальные возмущения и непонимание со стороны критиков, работы Генри Пич Робинсона со временем получили признание и стали важным этапом в истории фотографии. Его творчество вдохновило многих фотографов и способствовало развитию технических и художественных аспектов фотографии.
Таким образом, Генри Пич Робинсон, с помощью своего неуёмного энтузиазма и творческого подхода, стал знаковой фигурой в истории фотографии, открывая новые горизонты и внося революционные изменения в сферу фотоискусства. Его работы остаются важным наследием, продолжающим вдохновлять фотографов и художников по всему миру.
Генри Пич Робинсон, известный фотохудожник и активный представитель искусства, не только создавал впечатляющие фотографии, но и активно распространял свои идеи и знания среди единомышленников через лекции, доклады и другие публичные выступления. Он был страстным пропагандистом своих взглядов и стремился вдохновить будущие поколения талантливых художников.
Однако Генри Пич Робинсон оставил после себя не только свои фотографические работы, но и огромное количество теоретических трудов, которые стали бесценным наследием для фотографов будущего. Одной из наиболее известных его книг является «Художественный эффект в фотографии», которая считается весьма авторитетным и каноничным источником по пикториализму во всём мире. В этой настольной книге, которая адресована как новичкам, так и профессионалам, Генри Пич Робинсон излагает эстетику фотоискусства и предлагает практические методы для передачи этих эстетических принципов на фотографии.
Помимо «Художественного эффекта в фотографии», Генри Пич Робинсон написал несколько других книг, которые тоже получили признание. Среди них «Избирательный эффект в фотографии», «Художественная светопись», «Искусство фотографии в кратком изложении» и «Письма о пейзажной фотографии». В каждой из этих работ он предлагает свой уникальный взгляд на фотографию и даёт практические советы по созданию качественных и художественных снимков.
Таким образом, Генри Пич Робинсон, не только своими фотографиями, но и своими трудами, оказал огромное влияние на развитие фотоискусства и оставил ценное наследие для будущих поколений художников.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube