В этом новом эксклюзивном интервью для Photar.ru в рубрике #Нашилюди мы продолжим общение с очень талантливыми фотографами со всего бывшего Союза. Сегодня у нас в гостях пейзажный фотограф из г. Санкт-Петербурга — Пётр Косых.
Если вы всё ещё в поисках вдохновения и не знаете, с чего начать своё творчество в пейзажной фотографии, изучите работы автора и дочитайте интервью до конца. Думаю, после этого вы точно найдёте и вдохновение, и ответы на свои вопросы.
Пётр, расскажите немного о себе. Откуда вы, как и когда познакомились с фотографией. Что подтолкнуло вас заняться этим видом искусства, а также что для вас фотография в целом. Расскажите, фотография — это ваша основная профессия или вы чем-то ещё занимаетесь помимо съёмок.
Приветствую всех читателей журнала! Меня зовут Пётр Косых. Я фотограф-любитель из г. Санкт-Петербурга. Любитель, потому что, несмотря на десятилетний стаж увлечением фотографией, это занятие для меня является отдушиной и хобби, а не источником заработка. Основное направление деятельности связано со сферой строительства, проектирования и производства строительных материалов.
Сразу скажу, что этому фоторемеслу я никогда и нигде не учился, диплома выпускника фотошколы не имею. Всё пришло как-то само собой. Свою первую зеркальную камеру я купил десять лет назад и пошло-поехало. За это время мне удалось сделать несколько десятков хороших кадров и написать множество фоторепортажей. Кто-то даже считает, что у меня получается снимать шедевры, но со стороны, наверное, виднее.
К сожалению, у меня пока не так много возможностей и свободного времени для путешествий, но при первом удобном случае я стараюсь вырываться из паутины повседневности куда-нибудь подальше от города на природу, прихватив с собой камеру. В первую очередь я еду отдохнуть душой, разгрузиться эмоционально и отвлечься. В голове у меня нет мыслей во что бы то ни стало снять шедевр, скорее наоборот мне кажется, что до этого я уже выдал максимум своих возможностей и лучшего кадра, чем были до этого уже не будет.
С фотографией я познакомился ещё в раннем детстве, когда отец брал меня на прогулки и учил пользоваться своим «Зенитом». Позднее, чтобы как-то фиксировать окружающую красоту и делать семейные портреты, приобрёл сначала плёночные, а затем и цифровые «мыльницы». Но качество работ не сильно впечатляло, да, и возможности простых камер сильно ограничены. Я пришёл к выводу, что нужно приобрести зеркальную камеру.
Скажите, почему пейзажная фотография? Как вы вообще пришли к тому, чтобы начать снимать природу. Я уверен, что многие скажут — это очень просто и доступно! Но сам с этим не соглашусь, так как на практике знаю, что тут также есть свои подводные камни, а найти интересный сюжет не менее сложно, чем при съёмке портрета.
Меня очень тяжело удержать на месте, люблю физическую активность, прогулки вдали от города, отдых на природе, путешествия. Причём путешествовать в составе экскурсий по каким-либо памятным местам с толпами туристов – это не моё. Мне нравятся удалённые и неизведанные локации. Пейзажная фотография стала для меня неким логичным продолжением и трансформацией моего образа жизни. Она меня выбрала, а не я её.
Я пробовал снимать в разных жанрах: репортаж, архитектура, портрет. Периодически и сейчас балуюсь. Но природа мне ближе.
Детство, проведённое летом в деревне, по всей видимости, оставили отпечаток в моём сознании, поэтому многие свои пейзажи я снимаю в русской глубинке. Мне очень нравится величие и многообразие нашей природы (особенно северной), необыкновенные по красоте памятники деревянного зодчества, отдалённые и полузаброшенные деревни и привычные каждому русскому человеку покосившиеся избушки и заборы.
Такие картинки меня очень впечатляют!
Безусловно, снимать хороший пейзаж непросто. Для начала нужно найти интересную локацию (ещё лучше никому не известную), а затем пытаться поймать там свет, уловить какое-то мимолётное и необычное состояние. А в популярных местах выбрать такой оригинальный ракурс, чтобы никто даже не понял, где сделан кадр.
Пётр, кто вдохновил вас на ваше творчество? Есть ли фотографы российские или зарубежные чьи работы так или иначе повлияли на ваше творчество?
Многие работы я достаю откуда-то из подсознания. Думаю, многие меня поймут после фразы: «Это картинка из детства!» Если честно, меня больше вдохновляют картины художников-классиков, нежели работы фотосовременников. Однако есть ряд пейзажистов, чьи работы мне близки по сюжету и исполнению. Но если кого-то и выделять, то это Даниил Коржонов. Содержание наших пейзажей немного отличается, но в техническом плане у него точно есть чему поучиться.
Расскажите о том, как проходит ваш стандартный съёмочный день. Есть ли у вас помощники или вся съёмка проходит в одиночестве.
Мои съёмочные вылазки длятся, как правило, по несколько часов. Без учёта времени на дорогу. При дневном свете я снимаю крайне редко и в основном только в пасмурную погоду. Мне больше нравится так называемый «режимный» свет на рассветах и закатах. Ясным солнечным днём освещение жёсткое и шансы снять шедевр или просто что-то достойное практически равны нулю.
Погода для меня – основополагающий фактор. Зачастую я до последнего момента не понимаю, есть смысл куда-то ехать утром или лучше поспать. Бывало и месяц никуда не выбирался, но потом за одно утро нащёлкал кучу шикарного материала. Примерно в половине случаев на съёмки езжу один, физически выдернуть кого-то за несколько часов нереально. Бывает собираемся с кем-то из фотографов или отправляемся в поездку с семьёй или друзьями. А я попутно снимаю в запланированных местах.
Поделитесь с нашими читателями тем, как вы находите все эти прекрасные места для ваших фотографий?
Для поиска мест использую карты, которые я отлично читаю. Сейчас их много и спутниковые в том числе. 8 лет занятий спортивным ориентированием, наверное, не прошли зря. Бывает в сетях, иногда попадаются примечательные фотографии и блоги. В них тоже можно подсмотреть что-то полезное. Вообще, поиск интересных мест, составление маршрутов и планирование путешествий – это сопутствующее фотографии хобби. Отдых по путёвке точно не для меня.
Пётр, на какую камеру вы снимаете свои фотографии? Почему выбрали этот бренд?
Снимаю на камеры Sony. Сейчас у меня их 2. Полнокадровая А99, кроп А65 и шесть объективов к ним, которые закрывают все фокусные расстояния от 12 до 300 мм. Недавно приобрёл дрон DJI Mavik 2 pro. С Сони у меня давние взаимоотношения, ведь они производят разнообразные электронные товары, которые за годы эксплуатации зарекомендовали себя как надёжные. А в фототехнике этого бренда нравится ещё и цветопередача и эргономика.
Вы являетесь амбассадоров бренда или просто нравятся камеры этого производителя?
Поскольку фоторемесло для меня является хобби, пока не было мыслей стать чьим-то амбассадором. Да и, насколько мне известно, бонусы от подобного рода сотрудничества невелики. Я, в принципе, не сторонник вступать в какие-либо сообщества, организации и представлять чьи-либо интересы. Когда ты сам по себе, чувствуешь себя свободнее. Это для меня главное. Дополнительные обязательства ни к чему.
Пётр, что должен знать начинающий пейзажный фотограф для того, чтобы у него получилась качественная фотография?
Считается, что есть люди талантливые и одарённые от природы, а есть все остальные — обычные. Но я считаю, что каждый человек в чём-то талантлив, вернее даже сказать имеет предрасположенность. Важно эту ниточку почувствовать и тянуть за неё. У кого-то на развитие навыков уйдёт год, а у кого-то три.
Через 10 лет все станут профи. Главное не останавливаться на полпути, сохранять упорство и мотивацию. К талантливым людям художественной направленности я себя никогда не относил и по-прежнему считаю себя техником- математиком-инженером. Откуда всё, вот, эти картинки сам иногда удивляюсь.
Серьёзно. До 30 лет я даже не думал, что начну увлекаться фотографией. Но фотография покорила. Так, что даже учится не пришлось. Всё постигал сам. Методом проб, ошибок и постоянно практикуясь.
Для начинающего фотографа главное, чтобы это увлечение ему нравилось. Через силу ничего не получится.
После того как вы утвердитесь в своём выборе важно:
- Обзавестись качественной техникой и объективами. (Не обязательно дорогой. Для начала можно подобрать бюджетный комплект.)
- Научиться ими пользоваться и знать все функции и возможности.
- Изучить азы фотографии по части построения кадра.
- Освоить основные функции графического редактора для обработки фотографий.
- Постоянно снимать в разных местах и ловить свет в «режимное время»
- Совершенствовать навыки, экспериментировать и постоянно практиковаться.
Расскажите об одной из ваших фотографий, которая больше всего оставила эмоций в сердце. Как было снято это изображение, как вы готовились, и как вообще пришла идея сделать данный снимок.
С каждым годом интересных съёмок, захватывающих приключенческих историй и красивых кадров становится всё больше. Расскажу, пожалуй, о самой первой из запомнившихся. Восемь лет назад отдыхали с друзьями в деревне. Местность за неделю мне удалось изучить очень хорошо и было желание поснимать пейзажи на рассвете.
Проснулся в три утра по будильнику. По крыше барабанил жуткий ливень. Хотел было завалиться опять спать, но поскольку на следующий день нужно было уезжать, решил всё-таки попытать счастья. В утренних сумерках тучи расступились, а с восходом солнца поднялся туман, который держался часа 2. За ту съёмку я сделал очень много отличных кадров, сразу несколько из которых до сих пор у меня в фаворитах. Редкое утро бывает таким продуктивным. После этого я окончательно утвердился в выбранном жанре и начал более чутко реагировать на погоду.
Пётр, хотите поделиться с нашими читателями как проходит процесс постпродакшна? Т.е. вот вы загрузили фотографии на ваш ПК, что дальше?
Уже не раз говорил, что считаю постобработку неотъемлемой частью фотоисскуства. То, что по результатам съёмки оказывается на матрице, карте памяти — это полуфабрикат.
Как негатив на плёночной камере. Его ещё нужно «проявить» и доработать. Зачастую исходник вообще понятен исключительно мне, т.к. снимаю его со своими параметрами, заранее зная, что с этим «добром» придётся делать и как редактировать.
Ни один фотоаппарат не видит лучше человеческого глаза при естественных условиях (недостаточное освещение не в счёт). Соответственно, нажимая на кнопки, приходиться чем-то жертвовать. Пожертвовать, чтобы исправить потом.
Фотографы в первую очередь должны уважать предмет своей съёмки и пытаться уловить те необыкновенные картины, которые дарит природа и те мимолётные состояния, которые доступны в сию минуту. Попытки изменить действительность — это уже сюрреализм, фантасмагория.
Я всегда был за использование графических редакторов для улучшения фотографий и для получения изображения, максимально приближённого к реальности. Но выступаю категорически против их использования для изменения снимков. Важно определить для себя эти границы.
При редактировании первым делом я проявляю RAW-файл. Далее происходит процесс подгонки изображения к реально увиденному. О нём можно писать долго. Если сильно не углубляться, то основные параметры, которые подлежат коррекции — это экспозиция, тени-света, насыщенность, цветовой баланс, работа с масками. Важно не переборщить с настройками иначе изображение будет ненатуральным.
Расскажите о ваших достижениях в фотографии. Есть ли у вас какие-либо премии, награды? Какие были или ожидаются публикации в журналах? Насколько вообще это важно для вас и насколько должно быть важным для начинающих фотографов?
Никогда не стремился участвовать и побеждать в конкурсах, ведь на отслеживание, подготовку и загрузку фоток нужно немало времени. При этом к объективности судей есть вопросы. Как могут условные ведущие или редакторы журнала оценить пейзажную фотографию? По каким критериям?
Тем не менее несколько раз отправлял свои работы. Пару раз попадал в призёры конкурсов National Geographic. Занимал 1,2,3 место со своими фоторепортажами на канале «Моя Планета». Некоторые мои работы проходили в финалы конкурсов, но в итоге я забывал загрузить полноформатные кадры в обозначенный срок, и меня исключали. После этого я понял, что на всё рук не хватает.
Пётр, могли бы вы дать совет по фотографии нашим читателями, для тех, кто только начинает познавать азы этого искусства и для тех, кто уже считает себя профессионалом?
В фотоискусстве самое главное — это голова и руки, умноженные на желание, а уже потом линза, камера и штатив. Если вы занимаетесь фотографией, делайте это с душой, относитесь к делу творчески, совершенствуйте своё мастерство, постоянно практикуйтесь и экспериментируйте. Ответственно подходите к выбору места съёмки, планируйте маршрут, изучайте погоду.
Хотите что-то сказать напоследок?
Фотография – интересное и захватывающее увлечение. Если стать (в хорошем смысле) фанатом этого дела, то вы начнёте более чутко смотреть на мир. Будете подмечать множество интересных деталей, мимо которых раньше просто проходили мимо.
Дерзайте! Желаю всем удачи, интересных путешествий и красивых запоминающихся кадров!
Ещё больше работ автора в его социальных сетях и на сайте:
- ВКонтакте: petr.kosykh
- Группа ВК: petr.kosykh.photo
- Яндекс Дзен: zen.yandex.ru/pkosykh
- Телеграм: @kosykh_photo
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube