Пять советов для пейзажных фотографов от Митча Грина

Фото: Mitch Green

Пейзажная фотография — это непрерывное стремление к совершенствованию и росту, и каждый из фотографов находится на своём пути развития своего мастерства.
Мы можем изучать новые методы обработки. Изучить, как отслеживать погодные системы. Или выйти из зоны комфорта, чтобы поэкспериментировать с новыми жанрами. И всё же, переходя от дня ко дню и от месяца к месяцу, бывает трудно заметить какие-либо значительные изменения в развитии наших способностей.
Но, если вы сделаете шаг назад и задумаетесь о своём развитии за более длительный период, вы заметите зоны, где вы стали лучше, и где вам хотелось бы расти ещё больше.
Поэтому фотограф Митч Грин (Mitch Green) решил поразмышлять о своём профессиональном росте в качестве пейзажного фотографа за последние пять лет. Вот несколько советов и идей, которые вы можете принять во внимание (или проигнорировать), когда начнёте свой собственный путь в пейзажной фотографии.

Урок 1: Динамический диапазон — это слишком хорошая вещь.

В этом первом уроке я не говорю о призрачных HDR-изображениях, созданных одним нажатием кнопки путём комбинирования изображений с брекетинг экспозиции. Я говорю о настройке ползунков в Lightroom на -100 бликов и +100 теней.
Потому что, когда мы расширяем динамический диапазон изображения настолько, насколько это возможно, мы теряем контрастность и снижаем динамичность сцены.

У зрителей есть определённые, пусть и подсознательные, ожидания, когда они смотрят на ваше изображение. К примеру, что участки света будут яркими, а тени за объектом должны оставаться тёмными. Если вы слишком выравниваете эти границы, ваше изображение станет плоским, потеряв ощущение глубины и реалистичности, которое в противном случае создавал бы естественный контраст. Чтобы подчеркнуть важность естественного контраста, которого ожидают зрители, рассмотрим два сценария:

Фото: Mitch Green

Сценарий 1: Вы находитесь на живописной горной смотровой площадке. Хребты на заднем плане размыты, а деревья и скалы перед вами более контрастны. Такая динамика — естественный ход вещей, когда более удалённые объекты приобретают дымку и теряют контраст. Если вы усилите тени до предела, вы потеряете органичное ощущение глубины двухмерного изображения.

Реклама

Сценарий 2: Вы снимаете морской пейзаж на восходе солнца. Не забывайте, что солнце — это гигантский шар невероятно яркой, горячей плазмы. Если вы недоэкспонируете и подавите блики, они будут выглядеть мутными и неестественными. Аналогично используйте переэкспонированный кадр — либо через маски светимости, либо через HDR-смешивание — для самых тёмных теней. Немного передержки поможет сохранить едва уловимые текстуры, но слишком большая передержка внесёт свет туда, где его быть не должно.

Вывод: расширяйте динамический диапазон в своих изображениях, чтобы сохранить детали в самых ярких белых и самых тёмных, чёрных областях. Но делайте это в меру и с умом.

Урок 2: Перестаньте фокусироваться на восходах и закатах.

Как и многих других, меня привлекли в пейзажной фотографии яркие вспышки цвета на небе. Будь то во время отпуска или глядя в окно по дороге домой, впечатляющий закат так и манит запечатлеть его.
Неудивительно, что в самом начале моего увлечения пейзажной фотографией я отправился на пляж ещё до рассвета. Я размещал свою камеру за морским камнем и ждал, пока небо сделает своё дело.
Оглядываясь назад, я думаю, что такой подход вредил моему развитию на двух уровнях.

Во-первых, ожидания вскоре превращались в разочарование, когда небо затухало. Даже если небо частично загоралось, мои мысли уходили в сторону «что могло бы быть». Если бы только эти облака на горизонте не загораживали восходящее солнце.

И, столкнувшись с этим потенциальным разочарованием, я просто решил вовсе избежать неудачи. Если не было уверенности в том, что восход будет ярким, я вообще не выходил на улицу. Я лишал себя ценной возможности научиться работать с тем светом, который был доступен.

Фото: Mitch Green

Во-вторых, такой образ мышления приводил к туннельному зрению. Все мои усилия были сосредоточены на небе. Я направлял своё внимание на этот единственный элемент и пропускал другие кадры, сделанные позже в течение дня или даже в то же утро. Слишком часто после того, как тучи на восходе солнца становились красно-оранжевыми, я собирал вещи и отправлялся домой.

Но по мере того как я узнавал всё больше сюжетов и становился более открытым для более широкого диапазона потенциальных ракурсов, я стал снимать в течение дня. Небо не будет таким «эпическим», каким оно может быть на рассвете и закате. Но расширение диапазона съёмки с 30 минут до многих часов в течение дня позволило мне сделать гораздо более разнообразные снимки.

Ищите пятна света, перекатывающиеся по склонам холмов. Ослепительный свет, проникающий сквозь лес. Или свет, отражающийся от светящейся скалы. Эффектное небо — это прекрасно. Но это не значит, что ваши снимки должны вращаться вокруг них.

Урок 3: Ваши длинные выдержки, слишком длинные.

Не люблю устанавливать жёсткие правила, которым вы должны следовать беспрекословно. Тем не менее этот третий урок — самый близкий к тому, чтобы объяснить вам, что делать.

Скорее всего, ваша выдержка по умолчанию для длинных экспозиций слишком длинная. И в течение многих лет я тоже был виновен в этом. При съёмке водопадов и речных пейзажей я устанавливал 6-ступенчатый ND-фильтр и уменьшал выдержку более чем до секунды. Для морских пейзажей я выдержку делал около 1/2 секунды, чтобы создать шелковистую гладкость воды, когда волны огибают валуны и спускаются в каналы.

Фото: Mitch Green

В чём проблема? Вода могла превратиться в кашу. Чем дольше усредняется движение воды, тем больше текстуры вы теряете, пока не останется лишь бесцветная молочная масса.

Если вы хотите создать неземную сцену водопада в Среднеземье или отражение в стекле, установите ND-фильтр и обзывайте меня в комментариях. Но если вы хотите передать на снимке реалистичное ощущение движения, оставьте ND-фильтры дома.

Фактическая выдержка будет зависеть от расстояния до воды и скорости её течения. Я обнаружил, что начинать следует с 1/4 секунды и увеличивать выдержку до 1/10 секунды особенно при съёмке бьющихся волн. Не стоит зацикливаться на 1/2 секунды и оставаться там на протяжении всей сессии. Вместо этого поэкспериментируйте с более быстрыми скоростями и проанализируйте, что выглядит лучше всего. И запечатлейте то ощущение энергии, которое вы испытали на месте съёмки, в своём статичном изображении.

Урок 4: Упорство и настойчивость — фотографии последуют за вами.

Пейзажные фотографы — да и фотографы в целом — находятся во власти условий, в которых они оказываются. Свет может быть до ужаса мимолётным. Приливы и отливы могут быть коварными. Дождь может испортить нам настроение. А времена года могут приходить слишком медленно и уходить слишком быстро.

Зачастую условия, с которыми мы сталкиваемся, не всегда складываются так, как мы планировали. Когда это не так, это может невероятно огорчать. Особенно если мы возлагали большие надежды на эпический восход солнца. Или мы далеко путешествовали. Или мы проснулись до рассвета, чтобы отправиться в трудный поход.

Вполне понятно, что новички чувствуют себя побеждёнными и считают, что их усилия пропали даром. Я должен был просто выспаться. Я проехал полмира ради этого? Суровая реальность такова: редко когда вы прибудете на место и увидите там самые лучшие условия.

Фото: Mitch Green

Вы можете увидеть эпическую полуночную аврору над Скогафоссом в социальных сетях. Но чего вы не увидите, так это дней и сезонов, которые художник потратил на поиски. Чтобы поймать первый снег в этом сезоне. Или чтобы дождаться мягкого сияния, падающего на пейзаж.

Единственная постоянная в пейзажной фотографии — это непостоянство, с которым вы столкнётесь. Но пусть это вас не огорчает. На самом деле, обратная ситуация — когда стихии совпадают — это настоящий экстаз. Так что, если у вас выдался неудачный день на природе, просто придите завтра снова. Шансы могут быть в вашу пользу, пока остальные будут спать.

Урок 5: Широкий угол — это здорово, но телеобъектив — это нечто грандиозное.

Когда я развивался как фотограф, я прошёл через ряд этапов. На ранних этапах я фокусировался и полагался на небо — см. урок 2. Затем я стал больше внимания уделять переднему плану, чтобы добавить контекст и глубину всей сцене. Затем я стал уделять больше внимания тонким композиционным решениям, таким как баланс и кадрирование.

Теперь я обнаружил, что телеобъектив позволяет мне лучше всего передать суть места. На больших фокусных расстояниях мы можем точно контролировать, что попадает в кадр, а что нет.
И мы также можем быть невероятно креативными. Поднявшись на пару ступеней вверх, можно убрать отвлекающие участки белого неба за лесной сценой. А увеличение масштаба на несколько дополнительных миллиметров может исключить отвлекающие элементы за пределами кадра.

Фото: Mitch Green

Творческих решений в нашем распоряжении бесконечное множество. С широкоугольником мы можем просто направить камеру на живописный пейзаж и гарантированно получить красивую картинку. С помощью телеобъектива мы можем сосредоточиться на важных элементах. Устранить отвлекающие факторы. И создать действительно уникальный кадр, который нелегко повторить.

Это не значит, что вам нужно идти и прикручивать 2x телеконвертер к объективу 100-400mm. На самом деле, даже эксперименты с 35mm на объективе 16-35mm откроют новые возможности.
Урок заключается в том, чтобы освободить себя от 16mm.
Даже если (и особенно если) над головой яркое небо. Ищите взаимодействие света и цвета, отражающегося на поверхности воды. Или исследуйте лес, чтобы запечатлеть пробивающийся сквозь него золотистый свет. Когда эпического света нет, ищите текстуры в камнях и узоры на коре. И постарайтесь отразить свои впечатления в создаваемых изображениях.

Заключительные мысли.

Фотография, как и любое искусство, — занятие в высшей степени субъективное. Ваши предпочтения (будь то длинная выдержка или фокусное расстояние) будут отличаться от моих. Это хорошо. Именно поэтому два человека могут пойти в одно и то же место, под одним и тем же светом и всё равно уйти с совершенно уникальными снимками.

Фото: Mitch Green

Я надеюсь, что эти уроки помогут вам пересмотреть некоторые из ваших собственных творческих решений. Возможно, вы измените свою привычку. Или освоите совершенно новую технику. В этом и заключается суть нашего путешествия как фотографов и художников — и главный урок этой статьи: «Постоянно пробовать, учиться и совершенствовать своё ремесло».

Ещё больше работ: mitchgreenphotos.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзенTelegram и YouTube