За всю историю фотографии было немало авторов, которые использовали автопортрет как форму самовыражения, исследования и самопознания. Многие другие просто фотографировали себя, никогда не показывая результаты публике, да почти каждый из нас хотя бы раз пробовал это.
Если оставить в стороне статистику, то автопортрет — это жанр, который в своих самых интимных аспектах особенно привлекает женщин. Вспомним первые десятилетия 20-го века — трансформизм Клод Каон, фантастику Синди Шерман, сюрреализм Франчески Вудман, вплоть до личных исследований Кристины Нуньес в последнее время.
Среди молодых фотографов, работающих с камерой, в жанре автопортрет, София Усленги (Sofia Uslenghi) выделилась благодаря своему особому стилю, который сопровождает зрителя по пути, состоящему из мягкой и обволакивающей атмосферы, слияния образов, слоёв воспоминаний и привязанностей, сплетения природных корней и идентичностей.
Какова ваша личная история фотографии?
Когда я была маленькой девочкой, мой папа работал фотографом в Национальном археологическом музее в Реджо-ди-Калабрии, и я часто проводила с ним время в фотолаборатории. Было бы очень романтично, если бы моя страсть к фотографии началась именно там. Но это было время фильмов об Индиане Джонсе, и мне было интереснее быть немного археологом.
Мои отношения с фотографией начались более просто в начале 2000-х годов, когда произошёл бурный рост цифровых камер. Все фотографировались. Я тоже, захваченная модой решила попробовать. Мне никогда не было скучно, я научилась выглядеть лучше благодаря тому, что делаю. Дело в том, что не было момента, когда я решила стать фотографом, думаю, я до сих пор не решила, стала ли я им.
Существуют ли творческие личности, в которых вы черпали вдохновение?
Очень трудно произносить чьи-то имена, исключая другие. Мне кажется, что последние несколько лет мы все подверглись обесцениванием фотографии. Мы также страдаем булимией в отношении путешествий, фильмов, выставок, книг. Понимание того, что нас определяет, я думаю, очень трудно выделить из этой кучи. Существуют предпочтения на эстетическом и эмоциональном уровне, которые меняются.
Ваш жанр фотографии почти полностью состоит из автопортретов. Фотограф, объект съёмки и зритель — это один и тот же человек. Сложный жанр, под которым подразумевается не только личное исследование, но и работа над собой.
Я считаю, что фотографировать себя — это самое простое занятие, а также наименее рискованное. Отношения в фотографии таковы: вы фотограф, фотографируемый объект и, если есть, зрители, которые оценивают результат. Чтобы хорошо фотографировать или хотя бы попытаться что-то сказать, нужны знания. Я не испытываю такого страха перед пейзажами, потому что их невозможно повторить, но мне нужно время, чтобы соотнестись с ними, вот почему, если я путешествую, я не фотографирую. Но, безусловно, автопортрет устраняет конфронтацию с объектом и делает акт фотографирования гораздо более серьёзным действием.
Софи, эстетика ваших работ часто связана с вашими корнями, памятью и привязанностью. Для тех, кто делает автопортреты, столкновение с этими темами необходимость. Память, уважение или меланхолия, ностальгия, что больше несут ваши работы?
Это сочетание всего: памяти и ностальгии вместе. С одной стороны, я думаю, это результат того, что сейчас мы почти всё живём не там, где родились, понятие семьи немного отличается от того, что было относительно несколько лет назад. В смысле принадлежности к месту и небольшому сообществу.
Насколько я понимаю, это почти результат внутренней борьбы между возвращением жить в Калабрию и переездом в Нью-Йорк или Лондон, или в любую другую точку мира, а затем снова перемена. Трудность поиска баланса между наличием корней и чувством свободы. Работа с фотографией в этом смысле сближает или создаёт ещё больше сомнений. Я ещё не поняла этого.
Ваши образы способны пробудить тайну, поэзию, а иногда и чувственность. Разве одного изображения недостаточно, чтобы вместить так много сказанного?
В автопортрете всегда присутствует смущение. Поэтому, когда я фотографирую себя, в доме не должно быть никого. Размытость изображения и многократная экспозиция помогают отфильтровать этот дискомфорт.
В определении слишком много навязывания, и это меня беспокоит. И я думаю, что это слишком жестоко для зрителя. С другой стороны, многократная экспозиция — это скорее вставка себя в вещи и связана с вопросом памяти. Я размещаю свой образ в семейную фотографию или в пейзаж тех мест, где я выросла, чтобы они были вместе в одном изображении, где наложения, слои, пласты в конечном счёте, были в одном месте. Поэтому, когда я фотографирую себя, в доме не должно быть никого. Размытость изображения и многократная экспозиция помогают отфильтровать этот дискомфорт. Чтобы сделать его менее прямым, менее властным и самовосхваляющим.
В определении слишком много навязывания, и это меня беспокоит. И я думаю, что это слишком жестоко для зрителя.
Автопортрет, сказали вы, является результатом очень интимной и личной исследовательской работы. Как вы совмещаете этот аспект с коммерцией, такой как продажа работ в галерее?
Меня никогда не волновал коммерческий аспект моей работы. Моя фотография настолько далека от всего, что может иметь коммерческую ценность, что пытаться заниматься ею бессмысленно. Я уверена, что — это был бы худший выход, и стараюсь избегать его как чумы, как и любой кондиции из того, что продаётся в галерее.
Чаще всего я слышу от людей, которые коллекционируют мои фотографии, что они легко идентифицируют себя с ними. И хотя это моя история, моя семья, мои пейзажи, это чувство поиска принадлежности присутствует у многих зрителей. И поэтому тот факт, что это моё лицо или моё тело, отходит на второй план в пользу эмоционального восприятия, которое стоит на первом месте перед чистым портретом.
Трансверсальность фотографии является ключевой особенностью. Интересно ваше сотрудничество с музыкантом Васко Бронди из группы Le Luci della centrale elettrica для песни «Libera». Как возникла эта ассоциация? Открылась ли для фотографии новая дорога, на которой молодые художники из других дисциплин признают её ценность?
Я не думаю, что это новый путь, сотрудничество между людьми, которые используют медиа любого вида, чтобы что-то рассказать, существовало всегда. Только теперь у них новые тенденции, и, ломая копьё в пользу технологий и социальных сетей, связи (которые затем становятся реальными) между людьми становятся быстрее.
Васко увидел мои работы благодаря сарафанному радио и социальным сетям, в то время я пыталась делать очень короткие стоп-моушен видео. Мы встретились, и родился видеопроект «Libera». Мне было очень страшно, потому что один снимок — это одно, а видео с автопортретами длительностью 3 минуты 45 секунд — это целая вечность.
Я думала, что к пятому кадру станет скучно. С одной стороны, работа на заказ всегда пугает меня, и это хорошо. Это даёт ответственность за то, что и насколько хорошо я делаю. И главное удовлетворение было от того, что Васко позвал меня сниматься в клипе, чувствуя, что он полностью доверяет моей работе. Как только я его поставила, он мне сразу понравился, именно в том виде, в котором я его сняла, без каких-либо изменений. Признаюсь, мне тяжело смотреть на этот клип, я чувствую некую неловкость, но я очень довольна этим опытом.
Когда он вышел, я была в супермаркете, делала покупки, я так нервничала, что, думаю, пробыла там два часа, вышла и купила йогурт. Я бы также добавила, что это моя любимая песня из альбома. Чуть меньше года назад, когда она вышла, это было бы менее уместным.
Вы участвовали в нескольких мероприятиях по художественной фотографии, среди которых MIA. Как вы оцениваете этот опыт? Есть ли у молодых итальянских фотографов место на арт-сцене?
Мой опыт работы в мире галерей и мероприятий по художественной фотографии совсем мал, в общей сложности три года. Это моменты конфронтации с коллекционерами, посетителями и коллегами. Я считаю, что это полезный и необходимый обмен мнениями. Возможно, дело в том, что я вообще склонна быть позитивной, но я не вижу так много чернухи, как об этом говорят люди.
Есть несколько очень хороших молодых коллег, которые прокладывают свой путь, со всеми трудностями, связанными с тем, чтобы запутаться в такой нишевой и непостоянной области, как рынок искусства. Который, возможно, не приносит такого вознаграждения, как много лет назад в профессиональной практике, но, не желая говорить от имени всего поколения, я не думаю, что это так, есть упорство, решимость, а также смирение в признании того, что путь долог и обусловлен убеждением и необходимостью.
«Метаморфозы» и «Карты» — два ваших проекта, которые, как мне кажется, похожи по форме и содержанию. Можете ли вы рассказать нам больше об этих сериях?
Поэты и художники обсуждали тему метаморфоз более или менее со времён существования человека, от Овидия до Кафки. Способность менять тело, сохраняя ту же душу. Любопытно, что этот червь повторяется в литературе и воображении многих. Я читала философские эссе и романы и не находила ответа на вопрос, почему я тоже испытываю это желание.
Почему люди очарованы картами — тоже загадка. Я не знаю, связано ли это с тем, чтобы смотреть на вещи сверху и с достаточного расстояния, чтобы уменьшить их размер, осознать, насколько вы микроскопичны по сравнению с целым.
Мои работы всегда начинаются с импульса, а не с чего-то чёткого и определённого. Я создаю, а затем соединяю точки. Я лучше понимаю некоторые мотивы своей работы, когда она завершена. Интервью и вопросы зрителей затем помогают мне увидеть то, чего я не видела или на которых я не останавливалась.
Ещё больше работ автора на сайте: sofiauslenghi.it
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube