Проживая в Восточном Берлине в условиях изоляции, немецкий фотограф Сибилла Бергеман (Sibylle Bergemann) демонстрировала, что искусство и взгляд художника могут стать спасительным островком свободы. В своих работах она не избегала реальности, наоборот, создавала свою — индивидуальную реальность. В обширном архиве её творчества можно найти бесценные авторские модные фотографии, меланхоличные чёрно-белые эссе о жизни берлинцев, сотни художественных поляроидов и репортажи со всего мира.
Однажды, стоя у окна своей квартиры, Сибилла заметила человека, плывущего по реке в зимний период. Мужчина отчаянно грёб руками, почти выбиваясь из сил. Бергеман была готова вызвать скорую помощь, но её муж посоветовал не мешать ему: «Не останавливай его! Он хочет уйти!». Эта квартира на Корабельной плотине стала домом для Бергеман и её мужа Арно Фишера на протяжении 28 лет. Из их окон открывался вид на реку, которая стала своеобразной границей: баржи направо плыли в Западный Берлин, а налево — в Восточный, к станции Фридрихштрассе, известной как «дворец слёз», единственному месту, где пожилым людям разрешалось встречаться со своими родственниками.
Жизнь и творчество в таких условиях были сложными. Фотографам требовалось соответствовать стандартам, демонстрировать красивую жизнь в социалистическом обществе. Бергеман и её коллеги, отказываясь от этих требований, создали группу «Директ», ориентированную на документальную фотографию и показывающую вещи такими, какие они есть.
Сибилла начала свою карьеру с модной фотографии, обучаясь у Арно Фишера. В ГДР моде придавалось значение практичности, и самовыражение через моду считалось подрывным. Каждая фотография должна была проходить утверждение в Центральном комитете.
Несмотря на ограничения, Бергеман смогла не только выразить себя творчески, но и сформировать свой стиль и художественный язык. Журнал «Sibylle», для которого она снимала, стал важной культурной реликвией той эпохи. Интересно, что она первой вывела своих моделей из студии, отправляя их на улицы, пляжи и парки.
Живя в изоляции, Бергеман напоминала героинь своих снимков, бегущих по саду с развевающимися волосами. Она не убегала от реальности, а показывала, что существует другая жизнь, «вдали от центра». Её работы отличались вневременностью и интересом к мимолётным сценам, происходящим вдали от главного действия. Из-за своего подхода к творчеству её снимки часто обладают полусонным характером, заставляя зрителя задуматься об историях, скрытых за лицами на фотографиях.
«Когда я увидела всех этих людей, которые стояли там, шатаясь от счастья, — это разбило мне сердце. Мне было ужасно больно, что людей вообще поставили в такое положение, чтобы всю жизнь не выезжать. Но вдруг им дали добро, и люди стояли там, возбуждённые, как маленькие дети. Я не могла этого вынести. Позже ночью вернулась домой и каждые двадцать минут подходила к окну, чтобы посмотреть – идут ли поезда обратно на Запад. И они шли. Это было такое счастье».
Когда стена упала, Бергеман отправилась в своё великое путешествие. Она посетила Токио, таинственный город Тимбукту на краю пустыни Сахары, царство древних небоскрёбов Шибам в Йемене, средневековое королевство Гана, Гренландию, Исландию, Дакар, Румынию, Нью-Йорк, Таиланд. Она начала снимать в цвете, и цвет стал её поэтическим языком. С его помощью Бергеман передавала грусть, любовь, сакральность древних мест и искрящуюся радость жизни.
Полароидная фотография стала её страстью. Бергеман смогла «сломать» механическую природу мгновенной фотографии, создавая настоящие живописные картины. Каждая её полароидная фотография напоминает сцену из старого кино.
Художницы уже нет среди нас, она ушла после продолжительной борьбы с болезнью. Её уникальным наследием занимаются её дочь Фрида и внучка Лили. Они оцифровывают старые работы, создают новые серии, организовывают выставки и издают книги. Фотоагентство «Ostkreuz», которое Бергеман основала с коллегами, процветает и представляет десятки известных фотографов. Её известный долгосрочный проект с монтажом памятников Фридриху Энгельсу и Карлу Марксу продолжает своё путешествие по всему миру, сегодня выставленный в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Ещё больше работ по ссылке: sibylle-bergemann
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube