Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Лофотенские острова. © Даниил Коржонов
Даниил Коржонов

Даниил Коржонов – известный пейзажный фотограф, его снимки публикуются во многих российских и зарубежных журналах. Лауреат премии Best of Russia и финалист конкурса National Geographic, Даниил почти все время путешествует. Его особенно интересуют пейзажи со снегом и льдом: за ними фотограф отправляется то в Антарктиду, то на Лофотенские острова, то на Урал и Камчатку. С собой Даниил берет технику Nikon: он один из десяти амбассадоров этого бренда в России.  

Мы попросили Даниила рассказать о его опыте съемок зимней природы и одной из ее главных красот – северного сияния. 

Техника для пейзажной съемки зимой

Фототехника для съемки зимних пейзажей, в принципе, мало чем отличается от набора на лето. Это штатив, камеры (я сейчас в основном снимаю на D850, хотя теперь подумываю частично перейти на Nikon Z 7), объективы и фильтры. Единственное отличие – нужны батареи большого объема или несколько батарей, потому что на морозе они разряжается намного быстрее. 

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Южный Урал. © Даниил Коржонов

Что касается объективов, я использую три основных. 70% снимков делаю на «ширики», самый рабочий – 14-24mm. С ним можно полностью захватить передний план и получить объемную, глубокую картинку, в том числе с низкой точки съемки. Однако с прорисовкой перспективы он уже не справляется: чтобы снять, например, заснеженные горы вдали, нужен средний зум или даже телевик – у меня это 24-70mm и 70-200mm. 

Реклама
Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Антарктида. © Даниил Коржонов

Почти всегда на моих объективах установлены фильтры – нейтральный, поляризационный или градиентный. Поляризационный нужен в том числе и при съемке льда, чтобы избавиться от бликов солнца на нем. 

Отдельная тема – хранение оборудования в зимних походах: фототехника очень чувствительна к перепадам температур. Ее нельзя вносить с мороза в тепло сразу, а на ночь необходимо упаковывать в герметичный мешок. Во время трекингов я ношу камеру в кофре под курткой – это не очень удобно, но так батарея работает дольше. 

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Байкал. © Даниил Коржонов

Как снимать звезды 

Зимой световой день короткий, что мне лично очень нравится, потому что я люблю снимать звездное небо, северное сияние и залитые лунным светом пейзажи. Запечатлеть «россыпь звезд» может камера с большим диапазоном ISO и широкоугольный светосильный объектив – его диафрагма должна быть не меньше f/2.8. Обычно ночное небо я снимаю с ISO 3000-5000 и выдержкой 30 сек. Если хотите захватить больше звезд, советую отъезжать как можно дальше от города и выбирать безлунную ночь, иначе полумесяц даст сильную засветку. 

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Боливия. © Даниил Коржонов

Если же вы снимаете не только небо, но и ландшафт, Луна будет отличным источником света, и это позволит обойтись без фонариков. Тем более что они больше предназначены для съемок переднего плана, а вот дальний – например, горы на горизонте – осветить трудно чисто физически. У пейзажных фотографов есть лайфхак для проработки и переднего, и дальнего плана: снимать первый с искусственным светом и потом оставлять камеру на штативе в том же положении до восхода Луны. 

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Антарктида. © Даниил Коржонов

Без искусственного света не обойтись

Есть на небе Луна или нет, я в любом случае не отправляюсь на ночную съемку без фонариков. Обычно использую их как контровый свет, чтобы расставить акценты в пейзаже: подчеркнуть силуэты, границы кадра и прорисовать фактуру. Например, освещенный снег сразу приобретает объем и слоистость. Обычно для ночных зимних пейзажей я использую не меньше трех фонариков, а если в кадре есть человек, нередко даю фонарик в руки и ему. Такие мизансцены обычно выглядят романтично и даже философски, как будто маленький человек ищет путь под огромным звездным небом. Например, на фотографии ниже несколько фонарей установлены за елками и один держит модель. 

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Южный Урал. © Даниил Коржонов

На следующем снимке один фонарик я поставил позади камня, а вторым подсветил кадр сбоку слева, отбежав от камеры на пару секунд. Здесь подчеркивать человека не понадобилось.

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Южный Урал. © Даниил Коржонов

Уловимое северное сияние 

Как и звездное небо, северное сияние можно снимать только на камеру со светочувствительной матрицей и объектив с диафрагмой не меньше f/2.8. Конкретные параметры зависят от погодных условий. Если всполохи видны слабо, я обычно устанавливаю значение ISO 2500–3200 и выдержку в 30 сек. Когда сияние, наоборот, быстро переливается, понижаю ISO до 1600–3200 единиц и укорачиваю выдержку до 6–15 сек., а при свете Луны – до ISO 800–2500 и 10 сек., плюс прикрываю диафрагму. 

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Лофотенские острова. © Даниил Коржонов

В целом снимать северное сияние – почти то же самое, что снимать воду. Если хотите получить плавные формы, выставляйте длинную выдержку, для прорисовки деталей и острых пиков – более короткую (5-9 сек). 

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Северный Урал. © Даниил Коржонов

Лично я очень люблю снимать зимой. Это трудно: ты отмораживаешь пальцы, проваливаешься по колено в сугробы, в лицо летит пурга, замерзает камера. Но красота зимних пейзажей определенно того стоит.