От замысла до обложки: Рас О’Коннелл и его взгляд на творческий процесс

фото: Stuart McClymont

Благодаря исключительному интервью с фоторедактором журнала The Sunday Times, Расом О’Коннеллом, которое провела редакция LensCulture, мы можем погрузиться в мир создания ярких образов. Образов, которые оставляют неизгладимый след на обложках влиятельного издания The Sunday Times.

фото: Stuart McClymont

Для О’Коннелла просмотр фотографий всегда был более захватывающим, чем создание собственных. Именно эта страсть послужила импульсом для его впечатляющей карьеры в качестве фоторедактора, пройденной в крупнейших изданиях Великобритании. В 2015 году он взял на себя ответственность за визуальное наполнение страниц легендарного лондонского издания The Sunday Times.

За годы труда О’Коннелл тесно сотрудничал с ведущими фотографами, поручая им создание уникальных портретов знаменитостей в сфере искусства, политики и общества.

В разговоре с Аланой Холмберг для LensCulture, фоторедактор поделился секретами перевоплощения концепции в потрясающую обложку, а также даёт рекомендации тем, кто впервые сталкивается с возможностью представить своё творчество редактору крупного издания.

Реклама

Алана Холмберг: Расс, вы достигли значительных успехов в сфере фотографии, сотрудничаете с различными изданиями и брендами, а также являетесь членом жюри нескольких важных премий и стипендий. Расскажите нам, как началась ваша карьера в фотографии и что привлекло вас к этому искусству?

Расс О’Коннелл: мой интерес к фоографии всегда был выражен. В школе я больше времени уделял творчеству, чем учёбе. После поступления в художественный колледж в Лондоне я решил продолжить изучение фотографии в университете. По завершении учёбы я осознал, что, несмотря на то что нашёл свою страсть, мне более интересно рассматривать чужие фотографии, чем создавать свои. Это привело меня к карьере в области фотомонтажа.

фото: Stuart McClymont

Какие мифы существуют относительно роли фоторедактора в сообществе фотографов и в публикациях, с которыми вы сотрудничали?

Многие ошибочно полагают, что фоторедакторы ограничиваются простым подбором изображений из различных источников для иллюстрации статей. В некотором смысле это верно в отношении поиска фотографий для статей, но даже это требует глубокого понимания творчества фотографов и архивов фотоагентств, чтобы определить, где можно получить необходимые снимки. Касательно заказных работ, фотомонтаж — это чрезвычайно ответственный процесс.

Моя работа начинается с разработки концепции съёмки, где объектом может быть любой человек — политик, знаменитость, государственный деятель, музыкант или представитель общества. Каждый раз мне приходится принимать решение о том, какой образ и настроение мы хотим передать через объект съёмки.

Затем моя роль расширяется на организацию съёмки — от заказа фотографа, стилиста, парикмахера и визажиста до поиска локации или студии. Я физически присутствую на съёмке, совместно с фотографом занимаюсь арт-директорством, чтобы гарантировать выполнение поставленной задачи. Таким образом, я вовлечён весьма полно: от идеи до завершения.

Важно отметить, что моя роль не ограничивается созданием студийных портретов. Я могу направить фотожурналиста на зону боевых действий или в неприязненную среду, а также поручить документальному фотографу реализацию долгосрочного проекта в более обыденных условиях.

фото: Stuart McClymont

Занимая различные позиции фоторедактора, включая текущую роль в журнале The Sunday Times, что вы отмечаете в эволюции фотопортрета?

Могу сказать, что он, в каком-то смысле, развивается, но в то же время происходит и регрессия. Новые технологии всегда предоставляют фотографам возможность достичь высоко стилизованного вида и ощущения на своих снимках, будь то новые методы освещения или техники ретуши и градации. Вместе с тем наблюдается явная тенденция, когда новые фотографы отдают предпочтение аналоговой плёнке в качестве основного формата.

Это кажется забавным, учитывая, что старшее поколение, выросшее на аналоговых носителях, теперь активно использует цифровые технологии. Многие из моих коллег навсегда остались верными цифре! В то время как молодое поколение фотографов, вероятно, начавшее свой путь с цифровых носителей, идёт в другом направлении. Для них аналоговая плёнка представляет что-то особенное, что они предпочитают новым технологиям.

Возможно, в аналоговой съёмке есть нечто неизведанное для тех, кто привык к предсказуемости цифровых технологий. Некоторым нравится неопределённость и неожиданность, связанные с процессом ожидания результатов от аналоговой плёнки. Вы замечаете различия в самом процессе съёмки между теми, кто использует аналоговую плёнку и цифровую, особенно в портретной съёмке?

Когда кто-то работает с плёнкой, процесс замедляется, и больше внимания уделяется взаимодействию между фотографом и объектом съёмки. Здесь возникает особое доверие, что способствует выявлению лучших качеств объекта; неуверенность уходит, так как фотограф не видит моментального отражения. При цифровой съёмке камера часто связана с компьютером или экраном, где каждый может следить за процессом.

Это удобно в управлении съёмкой или при следовании заданному шаблону, но есть и недостатки, так как все могут высказать своё мнение. Здесь фокус смещается от фотографа и объекта к мнению каждого о том, что выглядит хорошо и что нет, что иногда вызывает путаницу и неуверенность.

фото: Stephanie Diani

В вашем мнении, есть ли возможность более глубокого понимания лица другого человека через фотографический портрет, особенно когда он близко, чем это возможно лично? Считаете ли вы, что портретная фотография отвечает врождённому любопытству и желанию изучать других людей?

Чем более внимательно вы рассматриваете портрет, тем сильнее меняется восприятие лица человека по сравнению с вашим первоначальным представлением. Часто мы ограничиваемся краткими встречами с людьми, не фиксируя взгляд на них долго. Наблюдение за человеком статично в течение продолжительного времени привносит изменения в восприятие, выявляя мельчайшие детали, которые остаются незамеченными при быстром взгляде.

Журнал Sunday Times регулярно публикует на обложке портреты известных личностей, в последних номерах были Хилари Клинтон, Элизабет Мосс и Дэвид Хокни. Какие критерии вы применяете при выборе фотографа для создания портрета, и как вы взаимодействуете с ними в процессе работы для достижения успешного результата?

Важным условием является профессионализм фотографа, но я также ценю творческий вклад. Сотрудничество с фотографом проходит на уровне обмена идеями, выработки концепции. Я стараюсь поддерживать близкое взаимодействие, чтобы достичь желаемого эффекта, обсуждая даже мелкие детали. Доверие важно, поэтому мой круг фотографов для журнала относительно узок — я уверен в их способности реализовать задуманное.

фото: Joe Pugliese

С учётом еженедельной публикации журнала, что необходимо, чтобы портрет на обложке привлекал внимание аудитории? Можете ли вы привести примеры успешных обложек, которые выделялись?

Недавно на обложке мы разместили портрет актёра Ричарда Э. Гранта, связанный с его участием в фильме “Звёздные войны”. Он был стилизован в красный цвет — от верхней одежды до фона. Выбор красного подчеркнул связь с тёмной стороной в “Звёздных войнах”, создав тонкую ассоциацию с опасностью. Этот портрет сочетал привлекательность и тонкое послание, что сделало его успешным.

Какие советы у вас есть для фотографов, которые готовятся представить свои работы редактору или члену жюри, с тем чтобы максимально выделить свой талант? Какие частые ошибки совершают авторы в процессе подготовки к презентации своего портфолио?

Проведите тщательный анализ. Нельзя не подчеркнуть важность этого этапа. Множество раз мне предоставляли работы, не имеющие никакого отношения к моей области, поэтому важно убедиться, что ваше творчество соответствует стандартам. Избегайте копирования других работ. В конечном счёте, вам нужно верить в собственные силы и стремиться привнести что-то уникальное, что выделяет вас среди других фотографов.

Как член жюри в конкурсе Portrait Awards, вам предстоит рассматривать творчество как известных, так и начинающих фотографов-портретистов со всего мира. Что привлекает вас в процессе работы в жюри?

Я наслаждаюсь процессом рассмотрения фотографий, и мне повезло, что могу заниматься этим профессионально. Мне интересны разнообразие стилей и неожиданные сюрпризы, которые предоставляются на рассмотрение.

фото: Austin Hargrave

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube