Во второй половине 2018 года состоялось долгожданное событие, которое так или иначе ждали все фотографы мира. Наконец-то мы увидели первые полнокадровые беззеркальные камеры от двух крупнейших производителей фотоаппаратов и объективов. Новые камеры привнесли собой значительные нововведения и первое, самое важное из них, — это байонет и соответсвенно новые объективы. С анонсом камер Z6 и Z7, компания Nikon представила сразу три новых объектива и анонсировала дорожную карту будущих линз S-line. Предполагаю, что в будущем мы увидим и другую линейку объективов для Nikon Z. Сегодня у нас на обзоре универсальный китовый зум-объектив Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Этой публикацией мы открываем серию обзоров, в которых рассмотрим достоинства и недостатки каждого из трех новых объективов для системы Nikon Z. Надеюсь, на этом не остановимся, и будем продолжать тестировать новые объективы по мере их появления на Российском рынке. Так что подписывайтесь на журнал: ссылки на соцсети в конце обзора;)

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 1/80, ISO140, 70мм, f/4 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Байонет Nikon Z

Новые беззеркальные камеры от Nikon, как ожидалось, и хотя многие надеялись что такого не произойдет, получили новейший байонет. Да, теперь старые линзы Nikon нельзя напрямую установить на беззеркалку, но для этого компанией был разработан качественный адаптер FTZ. Как утверждает Nikon, установленные линзы через переходник ничем не уступают по скорости работы новым NIKKOR Z. Почему было принято такое решение? Я бы не хотел разбирать очевидные коммерческие цели, вы и сами их понимаете, а вот о технических преимуществах хотелось бы поговорить, ведь они безусловно есть.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Новый байонет Z получил увеличенный диаметр фланца 55 мм (для сравнения, байонет F имел диаметр 46.1 мм) и это самый большой диаметр среди полноформатных камер. Более того, новое крепление имеет укороченный рабочий отрезок, который теперь составляет 16мм, что также является самым коротким отрезком среди всех существующих систем. Циферки конечно интересные, но какие реальные преимущества дают данные показатели? 

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Увеличенный диаметр фланца позволяет разрабатывать объективы с большой задней линзой, что увеличивает резкость по всему полю кадра и снижает виньетирование. Также увеличенный диаметр дает больше пространства для системы стабилизации и других технологий основанных на сдвиге матрицы.

Укороченный рабочий отрезок в сочетании с увеличенным байонетным просветом увеличивают угол падения светового луча на матрицу, а чем больше этот угол, тем проще разработать высококлассные и особенно широкоугольные объективы. Об этом свидетельствует недавно представленный уникальный Nikkor Z 14-30mm F4 S, который имеет достаточно компактные размеры для таких фокусных расстояний и вес, а также возможность установки резьбовых фильтров. Помимо этого, короткий рабочий отрезок делает возможным установку через переходник объективов предназначенных для других систем, причем всех существующих систем на рынке. 

И безусловно самой главной причиной создания нового байонетного крепления — это компактность фотоаппарата, которую было бы невозможно получить с объективами Nikon F. Так как рабочий отрезок байонета F 46,5 мм, то как минимум фотоаппарат должен был бы быть толще на целых три(!) сантиметра. Но здесь есть и обратная сторона: укороченный рабочий отрезок и увеличенный диаметр фланца увеличивают диаметр линз, что в свою очередь неизбежно увеличивает общий размер, вес новых объективов и, к сожалению, цену.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Новое крепление имеет четыре паза, в отличает от трех в Nikon F, что увеличивает общую надежность крепления и защиту от неблагоприятных внешних воздействий. Nikon Z оснащен 11 контактами электронного сопряжения, их также стало больше, чем у F-mount. Это позволит разместить больше дополнительных органов управления на самих объективах, кстати, все новые объективы уже имеют электронное программируемое кольцо фокусировки. Надо заметить, что электронное фокусировочное кольцо это большой плюс для скорости автофокуса, так как само кольцо не имеет физического контакта с фокусировочными элементами. Избавились здесь от, так называемой, «отвертки», котороя могла бы обеспечить работу со старыми объективами Nikon через переходник. Для кого-то это будет минусом, но я, пожалуй, здесь воздержусь от комментариев. Возможно, в будущем появится FTZ-адаптер со встроенным мотором для работы со старыми «отверточными» объективами.

Экстерьер и конструкция объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Внешний вид и размер новых объективов во многом схож. Отличие NIKKOR Z 24-70mm f/4 S от своих собратьев — широкое кольцо трансфокатора, которое отсутсвует у объективов 50мм и 35мм. На корпусе конечно же присутствует характерное для всей линейки объективов S электронное программируемое кольцо фокусировки. Также здесь стандартный переключатель режима фокусировки. Больше никаких дополнительных элементов управления нет.

Конструкция объектива имеет защиту от пыли и влаги, а передняя линза специальное фтористое покрытие, предотвращающее, как заявляет производитель, загрязнение элемента.

Оптическая схема NIKKOR Z 24-70mm f/4 S состоит из 14 элементов в 11 группах, включая в себя 1 элемент  со сверхнизкой дисперсией, 1 асферический элемент со сверхнизкой дисперсией, 3 асферических элемента и элементы с нанокристаллическим покрытием Nano Crystal для уменьшения бликов и ореолов. Минимальное расстояние фокусировки составляет 30 см.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Для фокусировки здесь используется шаговый мотор, который обеспечивает очень быструю и абсолютно бесшумную фокусировку. Фокусировка внутренняя, то есть передняя линза остается неподвижной, что позволяет без дополнительных неудобств использовать градиентные, поляризационные и другие фильтры, для которых важно положение. В объективе применяется специальная технология, уменьшающая колебания фокусировочной группы линз при перемещении. Диафрагма состоит из семи лепестков и имеет электромагнитное бесшумное управление.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Корпус объектива собран очень качественно. Габариты объектива — 78 x 89 мм (Диаметр х Длина) без бленды, вес – 500 грамм. Диаметр резьбы под светофильтры – 72 мм. Кольцо изменения фокусного расстояния имеет приятное резиновое покрытие, а ход самого кольца довольно мягкий и равномерный. Для начала работы необходимо выдвинуть объектив, применив небольшое усилие для поворота кольца зумирования, о чем свидетельствует надпись на мониторе при включении камеры. Такое решение обеспечивает компактные габариты в транспортном состоянии.

Объектив Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S на практике

Диапазон фокусных расстояний объектива NIKKOR Z 24-70mm f/4 S довольно универсальный и позволяют создавать как пейзажи на широком угле, так и портреты на длинном конце. Фокусные расстояния обеспечивают угол зрения от 84 до 34 градусов соответственно.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 30 см, что дает возможность применять этот объектив и в предметной съемке. В объективах часто встречается так называемое «дыхание фокуса». Что это значит? При таком эффекте во время перефокусировки, предметы, которые находятся вне фокуса, изменяются в масштабе. Данный эффект особенно нежелателен для видеографов и отчасти для фотографов, например, в предметной съемке при фокус-стекинге. На удивление объектив NIKKOR Z 24-70mm f/4 S полностью лишен этого недостатка. 

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 1/2500, ISO100, 70мм, f/4. Кроп кадра. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 1/80, ISO560, 70мм, f/4 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Боке

Здесь нужно быть объективным. Подобные зумы имеют довольно сложную оптическую схему и расчитывать на идеальное боке не нужно. Однако, при открытой диафрагме на максимальном фокусном расстоянии, все же можно получить заметное размытие фона.

Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры 70мм, f/4 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Блики имеют не совсем равномерное заполнение и чаще всего не круглой формы, виной тому — семи-лепестковая диафрагма. 

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 1/13, ISO100, 70мм, f/4 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Бликозащита

Объектив очень хорошо справляется с контровым светом. На примере ниже, солнце напрямую попадает в объектив, но при этом контрастность на здании слева практически не снижается и появление бликов не наблюдается.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 1/6400, ISO100, 70мм, f/4 © Илья Кайгородов / Photar.ru

На одиночных источниках света при открытой диафрагме слегка заметны характерные лучи. А вот при закрытии диафрагмы эффект лучей становится еще более заметным, но я бы не стал относить это к минусам. Более того, данный эффект можно успешно использовать в качестве творческого приема.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 25s, ISO100, 70мм, f/25 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Хроматические аберрации 

Хроматические аберрации представляют собой синие или фиолетовые полосы на границах высококнтрастных объектов в кадре. Данная проблема характерна для дешевых объективов и ее в принципе легко исправить в Lightroom. Проанализировав сотни снимков сделанных во время тестирования на объектив NIKKOR Z 24-70mm f/4 S мне так и не удалось найти примеров с этим эффектом. Это безусловно является большим плюсом в карму объектива и, возможно, минусом к моей внимательности;).

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 1/25, ISO140, 24мм, f/22 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Дисторсия

Дисторсия так же является одним из видов оптических аберраций, но только связана не с цветом, а с искажением геометрии. Существует два вида дисторсии – бочкообразная (выпуклая дисторсия) и подушкообразная (вогнутая дисторсия). По-умолчанию современные камеры автоматически исправляют такие искажения и справляются с этим довольно успешно, также корректировку можно произвести в Lightroom, применив соответствующий профиль обхектива. Однако, при серьезной программной корректировке, будь то внутрикамерной или Lightroom, неизбежно незначительное снижение резкости по периферии кадра. 

Для проверки объектива один кадр делался в режиме RAW+JPEG. Для объектива NIKKOR Z 24-70mm f/4 S характерны совершенно минимальные искажения на широком угле и практически незаметные для глаза. Сравните один и тот же кадр с выключенной внутрикамерной коррекцией и включенной:


Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Коррекция дисторсии на 24мм вкл/выкл © Илья Кайгородов / Photar.ru

 

На первом кадре отключены все внутрикамерные корректировки, так как это RAW, поэтому существует разница в картинке. На фокусном расстоянии 70 мм, как и следовало ожидать, также отсутствуют искажения. Сморите пример ниже:


Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Коррекция дисторсии на 70мм вкл/выкл © Илья Кайгородов / Photar.ru

Виньетирование 

Виньетирование проявляется в виде затемнений в углах фотографий, чаще всего такой эффект характерен для снимков на открытых диафрагмах. Чтобы проверить объектив я отключил подавление виньетирование в меню Nikon Z6 (кстати сказать, камера отлично справляется с подавлением данного эффекта). Видео ниже демонстрирует поведение объектива на различных диафрагмах при фокусных расстояниях 24 мм и 70 мм.

На открытой диафрагме и на любых фокусных заметно сильное виньетирование. На фокусном расстоянии 24 мм виньетирование значительно снижается при f/7,1 и практически не заметено. Полностью исчезает данный эффект на f/9. На фокусном расстоянии 70 мм объектив ведет себя абсолютно идентично широкому углу.

Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 1/80, ISO280, 70мм, f/13 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Дифракция

Тестирование резкости объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S производилось на разных фокусных расстояниях при различных значениях диафрагмы. Для каждого фокусного расстояния и значения диафрагмы создавалось два снимка с фокусировкой на центральной точке и на на соответствующей точке правого края кадра. Камера Nikon Z6 установлена на штатив, спуск производился с задержкой 5 секунд и включен бесшумный режим, дабы минимализировать любые сотрясения камеры. Исходная картинка выглядит так:

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Кайгородов Илья / Photar.ru

А теперь разберем результаты для различных фокусных расстояний, проанализировав 100% кропы.

Фокусное расстояние 24 мм:

Центр Периферия
f/4
f/5,6
f/8
f/11
f/16
f/22

 

На фокусном расстоянии 24 мм центральная точка обеспечивает максимальную резкость на всех значениях диафрагмы. Максимальная резкость по периферии кадра обеспечивается на значении f/8 — f/16, на значении f/20-f/22 происходит незначительное смягчение резкости.

Фокусное расстояние 35 мм:

Центр Периферия
f/4
f/5,6
f/8
f/11
f/16
f/22

 

Для центральной точки становится заметным снижение резкости на диафрагмах f/18-f/22. Для крайней точки наблюдается смягчение резкости на f/4-f/5,6, далее резкость увеличивается, и на f/20-f/22 незначительно снижается.

Фокусное расстояние 50 мм:

Центр Периферия
f/4
f/5,6
f/8
f/11
f/16
f/22

 

Уже на f/16 заметно небольшое смягчение на центральной точке, которое прогрессирует вплоть до f/22. Для периферии характерна максимальная резкость все на тех же приблизительных значениях f/8-f/16.

Фокусное расстояние 70 мм:

Центр Периферия
f/4
f/5,6
f/8
f/11
f/16
f/22

 

Центральная точка на этом фокусном расстоянии ведет себя похоже. Приблизительно с f/14-f/16 начинается прогрессирующее снижение резкости. Однако, это снижение действительно незначительное. Максимальная резкость для периферии неизменна: f/8-f/16.

Исходя из анализа выше, можно сделать вывод, что самым идеальным значением для максимальной резкости по всему полю кадра будет значение диафрагмы около f/11. Для центральной точки характерно совсем незначительное снижение резкости на максимально закрытой диафрагме. Для максимальной резкости по периферии кадра наиболее рабочими значениями диафрагмы являются f/8-f/16.

Заключение 

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

От китового объектива всегда ожидаешь скромных результатов, изначально такие ожидания были и у меня. Но после двухнедельного тестирования мои впечатления резко изменились в противоположное направление. Я не смог опровергнуть недовольство некоторые фотографов, которые называли этот объектив «пылесосом» или «тромбоном». Действительно, форм-фактор объектива, исходя из опыта, предполагает засасывание пыли внутрь. Но чтобы это проверить, надо поработать с объективом, наверно, год или два, и только тогда убедиться в этом утверждении. Зум-объективы, в которых происходит внутреннее изменение фокусного расстояния, безусловно всегда лучше защищены, но они на много больше, либо оптическая схема их намного сложнее. И тут мы приходим к главным преимуществам Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 1/80, ISO100, 70мм, f/4 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Объектив NIKKOR Z 24-70mm f/4 S очень компактный и легкий, однако изготовлен из качественных материалов и преимущественно из металла. Имеет отличную резкость уже на открытой диафрагме по всему полю кадра и незначительно снижающуюся к периферии. Инженерам Nikon удалось разработать объектив, который практически лишен таких оптических искажений как: хроматические аберрации и дисторсия. Явное проявление эффекта виньетирования на открытых диафрагмах конечно следует отнести к минусам этого объектива, но это исправляется в любом редакторе или внутрикамерно, да и характерна эта черта по-сути для всех объективов.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Nikon Z6 + NIKKOR Z 24-70mm f/4 S. Параметры: 1/80, ISO200, 70мм, f/6.3 © Илья Кайгородов / Photar.ru

Боке возможно не порадует, но и не расстроит своим отсутствием, не стоит забывать, что это универсальный объектив и все-таки достаточно недорогой для своих характеристик, особенно если брать его в комплекте с камерой Z6 или Z7.

Обзор объектива Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Nikon NIKKOR Z 24-70mm f/4 S подойдет не только фотографам, но и видеографам. Минусом для съемки видео будет только ступенчатая диафрагма, но отсутсвие дыхания фокуса и сдвига фокуса во время зуммирования — не менее важные показатели, характерные для профессиональных дорогих объективов. NIKKOR Z 24-70mm f/4 S оценят любители в качестве универсального штатника под любые задачи. Оценят его и профессионалы, как надежного компактного помощника для несложных задач. А для более профессиональной работы Nikon уже анонсировал NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S, который в будущем мы обязательно протестируем.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить новые обзоры объективов Nikkor Z: Facebook, Вконтакте и Telegram. Всем спасибо за внимание и удачных кадров!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь