Фотограф Нобуёси Араки (Nobuyoshi Araki) — яркий представитель современной японской фотографии, который вызывает неоднозначные эмоции у зрителей. Несмотря на стереотипы, сопровождающие его творчество, связанные с порнографической и скандальной тематикой, Араки создаёт работы, которые гораздо глубже, чем поверхностный эпатаж.
Фотограф остаётся верен традициям своей родины, в частности, эротическим гравюрам укие-э, которыми вдохновлялся известный японский фотограф Эйко Хосоэ. Его работы переполнены томным эротизмом, который иногда переходит в более откровенные и порнографические изображения. Такая эстетика напоминает сюнга и вызывает разные реакции у зрителей, особенно в эпоху общественного пуританства.
Из-за своего творчества Араки часто сталкивается с преследованиями со стороны полиции и получает штрафы. В 1988 году журнал «Сясин Дзидай» был закрыт после публикации работы фотографа, которую сочли откровенной и незаконной порнографией. Несмотря на преследования и скандалы, Араки продолжает работать и является одним из самых плодовитых авторов современности. Он опубликовал более 400 книг и создал множество проектов, продолжая работать в излюбленной эстетике даже в свои 80 лет.
Нобуёси Араки не боится экспериментировать и даже сотрудничал со знаменитостями, включая певицу Леди Гагу. Его творчество вызывает разнообразные реакции, однако оно всегда ярко и неординарно, отражая традиции и современность Японии.
Нобуёси считает, что фотография является для него неотъемлемой частью жизни и естественна, как дыхание или стук сердца. При этом он утверждает, что в процессе проявки плёнки или желатиновой печати в кадре появляется нечто большее, чем просто изображение. Для Араки это тайна, глубокие эмоции, вплоть до ощущения тепла кожи модели.
Фотограф всегда предпочитает работать с плёночными камерами, отказываясь от цифровых аппаратов и называя их «фотоаппаратами для глупых людей». Он считает, что цифровые камеры не могут передать телесности и присутствия в реальности, что является важным аспектом в его работе.
Нобуёси Араки также известен своими спорными фотографиями, которые порой вызывают шок у зрителей. Он имеет доступ к моделям из токийского «квартала красных фонарей» и фотографирует их в интимных ситуациях. Сам фотограф утверждает, что фотография является для него способом открытия самого себя и стирания границ между фотографом и объектом съёмки. Он провозглашает торжество субъективизма и выражает свою индивидуальность в своих работах.
Нобуёси Араки — фотобиограф, который не боится показать свою личную жизнь и переживания через свои работы. В его альбоме «Сентиментальное путешествие», выпущенном в 1971 году, он фиксировал свою семейную жизнь с женой Йоко, начиная с медового месяца. Однако через два десятилетия эта трогательная фотоистория закончилась у дверей крематория, когда супруга фотографа умерла от рака в 42 года.
Нобуёси продолжил фотографировать жену во время её болезни и на основе этих кадров создал передвижную выставку, не скрывая ничего о своей жизни. Рефлексии о смерти Йоко нашли отражение в его современных работах из серии «Рай», где фотограф размышляет о загробном существовании и увядании, иллюстрируя безрадостные мысли снимками пышных цветов.
После успеха фильма «Сентиментальное путешествие», режиссёр и фотограф Нобуёси Араки покинул агентство Dentsu и стал посвящать себя своей работе. Он бродил по улицам Токио со своей камерой Pentax 6×7 и штативом, фиксируя на плёнку окружающий его мир. Позже он выпустил серию книг-фотожурналов, в которых документировал свою повседневную жизнь, стараясь указывать дату каждой фотографии. Одной из таких книг была «Осень в Токио» (1984).
Эти фотожурналы были уникальным проектом, который позволял Араки демонстрировать свою эстетику и фотографическое мастерство. Его фотографии отличались неформальным и естественным стилем, что придавало им особый шарм и неповторимость. Несмотря на то, что большинство изображений были сделаны в повседневных ситуациях, они всегда были пронизаны глубокой эмоциональной нагрузкой.
В работах Нобуёси Араки присутствует порнографический оттенок, но фотограф утверждает, что это всего лишь «чуточку грязи», которую он добавляет в свои работы. Он считает, что чистая эротика слишком интеллектуальна и поэтому неинтересна. Но помимо табуированных сцен, Араки снимает и другие сюжеты — небо, пейзажи, играющих детей и другие совершенно невинные объекты, передавая их «телесность» с присущим ему даром.
Таким образом, работы Нобуёси Араки затрагивают не только сферу неоднозначных развлечений, но и отражают личные переживания фотографа, его отношения с близкими и рефлексии о смерти.
Японский фотограф, начал свой творческий путь ещё в детстве. Его отец был фотографом любителем, а сам Нобуёси получил свою первую камеру в подарок в 12 лет. Он фотографировал во время школьных экскурсий и затем начал участвовать в фотоконкурсах, которые проводили журналы. После окончания инженерного факультета (отделение фото и кинематографа) в степени бакалавра, Нобуёси Араки поступил в фотоагентство «Дэнцу», где занимался рекламной съёмкой и использовал студийное оборудование для собственных экспериментов и поисков стиля.
В 1964 году он выиграл свою первую фотопремию, премию Тайё, за серию фотографий «Сатчин», посвящённую начальным школам в рабочем районе Токио, где он вырос. Этот район переживал быструю городскую трансформацию накануне Олимпийских игр 1964 года в Токио и был отмечен войной и разрушениями. В серии «Сатчин» Араки показал яркую и жизнерадостную сторону жизни в этом районе.
Начав свою карьеру как репортажник, Араки затем сменил свой стиль и стал известен благодаря своим порнографическим кадрам, которые вошли в программную выставку «Правда о Мари Кармен». В 1971 году был издан его фотосборник из медового месяца. Нобуёси Араки также сотрудничал с единомышленниками, организовывал выставки и путешествовал по Окинаве, где ещё находился американский оккупационный корпус. В 1972 году он уволился из агентства и стал работать независимо. Он снимал портреты, пейзажи, ню, экспериментировал с техникой и использовал в своих работах сильные символы, что сделало его фотографии узнаваемыми и популярными в Японии и за её пределами.
Нобуёси Араки начал работать над собственными фотопроектами с начала 1970-х годов. В то же время он проводил мастер-классы в фотошколе, которую создал вместе с Эйко Хосоэ, Масахисой Фукасэ и другими японскими фотографами. В 1976 году школа закрылась, но Араки открыл новую школу, которую полностью контролировал сам.
В 1978 году Нобуёси Араки с семьёй переехал в предместье Токио, а через год при поддержке Международного центра фотографии провёл первую нью-йоркскую выставку. В то время он также опубликовал свои первые бандаж-фотографии, которые были приняты эротическим журналом.
С начала 80-х годов Араки начал активно использовать инструменты кинематографа. Он был вдохновлён участием в съёмке фильма известного японского режиссёра Сэйдзюна Судзуки. Фотограф начал исследовать возможности кинопроизводства для поиска новых способов передачи эмоций через фотографии. Он также открыл собственную компанию и начал издавать журнал «Сясин Дзидай», который вызвал бурную реакцию в японском обществе и стал громким словом в художественном андеграунде. Именно из-за этого журнала Нобуёси Араки попал в полицию.
В 1981 году японский фотограф Нобуёси Араки снял свой первый фильм в качестве режиссёра и начал активно путешествовать по миру. За годы своих странствий он посетил множество стран, включая Европу, Латинскую Америку, Южную Корею, после чего вернулся в округ Токио, где и поселился на постоянной основе.
С середины 80-х годов Араки начал экспериментировать с созданным им направлением «слайд-шоу», при котором фотографии одновременно демонстрировались с помощью двух проекторов. Также он начал сотрудничать с другим известным представителем японского жанра ню — Биллом Брандтом.
В начале 90-х годов Нобуёси Араки пережил трагическую потерю своей жены, после чего он был удостоен двух высших наград от главных японских фотообъединений. Он возобновил сотрудничество с другим ярким представителем фотографии, Сэйдзюном Судзуки, продолжая при этом совершенствовать свою манеру. В 1998 году появился его знаменитый проект, отражающий горечь личной потери — фото предметов, найденных на балконе его дома и символизирующих утраченное счастье.
Позднее Нобуёси Араки продолжил работу над темой «райского сада» в рамках проектов A’s PARADISE. В этих сериях он сфотографировал поразительно красивые цветы, окружавшие монстров — игрушечные, но выглядящие опасно. В сериях с 2015 по 2018 годы он использовал куклы, связанные верёвками, чтобы продолжить свою работу в духе ранних проектов. Нобуёси Араки продолжает не бояться поднимать скандальные темы и, учитывая его энергию и темперамент, можно ожидать, что он ещё не раз удивит и провоцирует публику своими работами.
Нобуёси Араки является уникальным и талантливым фотографом, который создаёт не только красивые, но и заставляющие задуматься работы, открывающие новые грани фотографии и искусства в целом.
Ещё больше работ: arakinobuyoshi.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube