Объектив с фиксированным фокусным расстоянием 35мм является тем самым универсальным объективом, который подойдет и для съемки пейзажей, и для съемки портретов, и даже для предметной съемки, благодаря короткой дистанции фокусировки. В этом обзоре я познакомлю вас с новым объективом Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S.
Если объектив с фокусным расстоянием 50мм можно назвать самым популярным в сумках фотографов, то 35мм может себе позволить не каждый. Тут вопрос не в цене, а в универсальности, из-за которой приходится больше думать, прежде чем сделать кадр. Сформировать портрет намного проще на 50мм или 85мм, чем на объективе 35мм. Так как угол намного шире, в кадр попадает не только модель, но и окружающий ее мир, да и приближаться сильно нельзя, иначе будут заметны геометрические искажения. Тоже самое и для ландшафтной съемки. Если на широкоугольный объектив можно захватить много больше деталей, то на 35мм придется подумать, что действительно вы хотите видеть в кадре. Но зато, как я уже писал, этот объектив действительно универсален. Если нет определенных целей, то в путешествие, прогулку или, например, на мероприятие в помещении можно отправляться только с ним и не брать никаких других линз.
Объектив Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S был анонсирован в «первой тройке» объективов во время презентации новых беззеркальных камер Nikon Z. Напомню, что это были за объективы «первой тройки»: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S (обзор), NIKKOR Z 50mm f/1.8 S (обзор) и собственно герой нашего обзора NIKKOR Z 35mm f/1.8 S. Линейка первых объективов для новейшей системы Z получила название S-Line.
Экстерьер и конструкция объектива Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S
Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S внешне очень сложно отличить от NIKKOR Z 50mm, идентифицировать помогает только надпись.
Размеры абсолютно одинаковые, кстати, как и в сравнении с NIKKOR Z 24-70. Диаметр устанавливаемого фильтра 62мм, как и у NIKKOR Z 50mm. Корпус объектива изготовлен практически полностью из магниевого сплава и лишь некоторые детали из пластика. Вес составляет около 370 грамм. Если сравнивать размеры и вес с NIKKOR 35mm f/1.8G ED, то различия не столь значимые. Представитель «старого» байонета F короче по длине всего на 18мм, а диаметр меньше на 11мм, соответственно вес также меньше и составляет 305 грамм. Связано это в первую очередь с увеличенным диаметром фланца нового байонета Z, во вторую с материалами (по моим ощущениям у NIKKOR 35mm f/1.8G ED больше пластиковых деталей).
Если помните, то в предыдущем обзоре NIKKOR Z 50mm я писал, что это самый дорогой и большой объектив среди «полтинников» Nikon. Ситуация с NIKKOR Z 35mm f/1.8 S не повторилась, что не может не радовать, — Nikkor 35mm f/1.4G оказался немного больше, тяжелее и намного дороже. Но о более подробных сравнениях аналогичных объективов, включая примеры изображений, мы будем говорить в следующих сравнительных обзорах.
NIKKOR Z 35mm имеет уже знакомое нам электронное металлическое кольцо фокусировки, на которое можно назначить различные функции. К примеру, очень удобно управлять параметрами ISO или компенсацией экспозиции. Фокусировочное кольцо имеет плавный ход, управлять можно хоть одним пальцем. Прокручивается бесконечно, то есть нет упора, когда достигается предел дистанции фокусировки. Во время ручной фокусировки скорость зависит от скорости вращения кольца (пишу об этом, потому что часто встречал сообщения, что фокус не влияет на скорость вращения).
На корпусе присутствует стандартный переключатель фокусировки. Во всех новых объективах под байонет Z есть два типа фокусировки: ручная и автоматическая с приоритетом ручной настройки. Это означает, что в автоматическом режиме фокусировки, когда кнопка спуска наполовину нажата, у фотографа есть возможность сделать доводку фокуса вручную. Это безусловно удобно, но иногда можно случайно задеть кольцо и ненамеренно сбить правильный фокус.
Внутри объектива установлен шаговый мотор, который практически бесшумен. Во время фотографирования вы его точно не услышите. Но все же звук работы мотора будет слышен при видеосъемке, если использовать встроенный микрофон.
Фокусировка происходит методом перемещения задней группы линз. Соответственно, при фокусировке передняя линза остается неподвижной. При изменении фокуса с бесконечности на минимальную дистанцию эффект «дыхания фокуса» совершенно незначительный — уменьшение масштаба менее одного процента. Это будет абсолютно незаметно невооруженным глазом.
Минимальная дистанция фокусировки составляет 25 см., это дает возможность съемки с близкого расстояния, однако, чем ближе снимаемый объект, тем больше будут заметны геометрические искажения. Поэтому я все же не советовал бы этот объектив для предметной съемки.
Диафрагма состоит из 9 скругленных лепестков. Максимальное значение, как ясно из названия, f/1.8, а минимальная f/16. Управление диафрагмой электромагнитное и бесшумное, что оценят видеооператоры.
В комплекте с объективом идет мягкий тряпочный чехол и бленда. Забегая вперед скажу, что бленда не особо защищает от бликов, однако во время работы в пасмурную погоду, она хорошо защищает переднюю линзу от капель дождя или снега.
Объектив имеет защиту от проникновения пыли и влаги. Все подвижные элементы надежно защищены, проверять не станем, поверим производителю на слово;). Помимо прочего, передняя линза имеет фтористое покрытие, которое защищает от жира, грязи, и позволяет чаще протирать линзу, не боясь, что это покрытие поцарапается или вовсе отслоится.
Конструкция объектива Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S состоит из 11 элементов в 9 группах (включая 2 элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией, 3 асферических элемента, а также элементы с нанокристаллическим покрытием Nano Crystal Coat). Покрытие Nano Crystal Coat предназначено для уменьшения бликов, отражения и двоения изображения. Примечательно, что компания Nikon стала первой, кто начал применять данную технологию в объективах. Элементы со сверхнизкой дисперсией в оптической схеме объектива призваны уменьшись хроматические аберрации и при этом сохранить резкость. Асферические элементы также отвечают за снижение аберраций, в частности эффекта дисторсии. Все это безусловно звучит красиво, но реальность часто отличается от написанного в спецификациях. Так что давайте перейдем непосредственно к тестированию объектива.
Объектив Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S в работе
Начнем с самого визуально заметного параметра — боке.
Объектив имеет приятное мягкое размытие. Двоения боке я не заметил ни на одном снимке, за все время тестирования — не зря здесь установлены аж целых три асферических элемента.
Для более наглядного анализа световых дисков, был сделан снимок с фокусом на минимальной дистанции. Результат ниже:
В центре кадра мы можем наблюдать идеальные круглые диски с практически равномерной заливкой без «луковых колец». Отдаляясь от центра, диски постепенно приобретают форму «кошачьего глаза». Данное поведение стандартно для всех объективов — чем больше геометрические искажения, тем больше круглая форма диска сжимается к краю кадра. Для объектива с фокусным расстоянием 35мм, который по факту считается широкоугольным, такие искажения нормальны. Если внимательно приглядеться, то можно заметить небольшие хроматические аберрации зеленого цвета по краям дисков.
Точки на световых дисках — причина загрязнения задней линзы. Очевидно, что до меня были не очень аккуратные тестировщики.
Бликозащита
Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S, как и все новые объективы Z S-line, имеет высокую бликозащиту. При попадании в объектив прямого солнечного света, контрастность сохраняется и заметны совсем незначительные блики желтого цвета.
При диафрагмировании до f/5.6 появляется откровенно заметный цветной блик. Но, отмечу, положение контрового источника света было выбрано специально так, чтобы получить блики. Если слегка повернуть объектив в сторону, то блик исчезнет или станет менее заметным.
После f/5.6 блики становятся все менее заметными вплоть до f/14 включительно. А на f/16 они уже почти незаметны.
Как можно наблюдать выше, объектив рисует очень красивые длинные и ровные лучи на источниках света при закрытых диафрагмах.
Аберрации
Во время прохождения через оптическую схему свет разделяется на спектр, в результате чего лучи преломляются под разным углом, в результате на картинке появляются различные аберрации. Хроматические аберрации чаще всего выражены в виде фиолетовых или зеленых полос на контрастных объектах. Безусловно Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S также подвержен этому эффекту. Здесь есть как фиолетовые, так и зеленые полосы. Но, надо сказать, их было довольно сложно отыскать;) Эффект заметен только на размытых объектах и никогда в зоне резкости. Такие аберрации в зоне нерезкости называют фрижинг (‘Purple fringing’).
Отмечу, что в принципе, вы не сможете найти объектив с фокусным расстоянием 35мм без хроматических аберраций. Учитывая это, NIKKOR Z 35mm f/1.8 S очень хорошо себя проявил. К тому же, ни кто не отменял внутрикамерную коррекцию ХА и Nikon Z6 c с этим справляется отлично.
Виньетирование — затемнения в углах кадра, характерное на малых значениях диафрагмы. Значительное снижение эффекта происходит на значении f/3.2-f/3.5 и, буквально, на f/4.5 исчезает полностью. Ниже видео, демонстрирующие поведение виньетирования на всех диафрагмах:
На видео выше я продемонстрировал поведение объектива как с выключенной корректировкой, так и с включенной. При включенной корректировке виньетирования в камере Z6 виньетка безусловно значительно меньше на открытой диафрагме и исчезает полностью уже на значении f/3.2.
Комические аберрации или кома — об этом редко упоминают в обзорах. Такие искажения возникают в результате прохождения лучей света под углом к оптической оси. Лучше всего это заметно на световых точках, например, фонарях по краям кадра. Проявляется в виде ассиметричных пятен каплеобразной формы или, в тяжелых случаях, кометообразной. Так как при уменьшении размера диафрагмы количество света, проходящего через край линзы, уменьшается, то характерны они больше для открытых диафрагм. Асферические линзы в строении объектива призваны уменьшить данные искажения. У NIKKOR Z 35mm f/1.8 S таких линз целых три! Но давайте в любом случае проверим поведение объектива на разных диафрагмах. Ниже 100% кропы из правого верхнего угла:
f/1.8 |
f/2 |
f/2.2 |
f/2.5 |
f/2.8 |
f/3.2 |
f/3.5 |
f/4 |
f/4.5 |
f/5 |
f/5.6 |
f/6.3 |
f/8 |
f/11 |
f/14 |
f/16 |
Значительное снижение эффекта комы происходит на диафрагме f/4, начиная с f/8 комические аберрации пропадают.
Дисторсия также относится к разновидностям аберраций. Она проявляется в искажении прямых линий как по горизонтали, так и по вертикали. Выделяют два вида: подушкообразная и бочкообразная. Объектив NIKKOR Z 35mm f/1.8 S имеет бочкообразную дисторсию. Ниже демонстрация снимков с включенной внутрикамерной коррекцией дисторсии и выключенной соответственно.
Надо сказать, что для объектива с таким фокусным расстоянием эффект не так сильно выражен. При включенной коррекции, камера полностью исправляет геометрию. Но не забывайте, что при коррекции мы неизбежно получаем снижение резкости к краю кадра.
Резкость объектива NIKKOR Z 35mm f/1.8 S
Это один из важнейших и самых интересных показателей объектива. Если резкость по центру кадра зависит именно от качества объектива и его оптических элементов, то резкость по периферии при больших значениях диафрагмы еще и от дифракции. Дифракция характерна для всех объективов без исключения. Теоретически рассчитать уменьшение резкости под влиянием дифракции по краю кадра можно, но мы, все же, протестируем объектив в реальных условиях. Ниже пример кадра, который был сделан на всех значениях диафрагмы:
Далее примеры 100% кропов из центра кадра и правого верхнего угла:
центр | периферия | |
f/1.8 |
||
f/2.2 |
||
f/2.8 |
||
f/3.5 |
||
f/4.5 |
||
f/5.6 |
||
f/7.1 |
||
f/9 |
||
f/11 |
||
f/14 |
||
f/16 |
Из анализа кропов выше мы видим, что по центру кадра максимальная резкость начинается уже приблизительно с значения f/2.8 и на значении f/14-f/16 слегка смягчается. На периферии объектив в принципе имеет плохую резкость, но не забываем, что это все-таки широкоугольный объектив и для такого фокусного расстояния это нормально. Максимальную резкость на периферии кадра можно получить начиная со значений f/8-f/9 и незначительное снижение под влиянием дифракции на значениях f/14-f/16.
Следовательно, если мы хотим получить максимально резкую картинку на данном объективе, то рабочими значениями диафрагмы будут от f/8-f/9 до f/14. Это очень хороший показатель.
Заключение
Как и следовало ожидать от объектива новой линейки S-line, мы получили объектив высокого класса. Качественные материалы и точная сборка отличительная черта не только этого объектива, но и всех новых объективов для беззеркальной системы Nikon Z.
Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S обладает знакомыми органами управления — перепрограммируемое электронное кольцо фокусировки и переключатель режима фокусировки. Доводка фокуса в режиме автоматической фокусировки оказалось для меня больше минусом, чем плюсом, но это все индивидуально. Причем заметил я этот минус для себя уже после тестирования объективов 24-70 и 50мм, а это около месяца пользования этой системой. И я бы не сказал, что ход кольца здесь отличается от предыдущих объективов, но почему-то заметил я это только сейчас.
Как таковых серьезных оптических недостатков объектива NIKKOR Z 35mm f/1.8 S выявлено не было. Виньетирование, кома, дисторсия, хроматические аберрации — здесь все в абсолютной норме. Резкость хоть и не выдающаяся, но опять же нормальная для 35мм. Предполагаю, что объектив превосходящего качества с таким же фокусным расстоянием и светосилой будет сложно найти серди существующих моделей любой системы. Я ожидал более интересного боке, но надо трезво мыслить и понимать, что с таким фокусным, светосилой и стоимостью это маловероятно. Кстати, стоимость Nikon NIKKOR Z 35mm f/1.8 S в официальном магазине составляет 60 тыс рублей. Что конечно не мало, если мы будем сравнивать со «старичком» NIKKOR 35mm f/1.8G ED, но, думаю, если сравнить их «лицом к лицу» то все встанет на свои места.
Совсем скоро мы приступим к тестированию новых объективов Nikkor Z 24-70/2.8 и уникального 14-30/4. Так что подписывайтесь на наш журнал в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное;) Facebook, Вконтакте, Telegram и Instagram