Объектив Nikkor Z DX 18-140mm F/3.5-6.3 VR был представлен в октябре 2021 года, а его разработка анонсирована ещё раньше. Развитие беззеркальной системы APS-C камер Nikon Z происходит довольно медленно, чего уж там говорить – два года назад наш герой стал лишь третьим DX-объективом, а сегодня в этой серии числится всего четыре объектива и три камеры.
Закрыть недостающие фокусные или светосилу всегда можно с помощью полнокадровых объективов Nikkor Z, но они дорогие и большие. Можно использовать фирменный адаптер FTZ и снимать на весь доступный диапазон зеркальных объективов Nikkor, это бюджетно, но размер, опять же, страдает. Поэтому максимальный потенциал APS-C камеры Nikon Z можно раскрыть только с беззеркальными DX-объективами. Давайте знакомится с нашим героем ближе.
Внешний вид Nikkor Z DX 18-140mm F/3.5-6.3 VR
Nikkor Z DX 18-140mm F/3.5-6.3 VR получился достаточно компактным и лёгким. Вес чуть больше 300 грамм, а в сложенном состоянии длина всего 90 мм. Объектив отлично сбалансирован не только для камеры Nikon Z50 (у которой удобный хват), но и для Nikon Z fc (с этой камерой тестировался объектив — обзор Nikon Z fc).
При максимальном фокусном расстоянии объектив увеличивается в длине более чем в полтора раза.
Это может стать проблемой для компактных электронных стабилизаторов (например, Crane M3S), но мой Weebill 3 (это заметно более мощный стаб) с изменением длины корпуса справился без проблем, причем даже с камерой Nikon Z6 II.
Диаметр резьбы светофильтра 62 мм – небольшой, а значит, необходимые светофильтры будут стоить дешевле.
Корпус полностью изготовлен из качественного пластика, а вот что не порадовало, так это пластиковый байонет. Защита от проникновения пыли и влаги отсутствует. Увы, все бюджетные объективы Nikon Z, включая полнокадровые, обладают подобными характеристиками.
Дизайн у объектива классический для Nikon Z — широкое прорезиненное кольцо трансфокатора и электронное кольцо управления фокусом.
Дополнительные органы управления кнопки и переключатели отсутствуют.
Оптические характеристики Nikkor Z DX 18-140mm F/3.5-6.3 VR
Nikkor Z DX 18-140mm не первый объектив производителя с соответствующим диапазоном фокусных для кроп-камер. Предшественник нашего героя Nikon AF-S DX NIKKOR 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR для зеркальных камер. Новый 18-140 получил обновлённую оптическую схему, более короткую дистанцию минимальной фокусировки и вместе с тем меньшую светосилу на длинном конце.
Оптическая схема нашего героя состоит из 17 элементов в 13 группах, включая 2 элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией ED и 2 асферических элемента. Конструкция диафрагмы состоит из 7 скругленных лепестков.
Максимальная диафрагма переменная от f/3,5–6,3 в зависимости от фокусного расстояния, диапазон минимальной диафрагмы f/22–40.
Минимальная дистанция фокусировки изменяется в зависимости от ткущего фокусного расстояния. На минимальном фокусном расстоянии 18мм МДФ составляет 20 см, при увеличении до 140 мм МДФ увеличивается до 40 см (у зеркального собрата было 45 мм на всех фокусных).
Nikkor Z DX 18-140mm оснащён эффективной оптической стабилизацией (тесты ниже) и быстрыми бесшумными линейными моторами автофокуса.
Тестирование Nikkor Z DX 18-140mm F/3.5-6.3 VR
Все тестовые кадры Nikkor Z DX 18-140/3.5-6.3 сделаны в связке с камерой Nikon Z fc, которая обладает сенсором APS-C формата разрешением 20,9 Мп. Все возможные улучшайзеры были выключены при проявке RAW-файлов.
Резкость
По традиции начнём с резкости. Центр слева, угол справа:
18 мм
f/3.5 | ||
f/4 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
К сожалению наблюдается довольно слабая детализация. На 18 мм объектив уже на открытой диафрагме показывает практически максимально возможную резкость, при закрытии на 1-2 ступени качество улучшается, но совершенно незначительно. Детализация от центра к краю кадра изменяется значительно и виной тому в большей степени проявления хроматических аберраций и виньетирования.
70 мм
f/5.3 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 | ||
f/32 | ||
f/36 |
Фокусное 70 мм также показывает максимальную резкость уже на максимальной диафрагме, а вот изменения в детализации от центра к периферии уже не так заметно.
140 мм
f/6.3 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 | ||
f/32 | ||
f/40 |
На 140 мм наблюдается ещё большее смягчение картинки и так же, как и в предыдущих тестах, открытая диафрагма показывает максимальную резкость этого фокусного расстояния. Периферия хуже, чем на 70 мм, но всё ещё лучше того, что мы видели на 18 мм.
Для универсального бюджетного объектива детализация ожидаемо не на высоком уровне. На камерах с большим разрешением матрицы Z7/Z8/Z9 оптика не обеспечит необходимую детализацию. Для APS-C камер Z fc/ Z50/Z30 объектива будет достаточно для сюжетов, где не так важна высокая резкость.
Хроматические аберации
Различают два типа ХА: продольные и поперечные. Первые исправляются диафрагмированием, вторые – проявляются на всех значениях. Продольные слева, поперечные справа:
18 мм
f/3.5 | ||
f/4 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
18 мм показывают минимальное проявление продольных аберраций, которые пропадают приблизительно с f/8. Поперечные аберрации относительно сильно проявляются, но для такого универсального объектива эффект приемлемый.
70 мм
f/5.3 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 | ||
f/32 | ||
f/36 |
На 70 мм продольные ХА также проявляются незначительно и пропадают с f/8, а вот проявление поперечных становится меньше – их практически незаметно.
140 мм
f/6.3 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 | ||
f/32 | ||
f/40 |
На узком конце 140 мм объектив практически лишён продольных аберраций. Поперечные ХА вернулись, но всё равно проявление относительно умеренное.
В отношении эффекта хроматических аберраций Nikkor Z DX 18-140mm F/3.5-6.3 VR весьма порадовал – искажения минимальные для такого объектива.
Геометрия
18 мм показывают достаточно сильную бочкообразную дисторсию — поведение абсолютно ожидаемое:
На 70 мм искажения геометрии уменьшаются – теперь это подушкообразная дисторсия:
По сравнению с 70 мм, геометрия на 140 мм практически не меняется – всё так же подушкообразная дисторсия и с такой же интенсивностью:
Виньетирование
На минимальном фокусном расстоянии при открытой диафрагме эффект виньетирования влияет практически на всю площадь кадра, при закрытии до f/9-10 виньетка практически полностью исчезает. При увеличении фокусного расстояния и интенсивность эффекта на открытой диафрагме снижается. На 70 мм виньетирование полностью исчезает на f/10-11, на 140 мм при f/14-16.
Боке
Благодаря большому диапазону фокусных расстояний от широкого угла до узкого, объектив может эффективно использоваться во всех жанрах фотографии, включая портрет и съёмку крупным планом. Давайте посмотрим на рисунок размытого фона.
18 мм
f/3.5 | |
f/4 | |
f/4.5 | |
f/5 | |
f/5.6 | |
f/6.3 | |
f/7.1 | |
f/8 | |
f/11 |
При 18 мм объектив на удивление выдаёт довольно красивый рисунок – блики относительно крупные, гало практически отсутствует, но заполнение не совсем равномерное.
85 мм
f/5.3 | |
f/5.6 | |
f/6.3 | |
f/7.1 | |
f/8 | |
f/9 | |
f/10 | |
f/11 |
При увеличении фокусного до 85 мм размер бликов увеличивается. По центру блики приобретают практически идеальную форму круга, заметен эффект луковых колец и небольшое гало.
140 мм
f/6.3 | |
f/7.1 | |
f/8 | |
f/9 | |
f/10 | |
f/11 | |
f/16 |
140 мм даёт просто громадные блики в зоне размытия, по-прежнему наблюдается эффект луковых колец и небольшое гало. В целом рисунок для столь универсального объектива очень достойный.
Астигматизм и кома
Астигматизм и коматические аберрации проявляются в виде искажения световых точек. Астигматизм характерен на всех значениях диафрагмы по всему полю кадра, кроме центра. Кома проявляется ближе к краю кадра и исправляется диафрагмированием. Анализировать будем только 18 мм. Слева астигматизм, справа кома:
f/3.5 | ||
f/4 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
Астигматизм проявляется минимально, кома заметна и пропадает приблизительно на f/11-16. Для съёмки ночных городских пейзажей оптика подойдёт, а вот для фотографий звёздного неба необходимо учитывать искажения мелких световых точек на периферии.
Стабилизация
Текущие модели беззеркальных APS-C камер Nikon Z не оснащены матричной стабилизацией, поэтому как никогда ценно, что наш герой оснащён оптической стабилизацией. По нашим тестам на 18 мм эффективность составляет 6,5 ступеней.
На максимальном фокусном расстоянии эффективность также составляет 6,5 ступеней и это отличный результат.
Дыхание
Эффект дыхания фокуса проявляется в виде изменения масштаба при перефокусировке с МДФ на бесконечность.
18 мм — дыхание 1.2%
70 мм — дыхание 0.95%.
140 мм — дыхание 0,25%.
Здесь объектив показывает выдающиеся цифры, даже несколько неожиданно было получить такие результаты. Создаётся ощущение, что производитель применяет электронную компенсацию дыхания фокуса, но такого компания не заявляла ни для одного объектива, как это было с новыми камерами Sony, такая функция была бы очень полезной. Поэтому с полной уверенностью не могу сказать – оптика это или электронная компенсация, но в любом случае оператор получает абсолютное минимальное дыхание, что круто.
Галерея Nikkor Z DX 18-140mm F/3.5-6.3 VR
Заключение
Объектив Nikkor Z DX 18-140mm F/3.5-6.3 VR обладает невероятно удобным диапазоном фокусных расстояний, который особенно оценят тревел-фотографы.
Компактный и лёгкий корпус в сочетании с неплохими оптическими характеристиками делают объектив весьма привлекательным. Конечно, есть свои нюансы в характеристиках изображения, но не стоит забывать, что это бюджетный объектив и он отрабатывает каждый рубль.
Интересен объектив будет не только для фотографии, но и для видео. Здесь есть чем похвастаться: быстрый и тихий автофокус, минимальное дыхание фокуса, качественная стабилизация, опять же малый вес и широкий диапазон фокусных.
Реклама. ООО «Флама», ИНН 7736528530
erid: Kra23gQhm
Ультра зумы это вообще не серьезно. Светосилы нет. Картинка скучная. Для художественных съемок лучше не использовать.
Посоветуйте лучший универсальный зум объектив для Никон z50 . Какой лучше z 24-120 или 18-140 vr dx , или что-то другое. Снимаю семью, природу, крепости. Фото и видео
Ему бы ещё защиту от погоды… Внезапные дожди ЮВА, долбаный песок, или снег, который то тает, то превращается в лёд…был бы идеальный тревел вариант.