В недавнем нашем материале я назвал объектив с фокусным расстоянием 50 мм самым популярным фиксом. Отчасти это правда, но, пожалуй, фикс с фокусным расстоянием 85 мм также можно назвать самым популярным. Кто из этих двух этих фокусных расстояний чаще встречается в сумках фотографов сложно сказать. «Полтос» наиболее универсален, а вот 85 мм даёт более интересную картинку без перспективных искажений. Вопреки всем предрассудкам 85 мм не является исключительно портретником – ему доступны как пейзажные сюжеты, так и предметная фотография. А высокая светосила f/1.8 даёт некоторую свободу фотографу для съёмки при недостаточном освещении. Сегодня у нас на обзоре новый представитель классических портретников – объектив Nikkor Z 85mm f/1.8 S. В этом обзоре мы пойдём тривиальным путём и покажем исключительно портреты и, конечно, поделимся результатами подробных тестов оптических характеристик.
Объектив Nikkor Z 85mm f/1.8 S был анонсирован в июле 2019 года и стал пятым для новой беззеркальной системы Nikon Z. Новинка воплотила в себя все основные новшества, характерные для линейки S-Line. Корпус практически полностью изготовлен из металла и обладает защитой от проникновения влаги и пыли.
Фокусировочное кольцо электронное. Его функцию можно переназначить в меню фотокамеры на компенсацию экспозиции, управление диафрагмой или ISO. За перемещение фокусировочной группы линз отвечает ультразвуковой мотор.
На корпусе Nikkor Z 85mm f/1.8 S присутствует лишь один переключатель, который отвечает за режим фокусировки.
Технические характеристики Nikkor Z 85mm f/1.8 S
Теперь более подробно о технических характеристиках нашего героя. И здесь неизбежно сравнение с аналогичным объективом для байонета Nikkor F. Возможно, в будущем мы устроим сравнение качества изображения, так скажем «лицом к лицу», но сейчас сравним лишь технические характеристики.
Итак, объектив стал тяжелее на 120 грамм – 470 против 350 у «старичка». Как уже писал, корпус собран почти полностью из металла, а у предыдущего поколения был из пластика. Размеры также изменились. Если представитель байонета F был таким «пухлячком», то новинка выглядит более стройно. Диаметр стал меньше на 5 мм и теперь составляет 75 мм, а вот длина увеличилась до 99 мм, то есть на 26 мм больше.
Однако, увеличение веса новинки связано не только с изменениями размера, но и с более сложной оптической схемой. Общее число элементов увеличено до 12 (на три элемента больше). Оптические элементы в объективе собраны в 8 групп. В схеме присутствует 2 элемента со сверхнизкой дисперсией и элементы с нанокристалическим покрытием. Помимо этого, передняя и задняя линзы обладают фтористым покрытием для защиты от жира и грязи.
Диафрагма Nikkor Z 85mm f/1.8 S также получила большее количество лепестков — 9 против 7 у предыдущего поколения. Минимальная дистанция фокусировки 80 см, диаметр светофильтра 67 мм – эти параметры аналогичны.
Тестирование Nikkor Z 85mm f/1.8 S
По традиции наших обзоров мы проводим лабораторные исследования, которые в полной мере демонстрируют оптические качества «пациента» и для визуальной демонстрации сопровождаем всё фотографиями с практической съёмки. Начнём с резкости.
Резкость
Для теста резкости я использую стандартную тестовую миру. RAW-файлы открываются в программе RawDigger и экспортируются в TIFF, чтобы избежать влияния встроенных корректировок. Собственно так я поступаю во всех тестах. Итак, ниже кропы из центра и угла кадра. (переключение между диафрагмами происходит под табличкой)
Центр | Периферия | |
f/1.8 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Центр кадра обладает максимально возможной резкостью уже на открытой диафрагме. К сожалению, периферия такой характеристикой не может похвастаться. Приблизительно начиная с f/5.6 наблюдается максимальная резкость, на которую способен этот объектив. На диафрагме f/16 заметно совершенно незначительное смягчение картинки под влиянием дифракции.
Нельзя сказать, что Nikkor Z 85mm f/1.8 S обладает звенящей резкостью, но это было бы больше минусом, нежели плюсом. Всё-таки мы говорим о портретном объективе, и чрезмерная резкость будет только усиливать мелкие дефекты кожи, что придётся корректировать в редакторе. Для портретного объектива главное рисунок, поэтому ниже давайте посмотрим на характеристики изображения в зоне нерезкости.
Боке
Ниже кадры, сделанные на минимальной дистанции фокусировки.
f/1.8 | |
f/2.0 | |
f/2.2 | |
f/2.5 | |
f/2.8 | |
f/4 | |
f/5.6 | |
f/8 | |
f/11 | |
f/16 |
Форма блика в виде круга только в центре кадра. Ближе к периферии световой диск приобретает форму кошачьего глаза. Тем не менее боке можно назвать идеальным – заполнение равномерное, полное отсутствие луковых колец и окантовки. Отличные показатели для портретного объектива.
Хроматические аберрации
Как правило я анализирую два типа ХА – продольные и поперечные. Продольные хроматические аберрации проявляются по всему полю кадра и исправляются диафрагмированием. Поперечные аберрации характерны ближе к краю кадра и проявляются на всех значениях апертуры, а также обладают определённым характером. Если продольные аберрации выглядят в виде одноцветной окантовки одного объекта, то поперечные в виде разноцветной.
Продольные | Поперечные | |
f/1.8 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Продольные аберрации у объектива Nikkor Z 85mm f/1.8 S совершенно минимальны и полностью исчезают приблизительно на f/8. А вот поперечные ХА инженерам Nikon победить не удалось. Увы, но они заметны на периферии кадра. Стоит учесть, что выше мы рассматривали изображения при очень большом увеличении. Без увеличения, ни поперечные, ни продольные аберрации не будут заметны даже на самых высококонтрастных объектах. То есть постобработка потребуется лишь для достижения абсолютно идеальной картинки, ну, или так скажем, для очистки совести фотографа.
Дисторсия
Сразу объясню почему здесь разный баланс белого. Первый файл это RAW, открытый в программе RawDigger, а второй – это внутрикамерный JPEG со всеми камерными корректировками. Итак, наблюдается незначительная подушкообразная дисторсия, которая идеально исправляется внутрикамерно. В целом можно заключить, что геометрия у объектива отличная.
Виньетирование
Эффект виньетки полностью исчезает на значении апертуры f/5.0. Надо сказать, что на максимально открытой диафрагме f/1.8 затемнения в углах незначительны, а встречается весьма редко на светосильных фиксах с подобных фокусным расстоянием.
Астигматизм и кома
Астигматизм и коматические аберрации проявляются в виде искажения световых точек. Астигматизм проявляется по всему полю кадра, кроме центра, а кома исключительно на периферии кадра.
Центр | Периферия | |
f/1.8 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4 | ||
f/5.6 | ||
f/8 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Nikkor Z 85mm f/1.8 S полностью лишён астигматизма, а вот коматические аберрации всё же заметены вплоть до апертуры f/7,1. Отсутствие подобных искажений очень ценится фотографами звездного неба и ночного города. Нельзя сказать, что фокусное расстояние 85 мм часто применимо в подобных сценариях, тем не менее оптические искажения для таких сюжетов у нашего героя минимальны.
Дыхание фокуса
Немного поговорим о характеристиках важных для видео съёмки. Дыхание фокуса проявляется в виде изменения масштаба при изменении дистанции фокусировки. Ниже два примера – первый снят на минимальной дистанции, второй на бесконечности.
При изменении дистанции фокусировки с минимальной на бесконечность происходит изменение масштаба чуть более чем на 19 процентов. Откровенно говоря, это довольно плохой показатель.
Опять же, как и в случае со съёмкой звёздного неба или ночного города, объектив 85 мм не так часто используется на фотоаппарате в съёмке видео и тем более в тех сценариях, когда происходит перефокусировка с МДФ на бесконечность. Однако, если вы всё же решите снимать видео на этот объектив, необходимо учитывать, что он достаточно сильно изменяет масштаб при перефокусировке.
Автофокус
И еще один параметр, который также важен не только в видео, но и в фотографии. Если для фотографа важна скорость автофокуса и точность, то для съёмки видео еще и минимальная шумность моторов. Посмотрим, как ведёт себя связка объектива Nikkor Z 85mm f/1.8 S с камерой Nikon Z6.
Стандартная скорость
Максимальная скорость +5
Минимальная скорость -5
При любой настройке скорости работы моторов автофокуса не наблюдается каких-либо проблем. При стандартной и минимальной скорости шум от работы мотора совершенно незаметен. При максимальной скорости можно услышать слаборазличимый толчок, однако, при таких настройках скорости автофокуса я бы не рекомендовал снимать видео, это выглядит, мягко говоря, неестественно.
Nikkor Z 85mm f/1.8 S практике
Мы уже продемонстрировали часть портретов, снятых на объектив Nikkor Z 85mm f/1.8 S. Снимались они как с естественным освещением, так и с импульсным Profoto. Объектив отлично справляется с контровым освещением, при этом контраст не снижается.
Все представленные портреты в этом обзоре были сняты с использованием детекции по лицу и глазам. Ни одного значительного промаха или сложностей в поиске фокуса замечено не было, система отрабатывает адекватно, а мотор в объективе работает действительно быстро.
Благодаря более длинному корпусу по сравнению с представителем Nikkor F работать с объективом стало удобнее. Однако, слишком широкое кольцо фокусировки иногда приводит к случайному смещению фокуса, поэтому лучше отключить работу кольца в режиме доводки.
Характер размытия довольно субъективный фактор, тем не менее его свойства нам понравились. На максимально открытой диафрагме главный объект в кадре прекрасно выделяется, при этом фон становится практически неразличимым.
Заключение
Очередное творение инженеров Nikon для байонета Nikkor Z снова производит впечатление качественного профессионального инструмента. Всё начинается с внешних факторов – корпус изготовлен преимущественно из металла, отличное качество сборки, никаких люфтов и щелей. Байонетное крепление, как и у всех представителей Nikkor Z выглядит очень надёжным.
Оптические характеристики на высоком уровне и об этом свидетельствуют наши тесты. Отличная резкость, минимальная подушкообразная дисторсия, красивое боке. Виньетирование проявляется совсем незначительно и полностью исчезает на диафрагме f/5. Хроматические аберрации, можно сказать, практически отсутствуют, так как заметны только при очень большом увеличении. Автофокус быстрый и бесшумный, никаких проблем за всё время тестирования замечено не было.
А вот если вы собираетесь профессионально снимать видео, то объектив разочарует весьма заметным дыханием фокуса в районе 19 процентов. Хотя, замечу, это нехудший показатель, который я встречал на объективах с фиксированным фокуссным расстоянием 85 мм.
Если сравнивать с предшественником, объективом для байонета F, то здесь мы получаем не только лучшее качество, но и стабилизацию изображения. Безусловно, стабилизация это не заслуга конкретно этого объектива, а всей системы Nikon Z в целом.
К сожалению, тенденция такова, что все объективы Nikkor Z стоят либо чуть дороже, либо значительно дороже. На момент публикации обзора Nikkor Z 85mm f/1.8 S стоил на 34 тысяч дороже, что почти в два раза больше. Тем не менее, благодаря своим качествам, герой этого обзора однозначно заслуживает внимания и рекомендации к приобретению.