Тестирование Leica SL2
Мы тестировали камеру на протяжении двух недель в различных сценариях работы. О студийной съемке и своих впечатлениях нам расскажет Павел Молчанов в другом разделе, а здесь поговорим о более «синтетических» тестах.
К нам на тест камера приехала с тремя объективами SUMMILUX-SL 50 f/1.4 ASPH., VARIO-ELMARIT-SL 24–90 f/2.8–4 ASPH. и APO VARIO-ELMARIT-SL 90–280 f/2.8–4. Вообще, система сейчас выглядит довольно привлекательно. Только вдумайтесь, L-альянсу всего два года, но уже сейчас у Leica 8 полнокадровых объективов и 7 TL-mount (APS-C, подходят к L-Mount без адаптера). У Panasonic на текущий момент уже выпущено 5 объективов, а у Sigma целых 14. То есть всего 34 объектива и это то, что на текущий момент доступно в продаже, а в планах выпуск еще около 10 объективов до 2021 года.
Но давайте вернемся к нашим тестам и начнем с ISO.
ISO
Для теста «шумности» я обычно делаю на всех значениях снимки одного и того же сюжета, как правило – это книжная полка. Сегодня именно ее и будем анализировать. Переключение значения ISO у LEICA SL происходит шагом в одну ступень, в отличие от других камер, у которых 1/3 ступени. Причем размер шага у LEICA SL, к сожалению, в настройках изменить нельзя. Это не всегда удобно.
Хотя камера и использует открытый исходный код RAW, сохраняя файлы в формате DNG, некоторая корректирующая картинку информация все же вшивается непосредственно в файл и отключить ее в Lightroom не представляется возможным. Поэтому для анализа исходной картинки, которую дает матрица, я использовал программу RawDigger.
На значении ISO50-200 шумы полностью отсутствуют.
На ISO400-800 появляется цветной шум, который заметен на темных монотонных участках кадра. При ISO1600 шум становится крупнее и заметен уже на светлых участках кадра.
Последним рабочим значением для цветного изображения можно назвать ISO3200.
ISO3200-6400, пожалуй, становятся пороговыми значением, выше которых шумы вносят значительные коррективы в качество картинки. Хотя если снимать монохром, что особенно любят делать приверженцы камер Leica, то в принципе повышенные значения ISO будут не так страшны и даже внесут определенный шарм в характер изображения, некую имитацию зернистости пленки.
ISO6400, как и ISO12500 не подойдут для крупноформатной печати в цвете, однако, для публикаций в сети все еще пригодны.
ISO25500-50000 неприменимы на практике, но, опять же, при съемке в монохром шумы можно использовать в качестве творческой имитации пленки.
При съемке на высоких ISO у Leica SL2, конечно же, есть система шумоподавления и, надо сказать, работает она довольно неплохо и отмечу, что ее нельзя принудительно отключить. Таким образом, при съемке на ISO6400-12500 можно получить все еще неплохие качественные кадры.
Исходное изображение / внутрикамерное шумоподавление. ISO6400
Исходное изображение / внутрикамерное шумоподавление. ISO12500
А вот на ISO25500-50000 картинку не спасает даже шумодав – изображение сильно теряет в детализации.
Исходное изображение / внутрикамерное шумоподавление. ISO25500
Исходное изображение / внутрикамерное шумоподавление. ISO50000
→ исходники сравнения в полном разрешении здесь
Тест выше дает представление как шумит камера, какие значения рабочие и каких следует избегать в работе. Но еще интересно узнать положение камеры среди «коллег по цеху». К таким камерам можно отнести Nikon Z7 и Sony A7R IV. Конечно, есть еще и Panasonic S1R, но на момент тестирования у меня не было на руках S1R. Методика тестирования следующая. Мы снимаем кадры в RAW-формате на всех значениях ISO при закрытой крышке объектива. Далее, открываем эти файлы в программе RawDigger, которая показывает именно «сырые» файлы без встроенных улушайзеров и записываем среднее значение по красном каналу или любому другому каналу из четырех, это не так важно, данные отличаются совершенно незначительно. Итак, давайте посмотрим какой график у нас получился:
По графику можно видеть, что лучше всего применять значение ISO50-200 при достаточном освещении и ISO800 при недостаточном, а вот значение ISO400 лучше избегать. Теперь давайте сравним соответствующие значения трех камер.
Leica | Z7 | a7r4 | |
50 | 3,14 | 0,361 | 0,660 |
100 | 4,26 | 0,562 | 0,525 |
200 | 5,25 | 1,08 | 0,944 |
400 | 10,1 | 0,970 | 0,833 |
800 | 5,5 | 1,96 | 1,45 |
1600 | 11,1 | 3,48 | 3,05 |
3200 | 12,3 | 6,32 | 5,32 |
6400 | 24,6 | 10,9 | 10,7 |
12500 | 50,3 | 22 | 20,2 |
25000 | 81,6 | 42,9 | 31,6 |
50000 | 153,5 | 85,1 | 63,8 |
И для более наглядного сравнения сводный график:
Довольно сложно комментировать полученные значения, поскольку я даже не мог предположить подобного результата. Уровень шума у Leica SL2 на начальных значениях достигает разницы почти в 10 раз, а начиная c ISO3200 камера дает больше шумов на один стоп по сравнению с конкурентами. Очень странный и разочаровывающий результат.
Динамический диапазон
Но давайте попытаемся отрешиться от предыдущего теста и посмотрим каким динамическим диапазоном обладает Leica SL2. Для этого я сделал несколько кадров намеренно переэкспонированных и недоэкспонированных, затем в RAW-конвертере попытался вытянуть делали соответственно из светов и теней.
до — исходник / после — коррекция -2,3 ступени экспозиции, -100 Highlights [DNG]. © Илья Кайгородов / Photar.ru
В светах можно вытянуть приблизительно 2,3 ступени, дальнейшее опускание экспозиции не приводит к появлению новых деталей, однако, и к деградации картинки тоже — она просто становится темнее. Дополнительных деталей (незначительных деталей) можно добиться ползунком Highlights, убрав его полностью в -100.
до — исходник / после — коррекция +3,5 ступени экспозиции [DNG]. © Илья Кайгородов / Photar.ru
Из теней приблизительно 3,5 ступени до умеренного проявления шумов. При дальнейшем поднятии экспозиции приблизительно до плюс 4,5-5 ступеней деталей в темных участках становится больше, однако, и проявление шумов также становится более заметным.
Автофокус и серийная съемка
Если вы смотрели табличку в разделе технических характеристик, то наверно обратили внимание на параметр серийной съемки. При использовании механического затвора камер способна выдать 10 кадров в секунду, а при съемке с электронным целых 20! 20 кадров заявляет производитель, однако, мне удалось получить даже 23 кадра в секунду на серии ниже. А вот у Panasonic S1r скорость серийной съемки заявлена в два раза меньше. Здесь следует отметить, что при такой скорости съемки блокируется экспозиция по первому кадру, баланс белого и автофокус. Все перечисленное работает при скорости 6 кадров в секунду. Скорость не зависит от типа сохраняемых файлов, RAW или JPEG или и то и другое. Кстати, RAW-файл сохраняется только с глубиной 14-бит, этот параметр изменить нельзя.
Leica SL2 оснащена буфером объемом в 4 гб, это позволяет вести серийную съёмку без замедления по нашим измерениям до 30 кадров при сохранении в RAW, 45 кадров JPEG и 27 кадров при одновременном сохранении в двух форматах. После заполнения буфера серийная съемка значительно замедляется и дальнейшая скорость зависит от скорости карты памяти.
При серийной съемке как с электронным затвором, так и с механическим, блэкаут присутствует, но он совершенно незначительный и в принципе не мешает съемке со слежением. Видоискатель, возможно, и обладает какой-то задержкой передачи изображения, но на практике этого незаметно. Надо сказать, видоискатель здесь просто отличный – многим бы производителям поучится как надо делать электронные видоискатели.
Серия кадров ниже сделана в режиме серийной съемки 6 кадров в секунду с использованием механического затвора и автофокусом с трекингом объекта.
В этой серии использовался объектив APO VARIO-ELMARIT-SL 90–280 f/2.8–4 и надо сказать камера справилась со своей задачей неплохо, промахов в кадре незаметно. Трекинг работает как надо, без дополнительных манипуляций – выбираем зону в кадре далее наводим камеру выбранной зоной на объект, нажимаем на кнопку спуска полностью или наполовину и начинается отслеживание, при отпускании кнопки спуска точка возвращается в исходное положение.
Leica SL2 оснащена контрастным автофокусом с определением по 225 зонам. Камера умеет определять силуэт человека и лицо, а определение глаз появится в будущей прошивке. Для сравнения, у Panasonic S1r такая же система автофокуса, но она уже умеет определять глаза человека и еще силуэт животных. Более подробно про качество работы автофокуса расскажет Паша Молчанов в практическом разделе.
А вот на тесте ниже, где использовался непрерывный автофокус, но уже без трекинга, камера себя показывает не с самой лучшей стороны. Для теста использовался объектив VARIO-ELMARIT-SL 24–90 f/2.8–4 ASPH.
Если в кадре монотонный и темный объект, то определение дистанции фокусировки происходит довольно медленно, а иногда даже вообще не происходит. При появлении в кадре объекта с контрастным рисунком автофокусировка срабатывает значительно быстрее. Однако, по абсолютно непонятным мне причинам, иногда система камеры не может определить дистанцию фокусировки даже на контрастном объекте и просто останавливает поиск.
А тепер давайте перейдем к видеовозможностям камеры.