Последний отпуск стал историческим событием для меня как фотографа. Впервые за 10 лет я, уезжая в отпуск, оставил дома верный Canon EOS 5D Mark III, сделав осознанный выбор в пользу двух камер от Sony — A7S II и A7R III. Вторая версия “эски”, в представлениях не нуждается, и, кроме того, камера уже совсем скоро обновится до третьей версии. Поэтому в поездке меня больше интересовали “полевые испытания” третьего поколения Sony ILCE-7RM3, особенно после убедительных тестов ее предшественника.
Большую часть своей работы я провожу в студии, но в этот раз я решил протестировать камеру в условиях своеобразного фототура, который сам же себе и устроил: в течение двух недель я колесил по городам Англии и Шотландии, сделав огромное количество фотографий и в итоге сформировав определенное мнение о камере. Поскольку обзоров на новую “трешку” под литерой R уже выпущено достаточно, в этой статье я постараюсь акцентироваться преимущественно на важных технических обновлениях, которым подверглась камера, и на личных ощущениях, возникших у меня в рамках этого теста.
В этой статье я уделю внимание исключительно фотографиям, хотя многие из вас уже наверняка знают, что видеовозможности камеры также подверглись доработке. И да, простите — в своем обзоре я не буду публиковать красивые снимки экстерьера, их вы в достаточном количестве найдете в сети и других статьях. Вместо этого предлагаю лишний раз посмотреть, как Sony A7R Mark III делает свою работу.
Начнем, пожалуй, с внешности камеры. Экстерьер Sony ILCE-7RM3 остался практически без изменений: камера совсем немного “потолстела” и чуть прибавила в весе. Если у вас есть опыт работы с предыдущим поколением этой камеры, то разницу заметить очень сложно. Но хочу заметить, что прошли те времена, когда беззеркалки могли использовать слово “компактность” в числе своих преимуществ. Sony A7R III c объективом (особенно, если используется качественная оптика из линейки G Master) ощутимо давит на шею, в результате чего мне постоянно приходилось поддерживать камеру руками, либо перевешивать ее на плечо. В моем случае две “тушки” от Sony с тремя объективами в рюкзаке обеспечивали серьезную нагрузку на спину, поэтому для долгих пеших туристических прогулок лучше остановиться на одной камере и максимум двух объективах.
Хват в Sony A7R III на любителя. В ходе теста я не испытывал особых проблем при работе с камерой, хотя при работе с некоторыми объективами может возникнуть дисбаланс. Отдам должное своему старичку Canon EOS 5D Mark III, который в руке лежит намного лучше даже без дополнительного батарейного блока. В случае с Sony ILCE-7RM3 этот аксессуар явно будет не лишним.
Приятным для меня обновлением в ILCE-7RM3 стал джойстик выбора точки автофокуса, расположенный на задней панели. Этот старорежимный и привычный больше зеркальным камерам контроллер явно напрашивался в камере-предшественнике, в которой контроль над точками фокуса требовал привыкания. Теперь джойстик сильно облегчает процесс съемки и влияет на ее динамику и оперативность самым лучшим образом. А когда в камере есть еще и тач-скрин, также позволяющий выбирать зону фокусировки при съемке, то работать с камерой становится совсем комфортно.
В Sony A7R III также увеличен и ресурс аккумулятора, что также напрашивалось после работы с предыдущими моделями, в которых время работы от батареи не выдерживало никакой критики, и фотографы были вынуждены покупать по 3-4 запасных аккумулятора в комплект. В спецификациях новой камеры задействован лимит в 650 кадров, против 290, который был доступен в предыдущей модели. На бумаге разница составляет более, чем в два раза, но на практике все не так просто. Заявленные 650 кадров вы сможете отснять, используя для работы лишь LCD-дисплей. Если же снимать по старинке, используя электронный видоискатель, то этот ресурс снижается более, чем на сотню снимков — до 530 кадров.
Для проверки ресурса батареи я специально снимал весь день до ее полной разрядки, при этом чередуя использование видоискателя и дисплея. В итоговом подсчете файлов у меня получилось 530 JPEG- и 28 RAW-файлов, что, как видите, ближе к числу снимков, получаемых при использовании одного лишь видоискателя. Камеры хватило на восемь часов съемки, а это немало, учитывая внушительный размер файлов, получаемых с 42-мегапиксельной матрицы. В любом случае ILCE-7RM3 все еще не дотягивает до профессиональных зеркалок, в которых проблема ресурса батареи так остро не стоит. Увеличение ресурса батареи в два раза — безусловный шаг вперед для Sony A7R III, но производителю еще есть, куда стремиться. А пока для работы с новой “трешкой” я могу посоветовать обзавестись как минимум одним запасным аккумулятором.
Sony A7R III оснащена разъемами Micro USB 2.0 и USB 3.1 Gen 1 Type-C. Эти порты могут питать камеру во время ее работы, независимо от того, какое соединение выполняется в первую очередь. Разъем Micro USB можно использовать с пультом дистанционного управления или другим аксессуаром, в то время как порт Type-C, ставший для новой “трешки” новинкой, можно использовать в качестве источника питания, а также для подключения к компьютеру. Хочу обратить ваше внимание, что подключение к этим портам лишь питает камеру, но не заряжает аккумулятор. Батарея в данном случае функционирует как своего рода буфер между источником питания и камерой, поэтому к концу дня может разрядиться.
Во всех остальных аспектах камера оставляет исключительно приятные впечатления. В Sony явно не стремились совершить революцию, но при этом действовали очень последовательно, проведя работу над ошибками предыдущих моделей и сделав новую камеру лучше по многим параметрам.
Одним из таких приятных дополнений стал двойной слот для карт памяти по аналогии с репортажным флагманом Sony A9. В ILCE-7RM3 один из слотов поддерживает быстрые карты UHS-II, а это довольно важно для камеры, в которой скорость серийной съемки выросла в два раза. Учитывая немалый вес файлов, который обеспечивает 42-мегапиксельная матрица, дополнительный слот станет очень полезным новшеством. Тем более, что камера позволяет использовать функцию подключения второго слота сразу после заполнения первого.
Поскольку в моем арсенале до сих пор есть зеркальные камеры, я сторонник использования видоискателя для фокусировки и композиции кадра. При этом я не слишком большой фанат электронных видоискателей, но нельзя не признать, что производители прикладывают немало усилий для повышения их качества. Компания Sony — не исключение. ILCE-7RM3 оснащена тем же видоискателем что и Sony A9 — с разрешением около 3,686 мегапикселей (что на 56% выше разрешения видоискателя A7RII) и специальным покрытием Zeiss T* для уменьшения рефлексов. Кроме того, в Sony A7R III устранен раздражавший меня в предыдущей камере баг взаимодействия видоискателя и дисплея, который отключался при выдвижении экрана вверх из-за некорректной работы датчика.
Дисплей новой “трешки”, к слову, также был доработан. Его разрешение увеличилось на 17% и теперь составляет 1,440 мегапикселей. Как я уже отмечал выше, дисплей стал сенсорным и теперь позволяет управлять фотографу точками фокусировки и просмотром снимков, но на этом функционал, к сожалению, ограничивается — например, с помощью экрана невозможно получить доступ к функциям меню камеры.
Что касается самого меню, то здесь пока особых чудес не произошло. Уже давно не секрет, что меню камер серии Alpha является одним из самых сложных для освоения. В Sony проблему понимают и предпринимают усилия для упрощения навигации, но получается пока с трудом. Мне, как человеку, который уже работал с предыдущими моделями “семерок”, было легче разобраться со сложным меню, однако всем, кто приобретает систему в первый раз, придется уделить определенное время для освоения и привыкания к функционалу камеры.
Если говорить об изменениях, то в плане навигации ILCE-7RM3 практически идентична Sony A9. Функции сгруппировались по отдельным секциям и отыскать нужный параметр стало проще, хотя огромное количество страниц в каждой группе — это, конечно, перебор. Ситуацию спасает возможность ручного программирования кнопок камеры, чем в последнее время могут похвастаться многие беззеркалки, а также замечательная кнопка Fn (Function), вызывающее быстрое меню для настройки наиболее часто используемых параметров съемки.
Теперь перейдем непосредственно к съемке и качеству изображения. Как известно, 42-мегапиксельная матрица с технологией обратной засветки, которая использовалась в ILCE-7RM2 показала себя более, чем впечатляюще, поэтому в Sony решили оставить ее и в третьем поколении камер, в большей степени сфокусировавшись на быстродействии и увеличении производительности. Прежде всего, это изменения отразились на скорости серийной съемки, которая выросла ровно вдвое — до 10 кадров в секунду. Для работы на такой скорости нужен серьезный буфер, поэтому вполне логично, что в новой “трешке” он также был доработан — непрерывной серией из RAW+JPEG можно “стрелять” более 10 секунд.
Sony A7R II поражала в первую очередь качеством фотографий, особенно при работе с топовыми линзами Sony G Master. ILCE-7RM3 с первых же кадров не разочаровывает — это по-прежнему высокодетализированные, хорошо проработанные по цвету изображения, за которые многие и полюбили это семейство камер Alpha. Для туриста, который любит не только снимать виды и пейзажи, но и подробно акцентироваться на деталях, подобная камера — просто находка. В моем арсенале был замечательный фикс Sony FE 85 мм F1.4 GM, который я использовал именно для детальной съемки.
Апдейт новой “трешки” затронул и диапазон ISO, от 100 до 32000 единиц с возможностью расширения до диапазона от 50 до 102000 единиц. Это внушительные цифры, хотя и понятно, что камере с такой высокодетализированной матрицей много не надо, чтобы зашуметь. Неудивительно, что лучше всего ILCE-7RM3 проявляет себя при работе на минимальных ISO — будь то яркий день, или студия с импульсными моноблоками. Но если важно не потерять кадр, то камера позволяет “задирать” значения ISO до 12800 без особых проблем, а это дорогого стоит.
Другое дело — динамический диапазон. В камере-предшественнике он составлял внушительные 14 ступеней, но Sony решили выжать из сенсора максимум и расширить динамический диапазон еще на одну ступень. Работа с RAW-файлами (камера позволяет снимать как 12-битные, таки и 14-битные RAW) от Sony A7R и раньше не вызывала нареканий, поэтому тот факт, что файл буквально тянется во все стороны по светам и теням, вселяет уверенность, что небольшие технические огрехи могут быть с легкостью доработаны. Работа с цветом фотографий Sony ILCE-7RM3 также очень комфортна, особенно если использовать Capture One для более тонких настроек.
Пример редактирования теней и пересветов изображения, снятого Sony ILCE-7RM3. @ Александр Хохлов
Автофокус Sony A7R III — это, пожалуй, один из главных аргументов к покупке этой камеры. Система автофокуса в новую “трешку” перекочевала из репортажного флагмана Sony a9, и она не разочарует даже самого отъявленного скептика. Sony оставили неизменным количество точек фокусировки (399), которые покрывают 68% кадра, но при этом увеличили количество точек контрастного распознавания с 25 до 400. Как уже было сказано выше, управлять автофокусом можно как с помощью джойстика, так и с помощью сенсорного дисплея. Кроме того, можно отдать управление автофокусом на откуп автоматике — благо, интеллект у камеры серьезный. Например, в автоматическом режиме автофокус без труда распознает лица и фокусируется по глазам.
Интеллектуальный автофокус превращает в удовольствие и съемку движущихся объектов, во время которой я не раз спокойно доверялся автоматике, которая безошибочно определяет главный объект в кадре, а при съемке портретов — лица персонажей. Для тревел-фотографа подобная система является просто незаменимой, поскольку снимать приходится постоянно и много. Если использовать при этом кнопку блокировки фокуса, то камера будет “трекать” выбранный объект по всему полю кадра, что на практике оказывается весьма полезным. Кстати, система распознавания глаз в кадре в камере также доработана, поэтому автофокус способен зацепиться за глаза человека даже в случае, когда взгляд опущен или отведен в сторону. Признаться, такие результаты я встречаю в первый раз. Увеличенная скорость серийной съемки до 10 кадров в секунду в тандеме с непрерывным автофокусом творят чудеса.
Автофокус камеры отлично ведет себя в условиях недостаточного освещения, позволяя комфортно фокусироваться на объекте даже при съемке в -3 ступени экспозиции.
Как вы наверняка знаете, одно из основных преимуществ беззеркалок Sony в наличии у них встроенной стабилизации изображения. И эта немаловажная функциональная составляющая A7R III также подверглась доработке. Теперь с помощью стабилизатора можно компенсировать до 5,5 ступеней выдержки, тогда как предшественница могла компенсировать 4,5 ступени. Кроме этого, в камере установлен новый механизм затвора с низкой вибрацией, что дополнительно уменьшает риск дрожания кадра, особенно во время серийной съемки.
Еще одним интересным нововведением Sony A7R III стал режим Pixel Shift Multi Shooting, с помощью которого можно увеличить разрешение изображения в четыре раза. В этом режиме камера фиксирует четыре последовательных кадра, которые сдвигаются на один пиксель вверх, вниз, влево и вправо, а затем могут быть объединены в одно изображение с помощью нового программного обеспечения Imaging Edge. Хочу обратить внимание, что этот режим не работает с движущимися объектами. При съемке камера также должна быть неподвижной, что несколько ограничивает практическое применение режима Pixel Shift. Кроме этого, к его минусам можно отнести медленную работу программы Imaging Edge при объединении изображений Pixel Shift, поэтому при всем потенциале этой технологии ее еще стоит доработать.
Выводы
После двух недель, проведенных в компании Alpha 7R III я могу с уверенностью сказать, что Sony продолжают свой уверенный путь к покорению рынка профессиональных камер. Грамотная работа над ошибками и последовательные улучшения предыдущего поколения под литерой R позволили бренду создать камеру, которую с уверенностью можно назвать одной из лучших полнокадровых беззеркалок, способной наравне конкурировать со своими “зеркальными” собратьями.
Да, радикально улучшить пока удалось не все. Ресурс аккумулятора стал больше, но до профессиональных зеркалок еще не дотягивает. Меню по-прежнему изрядно взрывает мозг. Функционал сенсорного экрана хочется расширить для удобства доступа к меню настроек. Но если посмотреть на улучшения, то становится очевидно, что их количество перевешивает практически все недостатки камеры.
Как фотограф, предпочитающий работать в студии, я бы с удовольствием использовал Sony Alpha 7R III именно для этих целей, используя прекрасную детализацию матрицы и расширенный динамический диапазон новой “трешки” для создания отличных изображений. Но и для туристической съемки камера подходит идеально. Высокая детализация изображений и удвоенная скорость серийной съемки, быстродействие, фантастический автофокус, встроенная улучшенная стабилизация, высочайшее качество видео — все это способно сделать Sony Alpha 7R III бесценной камерой для профессиональной и любительской съемки. Удачи вам и хороших снимков!
Автор текста и фотографий: Александр Хохлов, профессиональный фотограф, официальный амбассадор Hensel в России
Сайт фотографа: www.alexanderkhokhlov.com