Йиндржих Штрейт (Jindřich Štreit), талантливый чешский фотограф, раскрывает перед нами мир провинциальной жизни и повседневности обычных людей. Его документальные произведения, пропитанные магией простоты реальности, тянут нас в свой вихрь, охватывая полвека с момента конца 1960-х годов. Эти снимки обладают уникальностью, свойственной не каждому произведению искусства — они словно прикосновение к самой живой душе действительности.
Родившийся в 1946 году во Всетине, Йиндржих Штрейт вырос в атмосфере, где его отец, учитель сельской школы, уже был большим поклонником фотографии. Эта страсть передалась молодому Штрейту, который, чтобы получить фотоаппарат своей мечты, обещал отцу не курить десятилетие.
Фотографическое искусство Штрейта начало свой путь в 1964 году, в период учёбы на педагогическом факультете университета Палацкого в Оломоуце. После окончания обучения он стал учителем, но его увлечение документальной съёмкой привело его к роли хроникёра, фиксирующего повседневную жизнь чешских деревень в широком регионе.
“Я стараюсь избегать романтизации деревни, в отличие от городских фотографов”, — говорит Штрейт. Тем не менее события после Бархатной революции 1989 года начали менять жизнь даже в чешских деревнях: фасады ремонтировались, интерьеры обновлялись, новые лидеры вступали в должности, а религиозные традиции становились более свободными.
В 1982 году Штрейт начал фотографировать флаги, портреты президента и символы, такие как серп и молот, в ироничной атмосфере, создаваемой рекламными щитами, обломками разрушенных домов или зданий религиозного назначения. За этот “мягкий протест” Штрейта арестовали и обвинили в клевете против президента и Республики, приговорив к 10 месяцам условно. Его фотоаппарат был конфискован как предмет преступления. Оставив должность учителя, ему пришлось зарабатывать на жизнь в совхозе в Рыжовиште. Несмотря на запрет, Штрейт не прекращал создавать свои визуальные хроники.
“Но я — патриот: я люблю свою Родину, пейзаж, каждого человека”, — говорит фотограф. — “Я хочу запечатлеть их жизни. Я снимал все: наркоманов, больных, слепых, сельскую жизнь, стариков, цыган, больных детей, инвалидов, курильщиков, алкоголиков. Я фотографировал в психиатрических больницах. Я социально приверженный фотограф и горжусь этим. Обыденная жизнь вечна”.
Что вдохновляло и продолжает увлекать зрителя в фотографиях Штрейта, так это возможность через других, в других обстоятельствах и среди других людей обнаруживать отражения собственной жизни в настоящем или прошлом, но в ином контексте. К примеру, снимок, на котором люди несут бревно, вызывает воспоминания о его собственной истории:
“В 1993 году я работал над проектом о жизни в Оломоуцком крае. Зашёл в деревню Длоуха Лоучка, где увидел двух стариков, мужа и жену, пиливших дрова на зиму. Они работали молча, сосредоточенно. Я наблюдал, как они извлекли бревно из разрушенного сарая, не обсуждая, как они собираются нести его к пиле. Женщина смотрела в одну сторону, мужчина — в другую. Поняв, что у них разные планы, женщина, наконец, повернулась и пошла следом за мужем».
«Этот снимок стал отражением отношений многих людей — когда каждый партнёр хочет что-то своё, но им приходится прийти к компромиссу и объединиться. Это фото понимали в разных странах, от США до Бразилии и Японии”.
После 1989 года Штрейта реабилитировали, позволив ему свободно творить с помощью фотографии. С 1991 года он преподаёт в Институте творческой фотографии Слезского университета в Опаве, в 2009 году его назначили профессором прикладного искусства.
Ещё больше работ по ссылке: http://www.jindrichstreit.cz/en/
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube