Йохан Ван дер Кёкен (Johan Van der Keuken; 1938-2001), талантливый фотограф, смелый режиссёр и преданный писатель, всегда умел захватить суть своего времени, независимо от того, были ли его снимки актуальными или интимными моментами.
В его творческом наследии просматривается глубина и богатство визуальной вселенной. Именно поэтому национальная галерея Же-де-Пом в Париже организовала грандиозную ретроспективную выставку, чтобы воздать должное этому голландскому художнику. Это уникальная возможность взглянуть вспять на его искусство.
Йохан Ван дер Кеукен, быстрый и изобретательный, обладал своим собственным художественным стилем, сочетающим документальный подход и художественную чувствительность. Ещё в ранних работах просматривалось его особое внимание к портретам и взглядам. Благодаря своей наблюдательности и эмпатии он сумел запечатлеть своих моделей в их моментах уязвимости и нежности.
Будучи замеченным в возрасте 17 лет критиком журнала «Camera», Йохан Ван дер Кеукен уже в молодости завоевал международное признание как фотограф. Его первый альбом «Wij Zijn 17» («Нам по 17») был опубликован, когда ему было всего двадцать лет. Альбом включал около тридцати портретов бунтующей молодежи, восставшей против послевоенного голландского общества. Эта коллекция вызвала настоящий скандал своим искусным использованием света, но вскоре автора признали начинающим талантом, восхищаясь одновременно поэтичностью его образов и их высоким качеством.
В 1963 году Йохан Ван дер Кеукен выпустил книгу «Смертный Париж», предшествующую его работе «Сквозь стекло», которая увидела свет в 1957 году, когда он уже учился в Институте высших кинематографических исследований в Париже (позднее переименованном в La Fémis).
В «Сквозь стекло» особое место занимает момент, когда две задумчивые и меланхоличные молодые сестры смотрят в окно. Он становится высшей точкой повествования. Это изображение подросткового возраста, века, оказавшегося под перекрёстным огнём, отражает внутреннюю и внешнюю двусмысленность и представляет собой нечто редкое для своего времени.
Йохан Ван дер Кеукен стал фотографом, чей стиль выходил за рамки технических и эстетических критериев своего времени, вызывая сенсацию и беспокойство. Возможно, эта тревога была неотъемлемой частью его художественной души. Некоторые критики даже называли Йохана ван дер Кеукена фотографом-экзистенциалистом.
Его снимки были естественными, позволяя зрителю увидеть мир так, как его видят сами фотографируемые люди. Будь то позирующая модель или момент важного события, Йохан Ван дер Кеукен всегда делал каждого человека главным героем своего повествования. Одно из его самых знаменитых фотографий, сделанное в Париже 14 июля 1958 года, является ярким примером его уникального таланта создавать сцены, в которых можно прочитать множество историй. На переднем плане пара танцует, а затем взгляд переносится на группу, горячо беседующую вдалеке, в то время как слева дети спешат к событию, происходящему за кадром.
Некоторые аналитики его творчества отмечают особое внимание Йохана Ван дер Кеукена к краям и контурам изображений. Каменные пороги, окна, становящиеся рамками внутри рамок, фигуры, выходящие за пределы центра, расширяющие повествование, и взгляды, простирающиеся за пределы кадра — все это было характерно для него. Казалось, что он находился на противоположной стороне объектива, где единственным ограничителем была граница самой камеры. Иногда он даже включался в серию автопортретов.
В своей работе «Смертный Париж» известный фотограф Йохан Ван дер Кеукен, предпочитая более объективный подход и уходя от слишком интроспективных ракурсов, обратил свое внимание на внешний мир. В 1958 году, во время своих прогулок по Парижу, он сделал ряд фотографий, объединенных в шесть тематических разделов: метро, военные парады, уличные портреты и другие.
На заднем плане этих снимков можно ощутить нестабильность политической ситуации, последние дни алжирской войны и возвращение генерала де Голля к власти. Йохан Ван дер Кеукен не стал иллюстрировать романтический образ Парижа, а представил нам портрет работящего города и его уязвимых слоев. Именно в этом контексте он снял свой первый фильм, «Париж на обочине» (или «Paris à l’aube»), который продолжил развивать эту тему.
Однако Йохан Ван дер Кеукен не только обращал внимание на проблемы и социальные аспекты. Он также умел запечатлеть радость и ее выражение, возможно, даже лучше, чем беззаботное счастье. В его уличных снимках, будь то Париж, Амстердам или Нью-Йорк, можно почувствовать пульсацию городской жизни.
Кроме того, Йохан Ван дер Кеукен был глубоким и тщательным исследователем фотографической техники и форматов. Он изучал различные углы зрения, композиции, а также техники печати и редактирования фотографий. Начав свою карьеру с черно-белой фотографии, он впоследствии перешел к яркой и насыщенной цветовой палитре.
До своей смерти в 2001 году Йохан Ван дер Кеукен продолжал вызывать сомнения и противопоставлять вымышленные представления реальности, даже в способе представления своих работ. Он использовал потоковую передачу, сочетая радикально противоположные сцены в одной перспективе и дополняя их джазовыми музыкальными аккомпанементами.
Будь то экзистенциализм или что-то другое, для Йохана Ван дер Кеукена средство всегда оставалось всего лишь средством. Он использовал фотографические, литературные и кинематографические элементы, чтобы передать эмоции. В одном из интервью в 1984 году он сказал, что ключевым вопросом для всех его работ является «как представить пространство и время на плоской поверхности».
Сегодня Европейский дом фотографии гордится хранением более 300 архивных отпечатков Йохана Ван дер Кеукена, а также практически всех его киноработ. С 16 июня по 17 сентября 2023 года Jeu de Paume организует обширную ретроспективную выставку, в рамках которой будут представлены около сотни отпечатков, моделей, ранее не публиковавшихся документов и короткометражных фильмов. Это уникальная возможность для посетителей погрузиться в мир Йохана Ван дер Кеукена и оценить его мастерство.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube