История в кадрах: имперская Россия в фотографиях Сергея Прокудина-Горского

фото: Сергей Прокудин-Горский

Профессор Сергей Прокудин-Горский, выдающийся фотохимик и учёный. Он был пионером в области цветной фотографии в России, оставил неизгладимый след в истории. Благодаря своим долгим научным исследованиям и усовершенствованию метода трёхцветного наложения негативов, этот фотограф создал уникальный фотодокумент о прошлом — о дореволюционной России в истинных цветах.

фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский

На его фотографиях мы видим не просто чёрно-белые отражения, а живых людей, что становится ключевым отличием от привычной для начала XX века документальной фотографии. Прокудин-Горский утверждал, что эти образы вечны и неизменны, убеждая даже Льва Толстого позировать для цветных портретов. Ни одна репродукция того времени не может сравниться с поразительной достоверностью снимков Прокудина-Горского.

В период революции 1917 года фотограф эмигрировал из России, увезя с собой часть своей коллекции. Сегодня его работы оцифрованы и доступны для свободного просмотра.

фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский

Почти полвека имя Прокудина-Горского, известного также как «последний царский фотограф», оставалось в тени забвения. Проживая в эмиграции, он практически не занимался фотографией, и его цель и миссия, которым он посвятил столько усилий и времени, были почти забыты. Бесценные негативы лежали пыльными в подвале.

Реклама

Происходивший из дворянской семьи, Прокудин-Горский родился 30 августа 1863 года в родовом имении бывшей Владимирской губернии. Хотя официальных документов о его образовании не сохранилось, известно, что он стремился к новым знаниям с юных лет. Бросив учёбу в Александровском лицее Петербурга, он стал слушателем физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.

фото: Сергей Прокудин-Горский

Один из курсов читал сам Дмитрий Менделеев. Параллельно с техническими и научными исследованиями он прошёл курс живописи в Императорской академии художеств. Стремление к изучению химии и желание проявить себя в искусстве привели его к увлечению фотографией. Прокудин-Горский был одержим исследованием и усовершенствованием фотографического искусства своего времени.

Он был знаком с немецким учёным Адольфом Мите, автором фотокамеры для трёхцветной естественной фотографии. В своих работах Прокудин-Горский отдавал предпочтение этому методу, несмотря на патентованный в 1903 году автохром братьев Люмьер, так как последний, по его мнению, искажал реальность.

фото: Сергей Прокудин-Горский

Процесс съёмки был трудоёмким: каждая сцена фотографировалась трижды через синий, зелёный и красный фильтры на стеклянные пластины. Затем изображения налагались друг на друга, создавая полноцветные композиции (правда, только для статичных объектов). Он усовершенствовал проектор для показа изображений и метод тиражирования снимков в печати.

фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский

Фотограф-теоретик Сергей Прокудин-Горский переходит от теории к практике. В сентябре 1903 года, находясь в Великом княжестве Финляндском, он начинает снимать живописные осенние виды. Год за годом Прокудин-Горский отправляется в новые экспедиции, охватывая побережье Чёрного моря, Урал, Сибирь, Среднюю Азию и Кавказ. Его богатый опыт позволяет ему активно участвовать в научных конгрессах и фотовыставках в Европе. Фотограф получает золотую медаль на международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.

фото: Сергей Прокудин-Горский

Квартира Прокудина-Горского в Петербурге на Большой Подьяческой превращается в экспериментальную лабораторию. Здесь он проводит фотографические эксперименты, усовершенствует технику и издаёт журнал «Фотографъ-любитель», где делится своими открытиями и публикует цветные фотографии в виде открыток.

В 1908 году по настоянию друзей он обращается ко Льву Толстому, который соглашается стать объектом съёмки. Прокудин-Горский гордо сообщает, что портрет создан «с натуры в натуральных красках, исполненный лишь техническими приёмами, без участия кисти и резца художника».

фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский

Цветные слайды Прокудина-Горского вызывают восторг и овации на его родине. В 1909 году его приглашают в Царское село, чтобы продемонстрировать свои снимки Николаю II и его семье. Фотограф устраивает впечатляющее представление, показывая цветные пейзажи Кавказа, древние храмы и быт простых людей. Он выражает амбициозное желание создать десять тысяч цветных изображений, сохраняющих документальную подлинность современного государства. Фотограф получает специальный вагон и пароход для путешествий по всей империи, но финансовые затраты ставят под угрозу реализацию этого амбициозного проекта.

фото: Сергей Прокудин-Горский

За семь лет непрерывных путешествий по России Прокудин-Горский создаёт несколько тысяч цветных фотографий, включая такие произведения, как снимок Эмира Бухары (1911 год), где халат его изображён в небесно-голубых тонах, и картина дагестанских женщин на фоне гор. Несмотря на сложности времени, он продолжает заниматься творчеством, создавая произведения, которые кажутся современными и вызывают уважение.

фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский

Однако революция 1917 года срывает реализацию его замысла. Прокудин-Горский пытается найти компромисс с новой властью, но предложение занимать должность профессора в новом фото-киноинституте не устраивает большевиков. Эмиграция становится единственным выходом, и его последующая судьба остаётся загадкой. Он уезжает в Норвегию, затем в Англию, и в конечном счёте оказывается в Париже, где открывает собственное фотоателье.

фото: Сергей Прокудин-Горский

В свои последние годы он не возвращается к масштабным фотографическим проектам, а иногда проводит лекции перед студентами. Его жизнь завершается 27 сентября 1944 года, и он похоронен на эмигрантском кладбище под Парижем.

фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский

Коллекция Прокудина-Горского, после нескольких десятилетий забвения в подвале, в 1948 году была продана представителям Библиотеки конгресса США за 5 тысяч долларов. В 2000-х годах она была оцифрована и обнародована, а сейчас доступна в свободном доступе на сайте библиотеки. Это ценное наследие включает 1902 цветных негатива и около 2600 чёрно-белых отпечатков, предоставляя уникальный взгляд на Россию начала XX века.

фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский
фото: Сергей Прокудин-Горский

Ещё больше работ по ссылке: https://prokudin-gorsky.org/

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube