В рамках этого нового увлекательного цикла «История в фотографии» мы отправимся в прошлое, чтобы рассмотреть историю одной из знаковых фотографий. Сегодня таким снимком, который оставил неизгладимый след в истории фотографии будет фото горящего дирижабля LZ 129 «Гинденбург». Фотография подписана Сэмом Шером (Sam Shere) и была создана в 1937 году. Это изображение стало иконой своего времени и не только повлияло на развитие фотографии, но и сформировало наше общество и представление о мире.
Представьте себе момент: 6 мая 1937 года, небо над Лейкхёрстом, Нью-Джерси. Над головами людей прямо в воздухе происходит катастрофа. Дирижабль «Гинденбург» весь в огненных языках, озарил ночное небо, создавая неподражаемую сцену хаоса и разрушения. Сэм Шере, талантливый фотограф, находится на месте происшествия, и уже готов сохранить в истории этот ужасающий момент в фотографии.
«Гинденбург» – это дирижабль, стал не только символом смелости и технологического прогресса, но также инструментом нацистской пропаганды. Германия завершила строительство этого гигантского летательного аппарата в 1936 году, этот воздушный корабль был результатом многолетних усилий компании Luftschiffbau Zeppelin, которая смело отправлялась на путь достижения новых высот в аэронавтике.
Но в 1937 году судьба «Гинденбурга» приняла необратимый оборот. Эта катастрофа стала точкой невозврата, положив конец всей эпохе дирижаблей на долгие годы и даже сегодня они практически не используются, а вместимость по сравнению со сгоревшим и того меньше. Огненное пекло, которое обрушилось на это судно, отразилось не только на фотографии Сэма Шере, но и в сердцах миллионов людей по всему миру.
Перед нами развёртывается история дирижабля, который изначально был задуман как символ мира и достижений технологии. Однако, проникнув в руки нацистской пропаганды, «Гинденбург» стал неотъемлемой частью машины нацистского режима. Время Олимпийских игр 1936 года в Берлине стало платформой, на которой дирижабль демонстрировал свою мощь и величие.
Весь мир обращал взоры к небу, наблюдая за эпохальными достижениями нацистской Германии. И в этом контексте «Гинденбург» стал плавающим символом власти и прогресса. Его длина превосходила представление о масштабах, а мощные двигатели Daimler-Benz придавали ему непревзойдённую мощь.
Эта фотография стала иконой не только в мире фотографии, но и в истории человечества. Фотография рассказывает о важности момента, о неожиданных поворотах судьбы и о беспредельной силе огня, которая способна поглотить самые величественные символы прогресса и мощи.
Сэм Шере, будучи свидетелем этой трагедии, сумел запечатлеть её во всей её мрачной красоте. Его фотография стала маяком, напоминающим о том, что даже самые величественные символы могут быть уничтожены. Она стала свидетельством времени, историей, которая передаёт эмоции и оставляет неизгладимый след в памяти поколений.
И так, мы раскрыли историю одной фотографии, которая изменила мир. Фотография горящего дирижабля «Гинденбург» позволяет нам заглянуть за кадр и погрузиться в события того времени. Она напоминает нам о том, что в искусстве фотографии нет места только прекрасному, но и мощному, захватывающему и тревожному. Она показывает, что фотография может быть не только зеркалом мира, но и его катализатором, способным перевернуть наше представление о прошлом и будущем.
Уничтожение дирижабля LZ 129 «Гинденбург» стало грандиозным событием, которое захватило внимание мировых СМИ. Этот величественный воздушный корабль был необычным и роскошным средством передвижения, способным преодолевать Атлантику со скоростью от 100 до 150 километров в час, в зависимости от ветра, и проводить в пути около трех дней. Но лишь богатые и знаменитые могли позволить себе такую роскошь.
Катастрофа, которая постигла этот знаменитый воздушный транспорт, собрала на себе огромное внимание прессы. Шеренга из журналистов и фотографов, численностью около двадцати человек, включая Сэма Шере, собралась под дождём вечером 6 мая 1937 года. Им было поручено запечатлеть момент, когда элита покидает воздушный корабль. Невероятным образом две трети пассажиров выжили, находясь в гондоле, в то время как оболочка дирижабля вспыхнула. К сожалению, экипаж понёс значительные потери.
Снимок, сделанный Сэмом Шере и опубликованный на главной странице «Нью-Йорк Таймс», стал символом этого исторического момента, который проложил путь для завершения эпохи трансатлантических путешествий на дирижаблях. В то время Сэм Шере работал в агентстве International News Photo, освещая события, часто имеющие глобальное значение, такие как вторжение на Сицилию во время Второй мировой войны. Его фотография крушения «Гинденбурга» стала поворотным моментом в его карьере и принесла ему престижную награду от издательства за лучшую новостную фотографию 1937 года, когда ему было всего 33 года.
Мощь этого снимка заключается в его неправдоподобности. Он вызывает такие же эмоции, как и кадры столкновения башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке с двумя из четырёх угнанных самолётов Аль-Каидой в ужасный 11 сентября 2001 года.
Несмотря на то, что это была авария, крушение LZ 129 «Гинденбург» выглядело как видение нереального ужаса. Сегодня эта трагедия остаётся первой исторической крупной авиакатастрофой, которая навсегда запечатлелась в памяти людей. Однако стоит отметить, что крушение «Гинденбурга» не было первым и не самым значимым в истории авиации, и тем более в истории дирижаблей. В 1930 году самолёт R101 унёс жизни 48 человек над Бове, а в 1933 году катастрофа дирижабля «Акрон» унесла гораздо больше жертв, чем «Гинденбург», просто всё это не было так освещено.
Присутствие множества фотографов и кинокамер создало парадоксальную ситуацию, придавая этой катастрофе величие, которое не всегда соответствовало человеческим потерям в других катастрофах, где было сделано гораздо меньше снимков.
Снимок катастрофы «Гинденбурга», запечатлённый одной из присутствовавших кинокамер, переживёт века. В 1969 году это известное изображение перестало быть обычной фотографией и превратилось в символ совершенно иного значения. В тот год группа Led Zeppelin, только что подписавшая контракт с лейблом Atlantic и ещё известная как New Yardbirds, поручила художнику-графику Джорджу Харди создать обложку для их дебютного альбома Led Zeppelin. Харди мастерски использовал пуантилизм, чтобы передать формы исходной фотографии через игру света и тени. Таким образом, этот культовый снимок стал визуальным идентификатором альбома Led Zeppelin, несмотря на вечные споры вокруг его значения.
В интервью журналу Art Voices/South в 1980 году Сэм Шере рассказал: «У меня оставалось всего два кадра в моей камере Speed Graphic, и у меня не было времени поднести её к глазам. Я спустил затвор на уровне пояса. Все произошло настолько быстро, что это был единственный вариант». Он также добавил, что оказался «в нужном месте в нужное время» среди множества других фотографов и даже кинокомпаний, таких как Pathé, Universal и Paramount, которые снимали похожие кадры, по его мнению.
Однако именно благодаря этому спонтанному, почти подсознательному и автоматическому жесту, благодаря одному снимку из многих, рождается история. Освещение в СМИ катастрофы «Гинденбурга» и её изображение превосходят масштабы материального и человеческого ущерба, причинённого этому событию. Это фотографическое произведение и его значение перешагнули рамки простого отображения реальности, оно стало символом эпохи и вызывает многочисленные толкования и эмоции у зрителей по всему миру.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube