Недавно мне довелось поснимать на новый объектив от компании TH Swiss, Irix 15mm f/2.4. Как вы уже поняли из маркировки в названии, это сверхширокоугольная светосильная линза. Также ее особенностью является то, что она поддерживает только ручную фокусировку (что абсолютно привычно для видеографов, но еще не всех фотографов). Несмотря на это, объектив оборудован прыгающей диафрагмой, которая полноценно управляется с камеры. Как и большинство современных линз, она работает с подтверждением фокусировки, и не только центральной точки, но и по всем доступным в камере, что может быть очень полезно при съемке динамичных событий.
Объектив Irix 15mm f/2.4 производится в двух версиях: Blackstone и Firefly, которые не отличаются между собой внутренней схемой и качеством линз, а только лишь некоторыми внешними элементами. Blackstone, более защищенный, получил прочный корпус из алюминия и магния с выгравированными значениями диафрагмы, шкалы расстояния и глубиной резкости. Firefly версия имеет корпус с прорезиненным фокусировочным кольцом, пластиковыми вставками, а также нарисованными на корпусе метками, но зато более легкий вес. И, кстати, обе линзы поставляются в жестких защитных чехлах.
В моем распоряжении была линза Irix 15mm f/2.4 в версии Blackstone, и ее тесты я проводил на Canon EOS 5DsR, чтобы максимально оценить ее резкость и качество картинки.
Первое, о чем хотелось бы сказать, что ручная фокусировка не такая уж и сложная штука, даже на 50 мегапикселях попасть в резкость удавалось практически всегда. А тем более при прикрытой диафрагме (5.0 и далее), когда глубина резкости начинается с 2х метров и продолжается до бесконечности. Само кольцо фокусировки имеет плавный и относительно тугой ход, что, на мой взгляд, очень удобно. Так же, из нестандартных функций, у этого объектива есть кольцо блокировки фокуса. Оно, при изменении своего положения, позволяет делать фокусировку более/менее тугой и плавной, что на мой взгляд очень удобно при съемке видео.
Кстати, на линзе есть специальная настройка фокуса, которая позволит вам, при необходимости, юстировать ее под вашу камеру.
А теперь давайте посмотрим тестовые снимки. В них я попытался максимально раскрыть линзу в разных условиях съемки, но что-то по-любому не сделал=)
Резкость Irix 15mm f/2.4 на разных диафрагмах:
F2.5
F3.5
F5
F7.1
F10
F14
F20
F22
Фотографии до и после обработки
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F5.6, ISO 100, 1/160 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F8, ISO 100, 1/160 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F5.6, ISO 100, 1/160 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F8, ISO 100, 1/160 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F8, ISO 100, 1/160 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F11, ISO 100, 1/80 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F6.3, ISO 100, 1/30 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F11, ISO 100, 1/100 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F13, ISO 100, 1/50 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F16, ISO 100, 1/100 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F10, ISO 100, 1/100 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F7.1, ISO 100, 1/100 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F8, ISO 100, 1/100 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Canon EOS 5DSR + Irix 15mm f/2.4. Установки: F7.1, ISO 100, 1/100 c. До и после (исходники: до/после). © Павел Молчанов
Фотографии модели на локации
Итак, положительные стороны, которые я бы хотел отметить:
- Прекрасная геометрия;
- В углах кадра изображение не растянуто;
- Резкость и контраст по всему полю кадра;
- Светосила F2.4, позволяющая снимать ночное небо, не сильно поднимая ISO;
- Отличная резкость и контраст в целом;
- Виньетирование становится практически незаметным с диафрагм 4 и 5.6;
- Линза отлично держит контровой свет (не ловит зайцев);
- В контровом свете практически не падает контраст, резкость и цветопередача;
- При закрытой диафрагме, рисует красивые лучи от источников света;
- Возможность установки фильтров как перед передней линзой, так и за задней. Фронтальная резьба для фильтра имеет диаметр 95 мм;
- Очень приятное исполнение и конструктив;
- На бленде есть специальное окошко, которое позволяет регулировать надетый фильтр (при необходимости окошко закрывается);
Без негативных сторон, также не обошлось:
- Диафрагму F2.4 так и не удалось получить. Максимум на который открывалась моя линза, это F2.5. Момент не критичный, и возникает он только с камерами марки Canon (диафрагма открывается шире, чем показывает числовое обозначение камера), а Nikon и Pentax показывают диафрагму F2.4
- При съемке на 50 мегапикселей эффект дифракции начинает проявляться с диафрагмы F14-13, что, в принципе является вполне нормальным явлением, вытекающим из законов оптики;
- При близкой дистанции фокусировки (1-2 метра) было больше всего ошибок с фокусом. Регулировка по шкале была не точной. Но этот момент легко исправляется благодаря функции юстировки линзы, о которой я упоминал чуть выше.
Заключение
На мой взгляд, эта линза прекрасно подойдет любителям архитектурной, интерьерной и пейзажной фотографии за счет своей резкости, геометрии и контраста. Репортажные фотографы, в свою очередь, оценят светосилу и подтверждение фокусировки по всем точкам в кадре. В целом, объектив оставил о себе очень хорошие впечатления, как по качеству выдаваемой картинки, так и по своему конструктиву.
Автор обзора — амбассадор Hensel, рекламный фотограф Павел Молчанов