Серые улицы городов и яркие, дерзкие модели, студии, станции метро и строительные площадки, динамика и искажение пространства. Олег Наумов прекрасно отточил свой стиль, сделав его узнаваемым. Об этом и многом другом он рассказал нам в своём интервью.
1. Где вы родились и где вы живете сейчас? Как ваше местоположение влияет на фотографию?
Челябинск, иногда выезжаю в наши столицы. Местоположение влияет на фотографию практически полностью: от локаций до менталитета моделей и окружения, даже на количество съемок.
Но я рад, что родился в Челябинске и пока здесь остаюсь, потому что у нас действительно вариативный, в плане локаций, город. И озёра, и высотки, и панельные дома с советскими двориками, даже куски деревень внутри города и несколько заводов на любой вкус в маршруточной досягаемости. Когда-то я очень любил снимать пост-советский мир и город дал свой толчок.
2. Когда вы впервые поняли, что хотите стать фотографом? Как вы решили заняться фотографией?
Мне всегда нравилось снимать. И многим близким людям в моём окружении тоже. Хоть многие из них и исчезли из жизни, при некоторых съемках и ретуши я чувствую тепло того времени, когда они всё ещё были.
Своя зеркалка появилась подарком к началу одиннадцатого класса. Местная компания объявила мероприятие, в рамках которого старшие классы должны были сделать фото первоклашек и эти фото вывесили в центральном городском парке, от чего было ощущение какого-то величия и собственной выставки. Тогда маленький Олежа и поверил, что успех уже здесь и надо просто немножко продолжить. Оказалось, не немножко, но всё-таки продолжаю до сих пор.
3. Что для вас фотография? Профессия, способ самовыражения или и то, и другое?
Каждое действие в жизни человека являет собой самовыражение. Вы решили надеть чёрную одежду – вы показываете, что вам нравится чёрный цвет. Так и в фотографии.
Живу я на доход от обучения ретуши и съемок, поэтому можно считать фото и всё с ним связанное полноценной моей профессией.
4. Что вас вдохновляет? Какая музыка, фильмы, книги или может быть люди?
Я не верю во вдохновение. Есть цель, есть алгоритм, есть задачи, есть способы их достижения, остальное лишнее и выдуманное.
5. О чём ваши снимки? Какие истории они рассказывают? Какие чувства выражают?
Сейчас – о людях. Самых разных. Кто-то приходит побороть комплексы, кто-то почувствовать себя живым и вырваться из рутины, кто-то приходит фотографиями зафиксировать какой-то момент своей жизни, иногда это бывают рассказы об обществе и размышления через пиксели, но их редко кто пытается видеть и читать.
6. Как вы создаете внешний вид ваших изображений, какое программное обеспечение используете?
В арсенале фотошоп и лайтрум. У них есть огромное множество инструментов, которыми можно создать из сырого исходника практически всё, что угодно. Главное – научиться пользоваться инструментами и не заблудиться в возможностях.
7. С какими самыми большими трудностями вы сталкиваетесь в работе и как вам удаётся их решить?
Практически все проблемы решаются опытом и ретушью. Считаю маленьким достижением даже умение переговоров с полицией или охраной, пытающейся выгнать вас с локации, например, при съемке в белье на станции метро и подобных ситуациях. Единственная проблема, которую решить опытом и ретушью и не выходит – нестабильный заработок, но я знал, на что шёл.
8. Какое оборудование вы используете?
Ту же самую зеркалку, которую мне подарили родители к 11-му классу. Canon 600d и Canon 17-85 4.0 – 5.6 в качестве объектива.
9. Как вы эволюционировали в техническом плане? Какие камеры были у вас до сегодняшнего момента?
Сначала я снимал на свою зеркалку с китовым объективом и постоянно жаловался, что качество не то, цвета ужасные, всё шумит и т.п. В итоге, купил себе 50мм 1.8. И тут сразу жизнь расцвела: фон размылся, шумит не так, текстурку кожи видно, и трава зеленее, и далее по списку. Но он сломался, я так и не понял почему. Поэтому решил вернуться на родной «кит» и понял, что у него возможностей куда больше, чем я видел раньше. Потом мне по счастливой случайности отдали 17-85, потому что парень купил его на ФФ, а он на кроп, ещё и со сломанным ручным фокусом. Разницы практически никакой, но хожу с ним, потому что подарочный.
10. Случались ли повреждения оборудования, которые приводили к потере файлов или срыву съёмки? Какие случались проблемы с фотооборудованием, от чего стоит предостеречь других фотографов?
Впервые серьёзная поломка была на репортаже, где мой фотоаппарат выбили из рук, и он просто вошел подобно ракете «земля-земля» в деревянный паркет с высоты моего роста. Самой тушке практически ничего, а вот 50 1.8 уменьшился практически вдвое. Ремонт обошёлся, на удивление, в районе 4000. Теперь советую всем покрепче наматывать ремешок на руку и никогда не впадать в панику, а дождаться ценника из сервисного центра.
Ещё один раз ломались шторки у фотоаппарата прямо во время съемки, но модели всё объяснил, часть кадров уже успели отснять, так что никаких критичных последствий не было.
А остальное у всех одинаковое – то в студии моноблоки глючить будут, то пыль попадёт, без подобного никуда.
11. Кто или что оказало наибольшее влияние на ваше творчество?
Замечал, что личные события в жизни сильно сказываются на фото.
Локальный паблик ТФП в какой-то момент дал небольшую уверенность в фотографии, а когда они ещё и взяли снимки на свою выставку в центре города, почувствовал себя взрослым и настоящим фотографом.
Интернет также постоянно задирает планку в фото, что не даёт расслабляться и даёт желание делать больше и лучше.
12. Сколько времени вы тратите на одну фотографию?
В плане ретуши от 5 до 30 мин. В плане съемки посчитать невозможно, всё ситуативно.
13. Можете ли вы поделиться своим любимым изображением и рассказать историю, стоящую за ним?
Я не делю снимки на любимые и нет, да и свою ценность они раскрывают больше в рамках серии. Но одной из интереснейших историй на снимках считаю адаптацию мифа о Мидасе. Снимали мы её максимально спонтанно в моей квартире с моим другом.
«И когда получил он то, что хотел, да каждое его касание обращало золотом всё вокруг, лишь тогда царь понял, что не способен утолить голод сверкающим металлом и что окружает теперь его лишь пустота и тьма.
И пал Мидас на колени перед Дионисом, моля забрать этот дар.»
14. Что вы делаете, когда натыкаетесь на стену во время вашего творческого процесса, как выходите из тупиковых ситуаций и находите силы для преодоления трудностей?
Не нужно никаких усилий или мотиваций, ты либо делаешь, либо нет. Единственная тупиковая ситуация в фотографии – если у тебя нет фотоаппарата, всё остальное решаемо.
15. На чем вы сейчас фокусируетесь в своей работе и фотографии?
На желаниях клиента, потребностях аудитории, инструментах достижения.
16. Как, по-вашему, ваша работа влияет на зрителей? Что вы хотите выразить с помощью своей фотографии?
По ощущениям, я даже создал в интернетах новый виток «дисторсивной» фотографии. И это замечают многие люди, и это приносит дичайший кайф смотреть, как ты помогаешь кому-то открывать и пробовать новое. Всегда рад этому помогать. Моделям помогаю видеть новые позы, возможности, а тем, кто с фотографией себя ещё не связал, помогаю поверить в то, что они в любой момент могут стать моделью или освоить фотоаппарат.
Когда я начинал снимать, интернет был переполнен семейными съемками и свадебными, что-то другое было редкостью. И мне приятно было среди тех, кто смог прийти и показать, что можно снимать иначе и на что угодно.
17. Есть ли у вас какие-либо советы для начинающих фотографов?
Наблюдайте. Невозможно стать хорошим в области, которая безразлична.
Слушайте критику. Не бросайтесь на неё с криками «а сам такой» или «а вот мама сказала, что я красиво фотографирую». Это так не работает. Если кто-то говорит, что на экране шлак, то значит для него это действительно шлак. Вам нужно понять почему и как это изменить, поэтому действительно хорошие критики – лучшие друзья. Но воспринимайте её адекватно, потому что шлаком на экране может быть и мнение других. Работайте над собой и думайте, к чему и для чего идёт ваша фотография.
Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram