Гордон Паркс (Gordon Parks) не получил никакого специального образования по фотографии. Он научился снимать самостоятельно, преодолевая трудности и бедность. Его талант и упорство привели его к успеху в разных жанрах: от моды до социальной хроники. Он стал первым афроамериканцем, работавшим в известном журнале LIFE, а также занимался кинематографом, литературой и музыкой.
Паркс родился в 1912 году в Канзасе в большой семье фермера. Его детство было полно лишений и расизма. В 14 лет он потерял мать и переехал к сестре в Миннесоту. Но и там он не нашёл покоя: после конфликта с её мужем он остался без крова. Чтобы выжить, Паркс пробовал разные профессии: от пианиста в борделе до баскетболиста.
В конце 20-х годов он устроился работать в элитный клуб «Minnesota Club», где получил доступ к большому количеству книг. Однако Великая депрессия заставила его покинуть это место и отправиться в Чикаго, где он нашёл приют в ночлежке.
Гордон Паркс начал свою фотографическую карьеру в 25 лет. Он купил свой первый фотоаппарат в ломбарде и стал снимать для магазинов и частных клиентов. Он работал как модный фотограф и портретист, но его больше привлекала социальная тематика. Он сам испытывал на себе расизм и дискриминацию с детства. В школе ему запрещали участвовать в спорте и развлечениях. В 11 лет он чуть не утонул из-за белых хулиганов. В колледж ему не советовали даже пытаться поступить.
В 1942 году Паркс создал своё знаменитое произведение – «Американская готика». Это фотография чернокожей уборщицы Эллы Уотсон, стоящей перед американским флагом с метлой и шваброй. Паркс назвал её так в честь картины Гранта Вуда, которая символизировала американскую мечту. Но на его фотографии видна американская реальность для многих чёрных людей. Позже Паркс снял ещё несколько кадров о жизни Эллы Уотсон и её родных. Но первый снимок остался самым запоминающимся.
Он был первым афроамериканцем, который снял голливудский фильм и работал в журнале LIFE. Он фотографировал бандитов и звёзд, бедных и богатых. Он создавал динамичные и элегантные образы для Vogue. Он стал легендой фотожурналистики и кинематографа.
Карьера Гордона Паркса началась с поиска работы в мире модной фотографии. В 1944 году он попал в редакцию Vogue, где его нанял Александр Либерман. Паркс сделал революцию в съёмке вечерних платьев, отказавшись от статичных поз и заставив моделей двигаться. За несколько лет он выпустил две книги по фотографии и провёл месяц с лидером банды в Гарлеме. Его фотоэссе о жизни подростков-преступников привлекло внимание журнала LIFE, который предложил ему работу.
С 1948 по 1972 годы Паркс был одним из самых известных и провокационных фотожурналистов США. Он затрагивал разные темы: от моды и спорта до бедности и расизма. Он делал портреты Малкольма Икса, Мохаммеда Али, Барбры Стрейзанд и других знаменитостей. Он получил престижную награду Фотограф года от Американского общества журнальных фотографов.
Паркс также стал первым чёрным режиссёром, который снял большой голливудский фильм – «Дерево науки» (1969). Его следующий проект – «Шафт» (1971) – стал основой для нового жанра кино blaxploitation о чёрных детективах и борцах за права чёрных. Фильм имел успех у зрителей и критиков, а его продолжение – «Большая удача Шафта» (1972) – повторило его.
Гордон Паркс оставил после себя богатое наследие как фотограф, режиссёр, писатель и композитор. Его работы охватывали широкий спектр жанров и тем, но всегда были наполнены человечностью и социальной значимостью. Его работы не стареют: одни восхищают своей красотой, другие – влияют на судьбы американского народа и его истории через страницы журнала LIFE.
Ещё больше работ: gordonparksfoundation.org
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube