В какой-то момент, практически каждый фотограф начинает сталкиваться с необходимостью использования дополнительного освещения в создании своих работ. Причиной может стать как банально темные условия освещения в снимаемых сценах (репортаж в клубе/кафе или даже съемка детского мероприятия в помещении вряд ли позволят обойтись без дополнительного освещения), так и естественное желание овладеть новыми профессиональными инструментами. Конечно можно вспомнить отражатель, но для его использования, фотографу, как минимум нужен свет, которой он будет отражать=) Как бы то ни было, самым доступным и удобным в использовании остается накамерная вспышка. Мощность топовых моделей позволит работать даже в условиях солнечной погоды, используя их как заполняющий, а иногда и как рисующий свет.
В создании своих работ, я чаще всего использую мощные студийные моноблоки в связке с внешними мобильными источниками питания. Что, признаюсь, не всегда бывает удобно из-за веса и объема оборудования, плюс к этому, приходится возить с собой более тяжелые стойки. Относительно накамернных вспышек, я всегда придерживался мнения, что нужно использовать только приборы от производителей камер. Однако, мое мнение сильно изменилось после проведения нескольких съемок с использованием накамерной вспышки Godox Ving V860II TTL в связке с передатчиком GODOX Xpro-C TTL. Вспышку на тестирование нам предоставил официальный дилер Godox — www.godox.pro.
Но, давайте начнем с конструктива. Мое мнение относительно сторонних производителей было обусловлено довольно неприятным опытом общения с одной из “неоригинальных” вспышек, чей конструктив был, мягко скажем, некачественным. В Godox Ving V860II TTL все обстоит совсем иначе. Вспышка изготовлена из качественного, приятного на ощупь пластика, никакого люфта механизмов нет, кнопки ровные, с плавным нажатием и так же без люфта. Крышка отсека аккумулятора закрывается плотно. В поворотном механизме головы отсутствует кнопка фиксатора, но она вращается довольно туго и надежно. К слову, вспышка поворачивается в обе стороны на 180 градусов и на -7-90 градусов по вертикали, что очень удобно при съемке с отраженным от стен помещения светом. Метки о значении наклона нанесены на корпус вспышки, все “важные” положения подтверждаются щелчком фиксатора.
Экран большой, имеет яркую подсветку и отображает всю необходимую информацию о настройках. На фронтальной части вспышки установлена ИК подсветка автофокуса и световая ловушка для синхронизации с другими приборами. Крепление на горячий башмак осуществляется за счет вращающейся прижимной пластины, что не всегда удобно (в перчатках или мокрыми/замерзшими пальцами ослаблять крепление не очень удобно). У самой лампы установлен широкоугольный рассеиватель и маленький отражатель. У меня не возникло никаких затруднений с их использованием, но некоторым пользователям не удается так же ловко вытаскивать отражатель. Нужно отметить, что вспышка поставляется в защитном чехле и со специальной подставкой-креплением, снабженным резьбой для крепления на стойку или штатив. Вес вспышки со вставленным аккумулятором всего 540 грамм.
Теперь давайте поговорим про функционал. Здесь ничего нового (почти!) нет, все те же стандартные для топовых вспышек функции:
- Ведущее число 60 (при ISO 100 и 200 мм);
- Ручной режим выбора мощности;
- TTL режим;
- “Стробоскоп”;
- Брекетинг;
- Коррекция экспозиции;
- Высокоскоростная синхронизация (до 1/8000 секунды);
- Синхронизация по 1 и 2 шторке;
- Работа в беспроводных режимах slave и master с другими вспышками;
- Радио синхронизация;
- Автоматический и ручной зум от 20 мм до 200 мм (порядка 15 мм с широкоугольным рассеивателем)
Но, кроме стандартного набора, я хочу отметить еще 3 очень важные, редко встречающиеся функции:
- Питание от очень емкого литиевого аккумулятора;
- Наличие световой ловушки (что позволяет использовать эту вспышку с другими без синхронизатора);
- Звуковое подтверждение перезарядки вспышки;
Цифры, это все хорошо, но как же ведет себя вспышка в условиях съемки? Я провел 5 разных съемок с этим прибором, и вот какие результаты у меня получились:
Съемка еды для ресторанов.
Вспышка Godox Ving V860II TTL была установлена в ручной режим экспозиции, мощность 1/32, зум вспышки 50 мм, свет проходил через стандартный рефлектор и сотовую насадку в специальный рассеивающий фильтр 122х200 см. Для первого снимка нужная экспозиция получилась на диафрагме F7.1 ISO 100 и выдержке 1/160 секунды, для второго F5.0 ISO 50 и выдержке 1/160 секунды. Подобная настройка была обусловлена достаточно сильным освещением внутри ресторана.
Вспышка была установлена в ручной режим экспозиции, мощность 1/64, зум вспышки 35 мм, вспышка направлена в параболический зонт диаметром 185 см на отражение. Для первого снимка нужная экспозиция получилась на диафрагме F5.0 ISO 100 и выдержке 1/160 секунды, для второго F5.6 ISO 100 и выдержке 1/160 секунды.
В этой сцене вспышка была отвернута вверх и в сторону для создания мягкого освещения, напоминающего окно. Помещение достаточно большое, с белыми стенами, площадью около 90 квадратных метров и высотой потолков около 6 метров. Настройки камеры F2.0, ISO 200, выдержка 1/100 секунды. Подобные настройки остались после съемки модели у окна.
Вспышка установлена примерно в 4х метрах от модели в параболический зонт диаметром 185 см на отражение, с ручной настройкой экспозиции, мощностью 1/1 и зумом на 20 мм. При максимальной мощности вспышки, на достаточно большом расстоянии от модели и через большой зонт (что позволило полностью осветить модель ростом 175 см ), мне удалось получить значение диафрагмы F5.6 при ISO 100 и выдержке 1/160 секунды. Подобная мощность позволит использовать вспышку при съемке на улице в качестве рисующего света.
Ниже пример-сравнение без вспышки и со вспышкой:
© Павел Молчанов / Модель Светлана
Следующим испытанием для вспышки стала съемка на улице. В качестве светового модификатора снова использовался параболический зонт на отражение диаметром 185 см, зум вспышки установлен на 24 мм, мощность 1/4. Расстояние до модели порядка 2,5 метров. Настройки снимка F 3,2 ISO 100 выдержка 1/200 секунды. Важно отметить, что при большой мощности вспышки, длительность импульса увеличивается, что приводит к смазу быстро двигающихся объектов (снежинки на ветру 15 м/с получились слегка смазанными).
Самым частым примером использования накамерной вспышки является отражение ее света от стен помещения. При таком подходе использовать ручную настройку экспозиции достаточно сложно из-за разных поверхностей и углов отражения, поэтому в этой серии использовался режим TTL. Съемка велась в выкрашенном в темные цвета помещении площадью около 40 квадратных метров с 4 метровыми потолками. Поскольку в помещении была своя выраженная световая атмосфера, просто так “заливать” все светом было бы неправильно, и тут на помощь мне пришла компенсация экспозиции вспышки и более аккуратная работа с ее зумом (от 50 до 200 мм). Таким образом удалось сохранить естественное освещение в сцене, не потеряв деталей на главной героине.
И еще один пример-сравнение без вспышки и со вспышкой:
© Павел Молчанов / Модель Снежана
Финальным тестом стала съемка в очень большом помещении. Вспышка работала отраженным светом от стен в режиме TTL и с зумом 35-50 мм. Сразу хочу сказать, что в таких условиях, далеко не всегда режим TTL отрабатывал верную экспозицию на модели, иногда приходилось переснимать кадры с поправкой мощности вспышки. Но, в целом, результат меня устроил.
Заключение
Работать со вспышкой Godox Ving V860II TTL мне очень понравилось! Это действительно профессиональный инструмент с отличным функционалом и точностью работы. Отдельно хочу отметить мощность аккумулятора, за все проведенные съемки (около 500 снимков) мне так и не удалось посадить его полностью, а индикатор оставшегося заряда на экране показывал 1/2 заряда. Скорость перезарядки даже на большой мощности не превышала 1,5 секунд (даже для настройки 1/1), что позволяет вести съемку с большой интенсивностью. Звуковое подтверждение полной перезарядки так же упрощает работу. Я использовал вспышку как на камере так и через радио синхронизаторы (как продвинутый GODOX Xpro-C TTL так и самый обычный радио синхронизатор), и во всех вариантах вспышка вела себя прекрасно. Все функции управления вспышкой доступны как через ее собственное меню, так и через меню камеры, что тоже очень удобно. На той мощности, на которой снимал я, разницы в освещении между студийной вспышкой я не увидел (но она безусловно есть, так как студийный прибор дает чуть более быструю скорость перезарядки и чуть более короткий импульс), но компактность прибора дает большие преимущества. А максимальная мощность позволит использовать ее даже на улице в солнечную погоду.
Отдельно хочу упомянуть о работе с GODOX Xpro-C TTL. В этом синхронизаторе есть все возможные настройки работы со вспышкой, складывается ощущение, что работаешь не с синхронизатором, а со вспышкой. Кроме этого присутствует встроенная ИК подсветка автофокуса, что очень сильно упрощает съемку.
Отрицательные моменты:
- Крепление к горячему башмаку не очень удобное;
- Отсутствует дистанционная регулировка зума когда голова вспышки сдвинута из стандартного положения (приходится устанавливать значение зума вручную на вспышке);
- При установке зума на 200 мм пятно света теряет свою однородность, проявляются шторки механизма;
- Иногда случаются промахи с выбором экспозиции в TTL режиме;
- Затухающий импульс на большой мощности;
Положительные моменты:
- Конструктив;
- Наличие всех необходимых органов управления;
- ОЧЕНЬ емкий съемный аккумулятор;
- Звуковое подтверждение перезарядки;
- Скорость перезарядки;
- Простое управление;
- Управление из меню камеры;
- Точная цветовая температура;
- Точность в отработке мощности импульса;
- Встроенная световая ловушка;
- Качественная ИК подсветка фокуса;
Благодарим за предоставленное оборудование магазин www.godox.pro — официальный дилер компании Godox, специализирующийся на осветительном оборудовании для выездных съемок.