Г.Б. Смит: «Не существует правил для творчества»

Фото: G.B. Smith

Путь Г.Б. Смита (G.B. Smith) в фотографию начался более 40 лет назад, когда он ещё был подростком, изучающим основы этого ремесла в фотолаборатории. В это время ему также довелось поработать с большими широкоформатными камерами, а вскоре увлечение переросло в его первую карьеру фотографа в Англии. Тут он занимался промышленной фотографией.

Фото: G.B. Smith

Любовь к фотографии в сочетании с его страстью к новым коммуникационным технологиям и предпринимательству в конечном счёте привели его на путь открытий и исследований различных стран и культур. Смит считает себя настоящим гражданином мира. Он успел пожить на четырёх континентах и успел поработать на шести, сейчас он живёт в Мэриленде, США, и совмещает свои путешествия по миру со страстью к художественной фотографии.

Снимки Г.Б. Смита отмечены различными наградами, были опубликованы в самых разных изданиях, а сам он является пожизненным членом Королевского фотографического сообщества. И хотя сегодня Смит предпочитает цифровую фотографию, он всё так же старается использовать в своей работе камеры с большими матрицами, а именно — среднеформатные.

Фото: G.B. Smith

Когда вы поняли, что искусство — это ваша страсть, и как вы стали тем художником, которым являетесь сегодня?
Если отвечать быстро, то очень давно, и это было долгое путешествие! Впервые я взял в руки камеру ещё в подростковом возрасте и вскоре понял, что это идеальный выход для моей творческой энергии — отчасти, я уверен, из-за того, что я не мог продемонстрировать заметный талант в других видах искусства.

Реклама

Возможность фантазировать, создавать и воплощать в жизнь изображения как уникальное личное самовыражение, а также контролировать весь процесс, была для меня завораживающей возможностью. Со временем мне посчастливилось пройти стажироваться у некоторых невероятно талантливых и терпеливых фотографов.

Со временем мне посчастливилось пройти стажировку у невероятно талантливых (и терпеливых!) фотографов. Я изучил все аспекты плёночного процесса, как это было тогда, работая техником в фотолаборатории и перейдя к работе с широкоформатными камерами с техническими пластинами в качестве промышленного фотографа.

Фото: G.B. Smith

Однако через некоторое время я обнаружил, что моя способность по-настоящему творить всё больше ограничивается коммерческой нуждой. Я чувствовал, что радость, присущая возможности исследовать свой собственный творческий путь, уходит под откос, поэтому в конце концов я перешёл к карьере в сфере высоких технологий.
Вернувшись к фотографии несколько лет назад, я вновь открыл для себя необузданную страсть моей юности к фототворчеству. На сей раз это произошло под влиянием более чем 40-летнего опыта многочисленных путешествий по миру.

Фото: G.B. Smith

Во многих отношениях это путешествие привело меня к полному циклу. Мой сегодняшний подход по-прежнему отражает те дисциплины, которые были привиты мне с помощью камер больших форматов и ручных процессов в тёмной комнате. Это можно описать как переход от старой школы фотографии к цифровому процессу. Я считаю, что в целом это приводит к более осознанному, неторопливому и мануальному творческому процессу, несмотря на переход в цифровую эпоху.

Фото: G.B. Smith

Ваши изображения выделяются своей визуальной чистотой и минимализмом. Расскажите нам больше о вашей общей философии в фотографии.

Я стремлюсь провести зрителя через путешествие по изображению, используя свет, чтобы выделить узоры и формы как указатели на пути между пространствами. Во многих изображениях решающим аспектом является обеспечение достаточного пространства и визуального контекста, чтобы облегчить фокусировку на объекте в его чистом виде. Я стараюсь свести сцену к её незагромождённой форме и потокам, чтобы упростить её. Поэтому я использую только чёрно-белые и в основном минималистские образы, глубоко веря в то, что чем меньше, тем больше.

Фото: G.B. Smith

Какое значение для фотографии имеет освещение, время суток и погодные условия? Каковы оптимальные варианты?

Я считаю, что все эти параметры очень зависят от объекта съёмки. Более мягкие световые часы, присущие восходам и закатам, как правило, более оптимальны для большинства классических сцен природы — так же, как и угрюмые облака штормового типа для многих изображений побережья и водопадов. Однако некоторые из моих самых удачных снимков были сделаны в полдень без единого облачка на небе, и не только архитектурные.

Урок для меня заключается в том, что не существует правил для творчества и художественной интерпретации. Поэтому я уделяю меньше внимания погоде и оптимизации времени суток, чем раньше — главное, выйти на улицу, исследовать и экспериментировать! Я не думаю, что миру действительно нужно больше изображений восхода или заката в хорошо посещаемых туристами местах, если только вы не можете привнести другую перспективу или точку зрения.

Фото: G.B. Smith

Как вы планируете свои снимки?

Мой творческий процесс начинается с того, что я начинаю проявлять интерес к определённой теме. Одновременно я люблю работать только с несколькими ключевыми темами, чтобы сохранить концентрацию, которая затем направляет меня на изучение и выбор места съёмки или на составление графика путешествий. Я ищу места и перспективы, которые менее очевидны или хорошо изучены. Это часто предполагает многократное посещение и длительное изучение одних и тех же мест, если это конечно возможно.

Фото: G.B. Smith

Я стараюсь прочувствовать окружающую среду в различных условиях и с разных сторон, что в конечном счёте помогает направлять и уточнять мой выбор. Хотя такой продуманный подход способствует планомерному поиску идей и творчеству, у меня обычно есть представление о том, что я ищу. Многие из моих самых любимых снимков были сняты в незапланированной обстановке, случайных открытий. Часто такие снимки сильно отличаются от моих первоначальных идей.

Фото: G.B. Smith

На мой взгляд, вы никогда не знаете, что вам предстоит испытать, пока не окажетесь на месте, и в этом заключается весь кайф творческих путешествий! Самым важным является то, чтобы быть там, исследовать и полностью погрузиться в процесс и окружающую обстановку, момент.

Фото: G.B. Smith

В вашей серии «Акветектура» исследуется взаимодействие между архитектурой и водой. Расскажите нам подробнее о концепции этой серии и её изображениях.

Я вырос в запертом на суше промышленном центре Англии, и меня всегда восхищала вода в её естественных и управляемых формах. Концепция этой серии возникла в результате наблюдения за взаимодействием водяных потоков, формируемых искусственными структурными формами. В частности, меня привлекли разнообразные узоры и успокаивающие визуальные образы, создаваемые регулируемыми потоками воды на плотинах, с их сильными линиями и смелыми архитектурными формами.

Фото: G.B. Smith

В данной серии рассматриваются несколько структур и форм плотин, в основном в среднеатлантическом регионе США. Несмотря на то, что основные критерии их архитектурного дизайна явно направлены на выполнение промышленной функции, я обнаружил, что при использовании многократной скоростной длительной выдержки подчёркиваются или раскрываются замечательные скрытые узоры и геометрия водяных потоков.

Фото: G.B. Smith

Мне нравится думать, что зритель может слышать успокаивающие потоки воды, когда он следует по этим узорчатым тропинкам через мои изображения.

Фото: G.B. Smith

В вашей серии «Геотектура» вы показываете захватывающие геометрические структуры, скрытые в современной архитектуре. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями об этих работах.

Современная архитектура, отличающаяся простотой формой и плавностью линий, хорошо подходит для создания минималистских изображений. Меня особенно привлекает повторение и разнообразие форм и геометрических узоров, присущих многим из этих сооружений.

Фото: G.B. Smith

Акцент часто делается на прямоугольных формах, горизонтальных и вертикальных линиях. Их элегантные последовательные формы и использование современных промышленных материалов часто могут быть подчёркнуты отражением света, обеспечивая доступ к этим «скрытым» формам.

Фото: G.B. Smith

Многие изображения в коллекции также являются исследованиями формы современной архитектуры, называемой деконструктивизмом. Они имеют многие из тех же характеристик, часто используя большие пространства этих единых элементов, но в более абстрактной форме, позволяя зрителю воспринимать изображение в виде волн из плавных линий.

Фото: G.B. Smith

Живя на четырёх континентах и работая на шести, вы стали настоящим гражданином мира. Как этот опыт способствует вашей работе? С более практической точки зрения, как он влияет на выбор мест и объектов для ваших снимков?

Мне невероятно повезло, что я познакомился с множеством культур и мест по всему миру. Меня всегда интересовало стремление исследовать новые территории и других людей. Во многом это вдохновляет меня на творчество, но, возможно, более важным я считаю, что это расширяет рамки восприятия мира. Это открывает разум для новых возможностей и перспектив и заряжает желанием творить и исследовать различные идеи.

Фото: G.B. Smith

Я считаю, что чем больше вы путешествуете, тем больше понимаете, как много вы ещё не знаете. А это, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие чувства любопытства и желания рисковать и расширять границы. Чем больше мы расширяем наши ментальные зоны комфорта, тем больше мы открываем наши нейронные пути для установления связей между различными формами. Я считаю, что это способствует повышению нашей общей когнитивной свободы и развитию творческих способностей.

Также я считаю, что это любопытство отражается в моём относительно широком спектре тем, не желая ограничиваться одним жанром изображения.

Фото: G.B. Smith

Мой выбор места съёмки обычно определяется несколькими темами, над которыми я работаю в данный момент. Таким образом, во многом путешествия определяются тематикой. Однако, если я путешествую по другим делам, я буду действовать по обстоятельствам и изучать местность на предмет потенциальных объектов съёмки.

Обычно я избегаю мест с оживлённым движением, предпочитая уединение и местную культуру, а также радость, присущую моим собственным открытиям.

Недавно вы заключили партнёрство с Альянсом по борьбе с раком груди, чтобы поддержать его миссию по финансированию исследований на ранних стадиях и обеспечению доступности медицинской помощи, как можно большему числу женщин. Какие связи существуют между искусством, благотворительностью и услугами? Как по вашему мнению, будет развиваться такое взаимодействие в будущем?

Я считаю, что между искусством и филантропией существует естественное пересечение, поскольку на протяжении тысячелетий искусство часто зависело от меценатства в различных его формах. В данном случае речь идёт о том, чтобы использовать ценность, которую люди придают искусству, и направить её на благотворительные цели или, скорее, перевернуть традиционные отношения между ними.

Фото: G.B. Smith

Что касается меня, то я объединил две свои страсти — фотографию и желание поддержать прекрасное дело, которое является личным для моей семьи.

Мне кажется, что люди всё чаще ищут более комплексный подход, чтобы соединить, казалось бы, несопоставимые элементы своих увлечений и жизни. Как более эффективно сочетать семейную жизнь, работу, искусство, общественную работу, филантропию и охрану окружающей среды? Вы видите, как эти связи всё чаще устанавливаются в корпоративном мире с помощью программ корпоративной социальной ответственности и социально ответственного инвестирования, и я считаю, что это будет проявляться и в нашей личной жизни.

Фото: G.B. Smith

Что вы посоветуете тем, кто начинает свой творческий путь?

Как и в любом личном путешествии, есть некоторые общие элементы. Всё начинается со страсти. И попытка понять, что является вашей настоящей страстью, вероятно, самый сложный шаг из всех, зачастую ещё до того, как вы сможете ощутить результаты своего труда.

Зачастую эта страсть основывается на первоначальной подсознательной искре, поэтому её развитие является основой для путешествия — это источник мотивации, устойчивости и, конечно же, творчества. И как в большинстве путешествий, в нём, скорее всего, будут встречаться подъёмы и падения, объезды и остановки. Главное — это принять этот опыт и не зацикливаться на конкретном пункте назначения.

Фото: G.B. Smith

Я также хочу сказать, что нет коротких путей! Вы должны практиковаться целенаправленно и учиться на «неудачах». Проще говоря, чем больше вы будете практиковаться, тем дальше будет ваше путешествие, и, скорее всего, оно будет более насыщенным. Практика также помогает обрести уверенность в себе, чтобы экспериментировать и расширять границы. Часто именно здесь вы учитесь большему и именно здесь настоящее творчество приносит наибольшее удовлетворение.

Путешествие каждого человека индивидуально. Все мы привносим в творческий процесс уникальный опыт и перспективы, и вы должны принимать и поощрять эту индивидуальность. Очень приятно делиться своими работами и получать признание, но в конце дня только вы сами знаете, ощущаете ли вы творческое удовлетворение.

Мой собственный путь занял более 40 лет и прошёл полный круг, но я всё ещё с нетерпением жду, куда он приведёт меня дальше!

Ещё больше работ автора на сайте: gbsmith.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзенTelegram и YouTube