Толчинский Александр Петрович родился во Львове, но перед распадом СССР переехал в Израиль.
«Наша семья, жила во Львове ещё с времён Австро-Венгрии, потом Польша, нацисты, советская власть… К счастью, независимую Украину, уже не застал и уехал к себе на историческую родину, в Израиль. Переезд в Израиль повлиял, как и духовно — это надлом переезд в другую страну, в другой регион со своей культурой, своим восприятием, ментальностью, так и для фотографа — тут свет, его структура, его восприятие визуально, совершенно другие, чем в более северных широтах. Света слишком много, нет полутонов и либо свет, либо тень, поэтому фотографии отсюда, они какие-то более яркие, живые. Ну и менталитет совсем другой, это и отражается на фотографии.»
1. Когда вы впервые поняли, что хотите стать фотографом? Как вы решили заняться фотографией?
Наверное, в лет 5-6… У отца был фотоаппарат «Практика» ГДР-овского производства — хромированный, в футляре из кожи, с цейсовским объективом. Очень эстетичный дизайн. По-моему, только «Nikon DX», смогла повторить нечто подобное, в плане дизайна. Внешняя эстетика, до сих пор для меня важная составлявшая часть, в фотографии.
2. Что для вас фотография? Профессия, способ самовыражения или и то, и другое?
Фотография для меня, слава Богу, ни в коем случае не профессия. Способ самовыражения — показать мир, то, что мне нравиться, то, что не оставило равнодушным, но ни в коем случае не способ зарабатывания денег. Есть гораздо менее хлопотные и менее эмоциональное нетребовательные способы заработать деньги, тем более что коммерчески фотография, на мой взгляд, канула в Лету.
3. Как вы можете охарактеризовать свой стиль?
Да никак, стиль меняется — в зависимости от того, что я снимаю — город, потрет, арт-ню. Стиль меняется со временем, от модели к модели. В этом суть жизни, непременная энтропия. Я не могу в том же стиле снимать городской пейзаж сошедшего Тель-Авива, оттуда к чопорному Кракову и роскошному Риму, а затем тот же стиль применять при съёмке в арт-ню. Это не логично.
4. Что вас вдохновляет? Какая музыка, фильмы, книги или может быть люди?
Слишком много можно перечислить — от Нила Геймана до Станислава Лема «Высокий Замок» и «Непричесанных мыслей» Станислава Ежи Леца. Фотография, она из детства, из прогулок с отцом по Львову… Наверно, я хочу сфотографировать своё детство. Это что-то непередаваемое, ускользаемое от понимания. Одно из любимых фото Львова — синяя ВАЗ «копейка» под дождём. Чтобы воспринять её, нужно иметь какой-то культурный или эмоциональный опыт. Понятно, что обнажённая натура, это гораздо более понятно зрителю.
5. О чём ваши снимки? Какие истории они рассказывают? Какие чувства выражают?
Снимки — это жизнь, это люди, это мир, в котором мы живём.
6. Как, по-вашему, ваша работа влияет на зрителей? Что вы хотите выразить с помощью своей фотографии?
Фотография, как бы консервирует какое-то мгновение времени, события, связанные с ним, эмоции и ты в любой момент можешь вернуться в него, а наибольший успех фотографии, это когда зритель может разделить твои чувства, твои эмоции. Когда ты делишь их со зрителем, то фото состоялось.
7. С какими самыми большими трудностями вы сталкиваетесь в работе и как вам удаётся их решить?
Организационные трудности – это самое сложное для меня. Мне сложно сделать покупки в магазине, а организовать на сессию модель, визажиста, место, и чтобы погода подходила, если речь идёт о Израиле, где климат очень непривычен для человека, ещё сложнее.
8. Какое оборудование вы используете?
Исключительно использую технику фирмы Canon.
9. Какой у вас любимый объектив?
Сложно сказать, какой объектив любимый. Для студии 70-200. Для улицы, наверное, универсал 24-105. Хотя недавно открыл для себя, что можно снимать и городской пейзаж на телевик, но для этого надо знать очень хорошо тот город, где фотографируешь.
10. Кто или что оказало наибольшее влияние на ваше творчество?
Ностальгия и переезд в другую страну. Долгие годы это было фундаментом моего творчества.
11. Есть ли у вас какие-то особые привычки, которые являются частью того, как вы готовитесь к съёмке?
Абсолютно никаких, проверка техники и … готовность к непредвиденным ситуациям. Надо уметь импровизировать как в работе, так и в жизни.
12. Можете ли вы поделиться своим любимым изображением и рассказать историю, стоящую за ним?
Это пляж Барабанщиков в Тель-Авиве, когда люди собираются там и стучат в такой вот аналог ударных инструментов, как дарбука. Это драйв, это атмосфера, немного алкоголя, публика… Собирается абсолютно разная публика, разные люди и когда они вместе начинают выбивать ритм… Там надо присутствовать.
13. Что самое безумное, что вы когда-либо делали ради кадра?
Я сделал много безумного для фотографии. Был тяжёлый период в моей жизни, и я ушёл в фотографию. Когда люди шли в рестораны, я снимал в фотостудии. Когда другие летали за границу отдыхать, я покупал себе объектив или что-то из фототехники. Сидел часами и пытался найти свой стиль, свой способ обработки, когда другие отдыхали. У меня пару лет не было автомобиля, но была топовая техника. Я не рекомендую кому-то повторить мой путь и рассматривать это, как рецепт. Более того, сейчас я сильно сомневаюсь, что поступил бы также.
14. Что вы делаете, когда натыкаетесь на стену во время вашего творческого процесса, как выходите из тупиковых ситуаций и находите силы для преодоления трудностей?
По-разному, иногда отступаю, а иногда ищу обходной, маневр. Пытаюсь начать снимать, что-то другое, что-то новое для себя… Меняю стиль обработки, меняю подход к фотографии. Отношение с людьми — фотоаппарат, это инструмент, который связывает фотографа с миром людей.
15. Какие ваши дальнейшие планы в творчестве?
Даже не знаю, наверно продолжу фотографировать. Посмотрим, что из этого получиться.
16. Если бы вы могли посотрудничать с кем угодно в мире, с ныне живущим человеком или ушедшим в историю, кто бы это был?
В Москве жил фотограф, ныне покойный Михаил Панин. Мы переписывались, дружили, но вот встретиться лично, а тем более поработать не довелось — он в России, я в Израиле. Вот у него я бы хотел поучиться фотографии.
17. Есть ли у вас какие-либо советы для начинающих фотографов?
Наверно посоветую одно — чувство меры. Мы знаем многих великих людей из области культуры, не важно фотография, литература, музыка или живопись, которые превратили жизнь своих близких в какой-то нескончаемый ад, посвятив себя — фотографии, спорту или ещё чему-то и прежде, чем ты решишь заниматься фотографией или чем-то другим, задумайся имеешь ли ты право приносить их в жертву? Сегодня мы читаем Булгакова или смотрим картины Модильяни, абстрагируясь от тех трагедий, которые стоят за ними. Поэтому я порекомендую чувство меры во всём, в том числе и фотографии. Фотография отображает жизнь, но не должна подменить её.
Мы благодарны Александру Толчинскому за интервью и предлагаем вам ознакомиться с его работами на страницах 500px и Facebook.
Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram