Этой статьей мы продолжаем знакомить вас с талантливыми фотографами современности в новой рубрике #Нашилюди. Получайте вдохновение от увиденных работ и прочтения душевных интервью с великолепными фотографами со всего бывшего Союза.
Сегодня у нас в гостях один из лучших портретистов и участник Украинской Ассоциации Профессиональных Фотографов — Иван Ковалев. «Нет никакой нужны гнаться за самой лучшей камерой!», — делится своим мнением один из лучших портретистов Донецка.
Приветствую вас, представьтесь пожалуйста нашим читателям и расскажи немного о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно, хобби или профессия?
Здравствуйте!
Меня зовут Иван Ковалёв, мне 36 лет, и я художественный фотограф. Мой основной жанр, в котором я работаю это Портрет, а именно Женский Портрет.
Родился и живу в г. Донецк, Украина. По образованию инженер-энергетик, в 2007 году окончил Донецкий Национальный Технический Университет по специальности «Электроснабжение предприятий и городов». С 2018 года фотография стала для меня больше, чем просто хобби. На данный момент не представляю, как можно жить без фотографии! :)
Расскажи, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решил, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Ну тяга к искусству, а именно к изобразительному была у меня с детства, но лишь в зрелом возрасте, примерно в 2009 году, я взял в руки отцовский пленочный фотоаппарат «Зенит», снял пару катушек и влюбился в фотографию. На тот момент уже существовали различные цифровые зеркальные камеры. Поэтому я решил, что проще будет учиться и осваивать фото с помощью современной техники. А так как, мягко говоря, они были не по карману, я решил приобрести самую простецкую «цифровую мыльницу», сейчас правда какую именно не вспомню, но точно помню, что это был Olympus, размером с пачку сигарет. (Сейчас, для начинающих, в подобных приобретениях нет никакого смысла. У всех есть телефоны с камерами). Таким образом я и шагнул в мир фотографии! Который, к слову, продлился всего около года. В 2010 году я приобрел зеркалку Sony A290 с китовым стеклом 18-55, чтобы при случаях снимать семью в отпуске или на отдыхе и заодно осваивать далее данный вид искусства, но по факту он так и пролежал на полке шифоньера до 2018 года. (за 8 лет его пробег составлял всего около 3 тыс. кадров) :)
Переломным моментом стал 2018 год. Когда однажды приехал в гости мой старый друг детства, который на тот момент уже занимался коммерческой фотографией и говорит: «А почему ты не занимаешься коммерческой фотографией, у тебя же есть фотоаппарат и был интерес ранее?». Вот я и подумал, а почему бы и нет! Превратить не осуществившееся свое хобби в работу, это же мечта каждого :)
Достал с полки старенькую Соньку и началось…
На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?
На данный момент я снимаю на Canon EOS 6D и два объектива: Canon EF 85mm F/1.8 USM и Tamron SP 35mm F/1.4 Di USD. Весь софт от Adobe это Lightroom Classic, Bridge и Photoshop.
Почему именно такие связки, да все просто! Спустя год активного пользования моей старенькой кроп камеры Sony A290, я определился в жанре, который мне очень понравился и хотел бы достичь определенных в нём высот. Данным жанром стал «Женский Портрет». Для которого необходим, хороший светосильный длиннофокусный объектив (желательно в пределах фокусного от 85мм до 135мм) и полнокадровая фотокамера, которая даст меньшее количества шума и раскроет объектив в полной мере. Поэтому в 2019 году был приобретен Canon EOS 5D (первый), который оказался самым дешевым на вторичном рынке и остается им по сей день, и Canon EF 85mm F/1.8 USM, прекрасное стекло для портретной съемки по соотношению цена/качество. Ну а впоследствии имея уже портретный объектив, в 2020 году, я обновил фотоаппарат до Canon EOS 6D, расширив свое творчество объективом Tamron SP 35mm F/1.4 Di USD для съемки жанровых портретов.
По поводу ПО… Все мы так или иначе завершаем свой постпродакшен в Adobe Photoshop, так зачем тогда использовать иной софт? Если в Фотошопе есть все, в том числе и Camera RAW, для проявки своих фотографий, он же Lightroom!
Как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?
Да, конечно, полностью согласен с твоим мнением! Нет никакой нужны гнаться за самой лучшей камерой! Вся техника, это лишь инструмент, с помощью которого автор реализует свои идеи. И для того, чтобы их воплощать, необходимо понимать возможности своего оборудования.
Великими спортсменами не становятся, потому что у них крутая дорогостоящая экипировка? :)
Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?
Для меня они равнозначны! Фотография, есть фотография, будь она черно-белой или цветной. Лично я обожаю ЧБ, но предпочитаю работать в цвете потому, что с художественной точки зрения в ней больше возможностей.
Пленка или цифра, почему?
Конечно цифра! Мы же не добываем огонь методом выскабливания?! :)
Пленка сейчас, это возможность поностальгировать и немного окунуться в прошлое.
Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?
Не имеет никакого значения! Фотография — это прежде всего светопись. Мы, как фотографы должны уметь работать с любыми источниками света. Свет для нас, как краски для художника. Но, если меня прям поставить перед одним выбором, то вероятнее всего я выберу искусственный (импульсный). Ведь в отличие от естественного, где мы подстраиваемся под него и лишь в малой степени нам подвластно его изменение, с искусственным мы полноценно становимся художниками, полностью управляя им так, как нам этого хочется!
Кто вдохновляет вас на ваше творчество? Есть ли фотографы или художники, возможно, другие творческие личности чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии? Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Да, конечно, думаю такие есть у всех!
У меня их множество… Но, если выделять конкретных, кто в той или иной степени повлиял на мой сегодняшний стиль, то это однозначно:
из художников — Питер Рубенс и Рембрандт ван Рейн;
из фотографов: Петер Линдберг и Хельмут Ньютон.
Среди современных фотографов, работы которых меня вдохновляют это: Алексей Казанцев, Дмитрий Агеев, Александр Виноградов и Георгий Чернядьев.
Мне сложно оценивать себя, но я надеюсь среди общей массы фотографов, в чём-то я и выделяюсь… :)
Расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, есть ли какая-то история его появления? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
На самом деле, каких-то определенных обстоятельств или историй появления в моих работах нет. Все работы выполняются в большой степени с подготовкой и длительным планированием. Но есть одна работа, с которой произошло некое случайное совпадение. Данная работа «Queen of Truth» (изначально «Queen»), снятая 5 февраля 2020 года. Планировалась, как обычный женский портрет с восточными акцентами и готовилась под публикацию в Канадский журнал IMIRAGE. Была задействована металлическая маска в золотом цвете и кусок черного фатина. И вот уже после утверждения редакторами фотографий в печать, по новостям и соц.сетям начинают трубить о некой эпидемии в Китае, которая длится и по сей день уже во всем мире. Ношения масок уже стало, как будто правилом этикета современного общества, а большинство проблем связанных с данным вирусом превратили в личные финансовые доходы.
В связи с чем, я переименовал данную работу в «Queen of Truth».
Ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником?
Однозначно, я считаю себя художественным фотографом! Все работы проходят стадию планирования и подготовки, результаты которых я уже заведомо представляю и мне остаётся их лишь воплотить.
Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Поставленные перед собой лично, жизненные цели!
Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
После кризиса в моем регионе, начавшегося в 2014 году, этот показался песчинкой в пустыне.
Чуть больше появилось времени для творчества и участия в различных фотоконкурсах…
В целом, вся история с этими ограничениями, немного подпортила мои планы в территориальном расширении. В Донецке для меня уже маловато места… :)
Хотите поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается ваша фотография по шагам от и до?
Думаю, из вышеизложенного уже частично и так понятно, но расскажу немного детальней…
Изначально, все зависит от вдохновения. Рождается идея или попадается на глаза модель, в которой я увидел что-то, что хотел бы показать зрителю со своей точки зрения. Толчком к идеи может послужить, что угодно. Будь то просмотр фильма или прочтение книги, услышанной истории или музыки, а зачастую это и вовсе, сочетание всего моего окружения, что кстати и является стилем каждого автора. Все что мы впитываем с течением времени, в последствие отображается в наших работах!
Если была идея, то начинается поиск модели. Если первой нашлась модель, то подбирается идея. В любом из случаев, начинаются переговоры с моделью: условия съемки, образы, место съемки, привлечение дополнительных участников, таких как визажист, стилист, ассистент, подбираются референсы, составляется план съемки.
На данном этапе самым важным, является непосредственное желание модели в участии, если модель не проявляет особого интереса к идеи или вашему стилю, то лучше диалог прекратить и не тратить лишнее время, как своё, так и модели! Потому, что итоговый результат зависит от обоих, ровно 50/50. В случае, если всех всё устраивает, утверждаются образы и определяются все ключевые моменты, то обсуждается дата и время съемки. Ну а дальше, всё просто! Пришли, отсняли, разошлись… :) После съемки, я всегда отдаю все исходные фотомодели, а в обработке, на мой выбор, по мере их выполнения.
Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?
Да. Самой главный мой совет, вы должны «гореть», «жить» фотографией! Желание заработать лишнюю копейку, нажимая на кнопку фотоаппарата, ни к чему перспективному не приведет…
Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?
Лучше всего начинать с копирования! Просто находите фотографа или художника, чьи работы Вас цепляют, выбираете одну из его работ и анализируете её, насколько для Вас это возможно. Идёте и снимаете… Потом другую работу, того же или другого автора… А спустя определенное время, не успев и заметить, у Вас уже не будет нужды в этом. Вы сами начнёте создавать собственные шедевры!
Ну и конечно, без базовых знаний света и построения композиции, тут не обойтись, придется немного почитать литературы… :)
И, главное в портрете, это контакт с портретируемым! Первоочередной задачей от Вас, как фотографа, это снять ощущение у портретируемого, что между участниками фотосессии есть камера.
Расскажите о ваших публикациях в зарубежном / российском глянце. Что нужно знать фотографам чтобы получить свою первую публикацию? Когда и с какой работой вас впервые опубликовали?
Есть немного таких публикаций… :) В основном это публикации в Американских изданиях: ELEGANT, PICTON, SMITH&GALE, есть так же в Канадских и Французских: VIGOUR, MOEVIR, GMARO, IMIRAGE. В целом их можно посмотреть на моем сайте, в разделе «Публикации».
По факту, необходимо понимать, что, просто тыкнув пальцем в небо, фотографа в известный глянец не выбирают. В первую очередь, необходимо сделать себе «имя», показать себя публике, как раз для этого и существуют менее известные издания. Они не несут в себе никакой коммерческой ценности, но позволяют вас пиарить, выходить в свет, дают возможность быть замеченным. Поэтому, находите подобные глянцы и отправляйте свои работы на рассмотрение редакторам.
Главное предоставлять им свои фото, согласно тематике и направления, выбранного вами издания. И если с первого раза не получится, то не отчаивайтесь и у меня тоже были отказы, в этом нет ничего прискорбного, пробуйте снова!
Первые мои работы были опубликованы 2 года назад в Американском журнале ELEGANT. В декабре была открыта свободная тематика на февральский выпуск, и я отправил несколько своих портретов. Спустя пару недель их утвердили, а 3 февраля вышел номер, где на трёх разворотах красовались мои работы. Эмоций, конечно, было море! :)
Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно?
Почему каверзный? :) Думаю, тут все и так понятно!
Все зависит от твоих доходов… Если Вы зарабатываете фотографией до 200 тыс. руб. в мес, то Самозанятости достаточно.
Расскажите о ваших наградах если таковые есть.
На данный момент их не так уж и много, все же фотографией занимаюсь не так давно, как хотелось бы. :)
2019:
• ТОП 35 фотографов планеты в жанре «Женский портрет» по версии 35AWARDS
• Серебряный призер WPE в жанре «Портрет»
2020:
• WPE серебряный призер в жанре «Портрет»
• Победитель тематического конкурса «Женский цветной портрет» 35AWARDS
• Похвальная отметка жюри IPA в номинации «One shot — Our Times»
• ТОП 20 фотографов планеты в жанре «Женский портрет» по версии 35AWARDS
• ТОП 5 фотографов Украины по версии 35AWARDS
• Лучшее фото 2020 года (работа «Queen of Truth»)
• Лауреат 35AWARDS в жанре «Фэшн и Гламур»
Но, после принятия меня в этом году в Украинскую Ассоциацию Профессиональных Фотографов (UAPP — https://ukrainianphotographers.com/ivankovalyov), обещаю, что их будет больше :)
Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашли время для него.
Всегда пожалуйста! :)
Вам спасибо, за приглашение! Рад был пообщаться!
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[ivankovalyov.com], [instagram.com/kovalyov_foto], [facebook], [vk]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube