Этим интервью продолжаем знакомить вас с талантливыми фотографами, работающими в разнообразных жанрах в рубрике #Нашилюди. В этой рубрике я в свободной форме общаюсь с создателями контента со всего бывшего Союза. Это необязательно знаменитости, хотя и с ними также пообщались. Данная рубрика создана для того, чтобы показать, что у всех нас есть что-то общее – это любовь к фотографии и то, что все мы когда-то родились на территории бывшего самого большого государства.
Сегодня у нас в гостях великолепная портретистка — Валерия Матирная.
Валерия, расскажите о себе чуть больше. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия? Как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Меня зовут Валерия Матирная. Я родилась в маленькой сельской местности Краснодарского края, а в 2011 года переехала по учебе в Краснодар. Моя основная работа – это преподавание итальянского языка, а в свободное время я занимаюсь съёмками. Поэтому можно сказать, что фотография для меня — это хобби, которое также иногда приносит заработок. Но и ещё это возможность реализовать свои творческие замыслы и проявить себя в другой сфере.
Помню, как в детстве родители купили первую фотокамеру – полароид. Для меня это было чем-то волшебным! Щёлк, вспышка и тут же видишь, как рождается фотография. Но родители не разрешали пользоваться камерой, да и мне больше нравилось позировать, а не снимать.
Когда я стала старше, родители доверили мне пленочную камеру, на которую я фотографировала своих кукол и даже сделала мини-альбом. Потом я стала семейным фотографом и с появлением цифровой камеры снимала всё и всех.
И вот, на 18 –летие родители сделали мне подарок, новый Nikon d3100! Я была безумно счастлива и тут же побежала разбираться с настройками, снимать цветочки, бабочек, сестру …
Спустя 4 года учёбы в университете я не потеряла интерес к фотографии и решила, что хочу двигаться дальше в этом направлении. Я нашла подходящие курсы в Школе творческой фотографии и успешно прошла их. По окончании курса был конкурс среди выпускников на лучшее фото, создатель которого получит дополнительный курс по обработке бесплатно. Моя работа, портрет родного дедушки, стала победителем. И тогда я поняла, что это то, чем я хочу заниматься и какой жанр мне по душе.
Вы могли бы поделиться с нами, на какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно этот выбор?
6 лет снимала на Nikon (d3100, D7100) с китовым объективом 18-55 и nikkor 50 mm f/1.8. Еще был объектив sigma 70-300 f/4-5.6, но на него снимала редко. В этом году перешла на Sony a7III с Tamron 28-75 2.8. Для меня переход на другую систему был непростым решением (как в плане цены, так и в плане функционала). Но и Nikon я не продала, оставила как резервную камеру. Работаю в Camera raw и Photoshop.
Валерия, кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Можете назвать имена, чьи работы повлияли на вас как на автора, возможно — это будут другие фотографы, художники, может, другие творческие личности такие, как писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?
Наверное, фотографу, как и художнику, для каждого этапа становления характерны разные источники вдохновения. Первые работы были похожи на портреты Дмитрия Агеева, так как он был моим учителем на курсах фотографии. Но в основном мне нравились работы иностранных фотографов: Peter Lindberg, Marta Bevaqua, Alessio Albi, Nicolas Fols, Eugenio Recuenco , Lara Jade, Leslie Zhang, Tim Walker и другие Вдохновившись фильмами Вонга Кар Вая, я пробовала работать с цветным светом. Вообще, люблю смотреть атмосферные фильмы и сериалы, делать скриншоты, а потом пробовать снимать что-то похожее.
Когда начала интересоваться киношной фотографией, то познакомилась с творчеством Сергея Спирина и с ним лично. Это дало новый толчок моему творчеству. Я стала пробовать себя в роли режиссёра для своих проектов: организовывать, стилизовать, делать раскадровки, заниматься поиском моделей, локаций и атрибутики… Это всё очень увлекало, хотя было тяжело делать всё в одиночку, но результат меня радовал.
Валерия, как вы думаете, ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Не мне судить, конечно.)) Но многие незнакомые люди писали, что мои работы им нравятся и портреты цепляют. Да и с мужем я познакомилась именно благодаря фотографии. Он пришёл ко мне на съемку, потому что ему понравилось моё «видение художника».
Валерия, вы можете согласиться или опровергнуть данное мнение, что фотографу важна самая лучшая камера для того, чтобы создать идеальный кадр? Просто я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересный кадр, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Валерия, вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?
Большинство своих работ я сняла на неполный кадр и недорогие объективы. И для меня было важно постараться снять так, чтобы никто не заметил разницы в качестве. Самое главное, понять свои сильные стороны в работе (интересный свет, необычный типаж модели, красивая локация) и стараться делать упор на это, а техника здесь — второстепенное звено.
Важно на первых порах вкладывать в себя, свои знания, умения, вырабатывать вкус и насмотренность. Психология и работа с людьми тоже является важной частью нашей профессии.
Конечно, с приобретением более новой, продвинутой техники ты видишь, что в некоторых ситуациях она облегчает тебе работу. Но только со временем и опытом понимаешь, какие функции в инструменте для тебя нужны и важны. Тогда и можно задуматься о приобретении новой техники.
Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?
Всё зависит от самой фотографии и настроения, которое я хочу передать через неё. Мне очень нравится чёрно-белая фотография, у неё есть свой особый шарм, она всегда будет вне времени, однако и с цветом я люблю поработать.
Пленка или цифра, почему?
Я очень бы хотела поснимать на пленку, особенно в путешествиях или на творческих проектах. Это больше для души и неспешной работы. Но пока работаю только с цифрой.
Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно, смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?
Я больше предпочитаю естественный свет, так как человек привык видеть в большинстве случаев весь окружающий мир и людей, в том числе, при естественном освещении. Это комфортно воспринимается зрителем. Но бывают моменты, когда хочется необычности, тогда уже в ход идёт искусственный свет: уличные огни, комнатные лампы, вспышки, цветные фильтры и led- свет.
Расскажите подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
Однажды, прогуливаясь в торговом центре, я заметила девушку с необычной афроамериканской внешностью. Мне сразу пришла в голову мысль, что было бы здорово поснимать с ней портреты. Я сначала стеснялась подходить, так как она была в компании подруги, но потом решилась, и оказалось, что она уже состоит в модельном агентстве и подрабатывает моделью. Чутье меня не подвело! Мы обменялись контактами, и через несколько дней я пригласила Стеллу в свою домашнюю студию.
Мы болтали обо всём понемногу, и вдруг, выяснилось, что в моём портфолио есть портрет с другом её папы! Хотя эта фотография была сделана случайно. Это был колоритный магазинчик с африканскими вещичками на побережье Черного моря, а продавец был как джин из лампы, добрый и смешной темнокожий мужчина в красивой вышитой жилетке. Я не могла пройти мимо и попросила разрешения сделать портрет на память.
Я сделала много кадров Стеллы, которые в дальнейшем оставила для портфолио, но среди них есть любимый. Стеллу я укутала в кусок золотой ткани, а на голове смастерила чалму, добавила пару золотых сережек и, образ был готов. Снимала с естественным светом от окна и отражателем. Позже эта фотография помогла мне победить в фотоконкурсе 35Awards, попала в портфолио журнала Vogue и привлекла новую аудиторию.
Благодаря этой истории я поняла, что не нужно бояться подходить к людям на улице и упускать свой шанс сделать ту самую фотографию.
Как проходит ваш стандартный съемочный день, то есть вот вы студии или еще где-то, с чего вы обычно начинаете свою работу? Возможно, у вас много помощников, которые помогут модели и со светом, либо вы сами со всем справляетесь?
Обычно я заранее подготавливаюсь к съёмке, обговариваю или ищу одежду для модели, думаю над светом и делаю раскадровки, если есть возможность, посещаю заранее локацию. Также люблю спонтанность в работе, она позволяет расширить рамки и снять то, что не задумывала изначально. В основном работаю сама, но для сложных съемок привлекаю команду.
Валерия скажите, ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?
Я всегда любила искусство в различных его проявлениях. Мне всегда нравилось ходить в музеи, картинные галереи, посещать концерты симфонической музыки. Да и в университете на моей специальности много времени уделялось культуре и мировому искусству. Думаю, что всё это повлияло и на моё видение. Поэтому к фотографии я, прежде всего, подхожу с художественной точки зрения. Когда снимаю портрет, всегда стараюсь увидеть лучшее в человеке, его красоту, необычность, уловить настроение, найти удачный ракурс, поймать тот самый взгляд… Еще люблю сидеть за обработкой, нравится процесс преображения фотографии до/после.
Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Мне нужно очень сильно загореться какой-то идеей или когда подворачивается редкая возможность снять что-то или кого-то.
Валерия, как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
В период пандемии было тяжело, я практически не снимала, заказов не было, поэтому уехала из города и посвятила эти месяцы отдыху и семье. Но зато потом желание творить было ещё больше, чем обычно.
Хотите поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается ваша фотография по шагам от и до? Расскажите ваш процесс работы.
У меня обычно три подхода к созданию фотографии. Первое — это когда я вижу интересный типаж модели и пытаюсь придумать под неё/ него подходящую историю, образ, гармонично вписать в локацию (мужчина в баре, девушка в черной шляпе).
Второе, когда мне встречается красивая локация, под которую я ищу своего героя. (Фотография девушки в лотосах, азиатский парень в цветном свете).
И третье, это вдохновиться чем-то (кино, сериал, книга, работы других фотографов или художников) на создание своего проекта. (серия по Шерлоку Холмсу, по фильму «Подмена»).
Один из важных процессов для меня – это процесс отбора фотографий и обработка. Главное, выбрать самые удачные кадры и подобрать правильный для серии цвет, который сделает картинку более атмосферной.
Валерия, есть ли у вас какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией? Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?
Много смотреть, много снимать и не бояться экспериментировать. У каждого будет свой путь, поэтому любые начинания будут правильными. Быть открытым и коммуникабельным, не бояться неудач, быть самокритичным и всегда совершенствоваться.
Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно, особенно в наших реалиях?
Всё индивидуально. Считаю, что ИП подходит тем, у кого отлаженный бизнес в сфере фотографии.
Валерия, расскажите о ваших наградах, если таковые есть.
Ежегодно принимаю участие в международной фотопремии 35Awards, несколько работ вошли в каталог. Но лучшая награда для меня – это люди, которых я встретила в своей жизни, благодаря своему любимому занятию!
Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашли время для него.
фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная фото: Валерия Матирная
Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.
- Сайт: www.matirnaya.ru
- Сообщество Вконтакте: vk.com/ph_matirnayav
Следите за новостями в наших социальных сетях: Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube