«К примеру, хорошо расположенный фонарный столб, образующий интересную тень, может быть действительно ценным», — объясняет уличный фотограф Джонатан Бернхаймер (Jonathan Bernheimer) рассказывает о композиции в уличной фотографии. «И, мне кажется, нет ничего плохого в том, чтобы включить фонарный столб в фотографию». Честно говоря, в работах Джонатана Бернхаймера больше завораживает не композиция, а его умение находить и сочетать цвета, а также история. Вы можете смотреть на его снимки целый день, и реально наблюдать различные истории. Джонатан объясняет это особым типом света, который он ищет. В этом интервью он рассказал именно об этом.
Расскажите нам о том, как вы пришли в фотографию.
В старших классах я посещал занятия по фотографии, и мне очень это нравилось. Было что-то такое в процессе фиксации момента или сцены, что казалось мне действительно потрясающим. Мне нравилось находиться в фотолаборатории и видеть, как изображение появляется из проявочной ванночки, словно по волшебству. Меня это завораживало, и я думал, что это самая крутая вещь на свете.
В старшей школе друг помог мне построить фотолабораторию в нашем подвале, и я всё обрабатывал сам. Я всегда хотел иметь при себе фотоаппарат. Велоспорт — ещё одна моя страсть, я пристёгивал камеру к спине и ездил по окрестностям, делая снимки. Всегда здорово совмещать два хобби одновременно. В колледже я продолжил изучать профессию фотографа, посещая многочисленные занятия в рамках специализации «Изобразительное искусство». Одно время я заинтересовался ночной съёмкой и таскал свою камеру и штатив по всему кампусу, пытаясь найти интересные объекты для фотографирования.
Почему вы решили заняться уличной фотографией?
После окончания медицинского института и нескольких лет работы за границей в 2010 году я поселился в Сан-Франциско. График моей работы несколько смягчился, и было приятно иметь время вне больницы для других занятий. Сначала я начал гулять по району Мишн в Сан-Франциско и фотографировать, однако делал это без особого направления и намерения.
Позже я начал посещать занятия в Школе-студии Сан-Франциско — прекрасном месте с отличными преподавателями — и увидел работы Алекса Уэбба, Джоэла Мейеровица и Сола Лейтера. До этого я не задумывался об уличной фотографии — я всегда концентрировался на портретах и пейзажах — однако их работы меня просто потрясли.
Мне быстро захотелось узнать, смогу ли я сделать это — фотографировать интересных людей, которые просто занимаются своими повседневными делишками и рутиной. Я хотел узнать, смогу ли я создавать красивые изображения людей, как это делали они, используя в качестве фона компоненты городского пейзажа.
То, как вы используете цвета просто невероятно! Какие фотографы повлияли на вас, чтобы вы творили так, как вы творите?
На меня очень сильно повлиял Сол Лейтер и его использование цвета. Как по мне, не только цвета на его городских фотографиях красивы, но и то, как цвета используются в его снимках, именно это я нахожу таким интересным. Его умение использовать цвет, чтобы привлечь внимание к объекту съёмки, делает фотографии просто невероятными. Разумеется, я не способен делать такие же фотографии, как Сол Лейтер, однако я стараюсь использовать цвет примерно таким же образом — чтобы подчеркнуть предмет и привлечь внимание зрителя. По крайней мере, это то, что я пытаюсь делать. Ещё один фотограф, который оказал на меня влияние, — Алекс Уэбб, в основном благодаря своим сложным композициям. После просмотра его работ я долгое время пытался делать такие же сложные фотографии, как у него. Но это оказалось очень сложно.
Мне никогда не понять, как ему удаётся вместить столько людей в одну фотографию и сделать её удачной. Наконец, я действительно восхищаюсь фотографиями Джоэла Мейеровица, особенно высококонтрастными уличными сценами. Мне нравится его умение использовать сильные тени и общее ощущение от фотографий.
Я немного погуглил о вас, прежде чем решил взять у вас интервью. Вы доктор медицины. И, похоже, вас привлекает фотографирование цветных людей. Почему? Если говорить откровенно, как эти люди реагируют на то, что врач пытается их фотографировать? Вы когда-нибудь вступали в словесные перепалки с людьми?
Да, большинство людей на моих фотографиях — люди с цветным цветом кожи. Я думаю, что основная причина этого — место, где я делал фотографии. Например, моя последняя серия фотографий сделана в Кейптауне, Южная Африка. Хотя население Кейптауна в определённой степени разнообразно, я сделал большинство этих фотографий в районах города Бо-Капп и Вудсток. Решение фотографировать в этих районах во многом было связано с освещением, интересными вывесками и городским искусством, которое там можно встретить. В этих районах проживает преимущественно чернокожее и капско-малайское население, поэтому подавляющее большинство людей на улицах — представители этих национальностей.
Но несмотря на то что белый человек в этих районах находится в меньшинстве, у меня никогда не возникало проблем с кем-либо. Большинство людей просто шли по своим делам и не замечали меня, когда я фотографировал, а если и замечали, то не обращали внимания. Когда кто-то замечал, я улыбалась и иногда вступал в разговор. Иногда я предлагал им отправить фотографию по электронной почте, если они хотели.
Почему вы бросили изобразительное искусство в колледже?
Вообще-то я не оставил изобразительное искусство во время учёбы в колледже. Я закончил бакалавриат по специальности «Изобразительное искусство». Однако вы правы — я решил не делать карьеру в мире искусства. По окончании колледжа мои мысли были заняты совершенно другим — карьерой игрока в сквош.
В колледже я играл в сквош и добился неплохих результатов. После колледжа я решил заниматься сквошем профессионально. Затем, после двух с половиной лет игры ради заработка, я решил, что пора двигаться дальше. В то время я думал о том, чтобы войти в мир искусства, однако всё это казалось мне слишком субъективным. Я вспоминал свои курсы фотографии в колледже и получал то одну, то другую оценку и думал, что просто не смогу справиться с такой субъективностью в своей карьере.
Поэтому я начала думать о других направлениях и остановилась на медицине. Что может быть более объективным, чем медицина? Человек либо болен, либо нет, болезнь можно либо вылечить, либо нет. Проблема решена! Конечно, наивные мысли, но в то время мне казалось, что так будет лучше.
Похоже, что вы фотографируете в основном с жёстким, прямым солнечным светом на ваших сюжетах. Вам нравятся тёмные тени и прямые линии с яркими цветами. Так, когда вы снимаете, какие эмоции или чувства обычно побуждают вас нажать на кнопку спуска затвора?
Я думаю, есть разные сценарии, когда мне хочется нажать на кнопку спуска затвора. Например, когда я некоторое время «присматриваю» место, ожидая хорошего освещения и появления человека. Между прочим, в таких ситуациях человек действительно вторичен. Просто должен быть кто-то, кто займёт место и завершит сцену. Во время съёмки таких сцен я чувствую волнение от возможности того, что сцена, которую я «сконструировал», действительно может получиться. Обычно этого не происходит, но когда получается, это приносит истинное удовлетворение.
Другим типом ситуации является ситуация «на мгновение», когда вы просто реагируете на развивающуюся на улице обстановку и быстро поднимаете камеру или снимаете от бедра. И снова я чувствую волнение от того, какой снимок может получиться. Ещё одна ситуация возникает, когда я вижу интересного человека, которого мне хотелось бы сфотографировать. Такие «уличные портреты» заставляют меня волноваться, потому что я знаю, что мне придётся взаимодействовать с человеком, чтобы получить хорошую фотографию.
Просматривая ваше портфолио, кажется, что вы в основном выбираете цвета, а не подлинные моменты человеческих эмоций. Как вы считаете, это правда?
Я полагаю, что в какой-то степени это правда. Как было сказано выше, на многих фотографиях, которые я делаю, человек может быть одним из фокусов фотографии, но не единственным. Я действительно стараюсь найти интересный и часто высококонтрастный цветной фон, в который затем вписывается человек. А не наоборот. Более того, я не просто ищу фактурную стену или произведение городского искусства, которое я хочу использовать для сцены.
Я стараюсь использовать всё, что доступно — как на переднем, так и на заднем плане — для улучшения фотографии. Например, удачно расположенный фонарный столб, создающий интересную тень, может быть очень ценным. И я не думаю, что есть какой-то вред в том, чтобы включить фонарный столб в фотографию.
Похоже, вы делали много уличных портретов. Не думали ли вы когда-нибудь заняться этим направлением более серьёзно, чем съёмкой откровенных моментов?
Я интересуюсь портретной съёмкой с тех пор, как начал заниматься фотографией. Я бы определённо хотел делать больше уличных портретов в будущем. В настоящее время, когда бушует COVID, уличная фотография является сложной задачей, и я не уверен, насколько интересны портреты людей в масках. Однако, надеюсь, скоро всё наладится.
Когда вы занимаетесь съёмкой, вы чувствуете себя скорее интровертом или экстравертом? Почему?
Я интроверт по натуре. Я предпочитаю быть «невидимым», когда фотографирую на улице. Однако иногда я заставляю себя вступать в контакт с людьми, когда мне кажется, что может получиться интересная картинка. Это заставляет меня волноваться, особенно если я давно не фотографировал. Но как только я начинаю разговаривать с людьми, всё становится просто замечательно. Я обнаружил, что почти все не возражают против того, чтобы их фотографировали, а когда они отказываются, я просто говорю «хорошо» и ухожу.
Чего вы хотите добиться через год в своей работе?
Что касается будущих работ, я начал проект в своём родном городе в Калифорнии. В нём есть и уличные снимки, но есть и пейзажи, поскольку сейчас я живу в полусельской местности. Проблема будет заключаться в том, чтобы попытаться создать пейзажные и «сельские» фотографии, которые не выглядели бы шаблонно. Я также только что запустил свой фотосайт.
Я давно хотел заняться фотографией более серьёзно и сделать её большей частью своей жизни. Хотя я не собираюсь в ближайшее время уходить из медицины так как мне нравится работать педиатром, я бы хотела больше общаться с фотосообществом и немного популяризировать своё имя.
Ещё больше работ: jonathanbernheimer.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube