Образцы новой ультрадорогой камеры Canon EOS R5 Mark II начали поступать зарубежным тестировщикам. Их первые выводы наводят на мысль о странной новой тенденции, которая проявилась в Sony A9 III, затем в Nikon Z6 III, а теперь и в Canon EOS R5 Mark II. Увеличение скорости считывания сенсоров приводит к снижению динамического диапазона в этих трех моделях. В Canon EOS R5 Mark II кадры также имеют больше шума, чем в камере первого поколения. К его появлению приводит то, что высокоскоростная съемка, которая была добавлена — доступна только с электронным затвором.
Производители жертвуют динамическим диапазоном
Ввиду технических улучшений скорости компании-производители начали срезать возможности динамического диапазона камер. Но, как водится, втихомолку. Во время анонсов разработчики действительно не афишируют компромиссы, на которые приходится идти для достижения скоростных характеристик камер нового поколения.
Тенденция проявилась в камере Sony A9 III. Эта модель получила глобальный затвор (Global Shutter), что стало невероятным достижением — внедрить подобную технологию, обеспечивающую мгновенное считывание всей информации с сенсора (а не построчно, как это происходит обычно), другие производители не решались.
Но встал вопрос: не решались по какой причине? А причина заключалась в том, что подобная технология (при реализации ее в форм-факторе компактного современного фотоаппарата) неизбежно снижает доступный динамический диапазон.
Однако Sony смогли побороть эту проблему — во время анонса компания заявила, что конструкция модели Sony A9 III позволяет «преодолеть любые компромиссы в светочувствительности (ISO) и динамическом диапазоне».
Когда образцы камеры поступили на тест — стало понятно, что это заявление представляет собой оптимистичный ракурс на происходящее.
На высоких и максимальных значениях ISO камера Sony A9 III выдает больше шума, чем камеры-конкуренты (например, Nikon Z9). При этом, сам шум, как будто имеет эффект смягчения, вносимый алгоритмами камеры прямо в RAW-снимки. Однако превышение уровня, судя по опубликованным тестам, не драматическое.
Тем не менее, возможности светочувствительности этой камеры несколько снижены. Максимальное значение ISO камеры Sony A9 III составляет 51 200. В то время, как у Sony A9 II этот параметр составлял 204 800. Ниже — сравнение возможностей светочувствительности и динамического диапазона Sony A9 III и Sony A9 II:
Схожий компромисс обнаружился у камеры Nikon Z6 III. Эта камера получила новую архитектуру сенсора — частично сложенную матрицу, которая позволила увеличить скорость считывания и добавить ряд продвинутых режимов в камеру этой базовой модели.
ДД камеры Nikon Z6 III при настройке светочувствительности ISO 100 составляет 10.46 стопов. В тоже время, у камеры предыдущего поколения — Nikon Z6 II этот показатель при том же параметре достигает 11.26 ступеней.
Теперь перейдем к Canon EOS R5 Mark II.
Canon EOS R5 Mark II — компромисс?
Камера Canon EOS R5 Mark II — самая современная модель от компании Canon с байонетом RF и ультрадорогим ценником. В России один из крупных профильных ритейлеров установил на камеру цену в невероятные 670 тысяч рублей. Зарубежом камера оценена в 4300 долларов (373 тысячи рублей по текущему курсу).
Тесты камеры уже опубликованы. Они имели смысл, поскольку Canon EOS R5 Mark II оснащена новой 45 мегапиксельной полнокадровой матрицей и получила ряд возможностей, в том числе по скорости считывания за счет обновленной конструкции сенсора и дополнительного процессора Digic Accelerator.
Из тестов камеры следует, что камера имеет совершенно другой сенсор, отличный от матрицы в Canon EOS R5. Хотя разрешение одинаковое — 45 мегапикселей.
Оригинальная модель Canon EOS R5 оснащена стандартным датчиком изображения CMOS, который не является сложенным. Это по-прежнему превосходный датчик с точки зрения качества изображения, включая динамический диапазон. Его самый большой недостаток — низкая скорость считывания, что затрудняет многие аспекты общей производительности камеры, включая непрерывную съемку, производительность автофокусировки, скользящий затвор и запись видео.
С другой стороны, новая камера Canon EOS R5 Mark II оснащена новым многослойным 45-мегапиксельным сенсором, который обещает значительно более высокую скорость считывания и улучшенную общую производительность по всем направлениям.
Из опубликованных тестов следует, что RAW-снимки на Canon EOS R5 Mark II получаются более шумными, чем на модели первого поколения. Нельзя сказать, что разница драматическая, однако она есть.
Однако, справедливости ради, стоит отметить, что уровень шума у Sony A7RV в том же тесте — еще выше. А схожий с Canon результат показывает камера Sony A9 III.
Тестировщики уточняют, что впечатляющая скорость Canon EOS R5 Mark II требует использования электронного затвора (Electronic Shutter) камеры. Давайте посмотрим на результат при его применении:
При использовании электронного затвора камеры Canon EOS R5 Mark II — шума (в особенности цветного) становится больше. Издание DPreview пишет, что в результате в новой камере сразу два снижения уровня качества: по динамическому диапазону (из-за новой конструкции сенсора) и по уровню шума (из-за работы электронного затвора).
В Nikon Z6 III также есть потеря по динамическому диапазону, о которой мы писали выше, однако камера, по крайней мере, не испытывает дополнительных потерь при использовании электронного затвора и съемке на максимальной скорости, пишут авторы теста.
Тем не менее, Canon EOS R5 Mark II остается одной из самых высокотехнологичных камер компании. В ближайшее время она появится в продаже, и можно будет говорить о том, удалось ли производителю действительно удовлетворить современного фотографа/создателя видеоконтента этой новинкой.
Одновременно с это моделью Canon выпустили флагман — Canon EOS R1. У многих (обзорщиков/тестировщиков/блогеров и зарубежных профильных СМИ) эта камера вызвала вопросы. В частности, ее схожесть с моделью Canon EOS R3.
В дальнейшем компания выпустит менее дорогостоящую модель — Canon EOS R6 Mark III. Photar.ru сообщал о потенциальных технических характеристиках этой новинки.