Продолжаем рубрику «Женщины в фотографии». Сегодня познакомлю вас с фотографом документалистом и портретистом — Данной Глюкштейн (Dana Gluckstein). На счету Даны фотографии таких легендарных личностей, как Нельсон Мандела, Михаил Горбачев, Десмонд Туту и Мухаммед Али, а также отмеченные наградами рекламные кампании для таких клиентов, как Apple и Toyota.
Её портреты хранятся в постоянных коллекциях таких музеев, как Музей искусств округа Лос-Анджелес и Музей искусств Санта-Барбары.
Как-то вы сказали, что чувствуете «призвание» путешествовать в отдалённые места, чтобы фотографировать коренные народы и культуры. Откуда взялось это призвание?
На этот вопрос можно ответить по-разному. Я выросла в очень образованной семье, и мы часто выезжали за пределы США, в такие места, как Мексика и Европа, где я впервые познакомилась с другими культурами. Моя мать очень интересовалась искусством, и они с отцом собирали различные предметы искусства. У нас была коллекция племенного искусства, и я росла в окружении интересных артефактов. Эти образы всегда были в моем подсознании.
Это также связано с моей карьерой в рекламе, когда меня впервые отправили на съёмки в отдалённые места. Я была молода и свободна, с большой страстью к фотографии, и после завершения работы отправилась на исследование. Моя первая поездка была на Гаити, и фактически обложка «Достоинства» — это снимок, сделанный во время этой первой поездки.
Как вы думаете, откуда у вас взялась природная способность к фотографии?
У меня обширное образование в области изобразительного искусства, которое сформировалось ещё в юности. Я занималась живописью и рисунком, а также другими видами искусства, а фотографию открыла для себя на последнем курсе Стэнфордского университета. Я абсолютно влюбился в фотографию.
По вашим словам, чтобы понять смысл своих работ, вы учились у разных духовных мастеров. Это звучит захватывающе — не могли бы вы рассказать нам немного об этом опыте?
Одним из моих духовных учителей был известный вьетнамский буддийский монах Тич Нхат Ханх. Он говорил, что нужно понять, откуда ты пришёл, чтобы знать, куда ты идёшь. Мои 20 лет были временем вопросов, я была профессиональным фотографом с глубокой любовью к съёмке отдалённых и племенных культур. Я много размышляла и медитировала, и к концу 20-ти мне стало ясно, что-то, чем я занималась помимо рекламы, было не просто хобби, а моим призванием.
Другим очень важным влиянием, помимо моих духовных учителей, был наставник, блестящий Роберт Собешек, бывший куратор фотографии в Музее искусств округа Лос-Анджелес. Он был тем человеком, что подтвердил значимость сотен снимков, которые я делала. Объяснил мне, что они не «этнографические», не данные антропологического исследования, а то, что я художник, изобретающий портрет с душой. Он правильно понял 15-летнюю работу, которую я создавал, и обозначил её на карте.
Как фотография может передать духовное измерение портретируемого или группы людей?
Это всегда точка зрения художника. Например, Диана Арбус была неравнодушна к странностям своих натурщиков. Меня всегда интересует достоинство натурщика, суть надежды и глубокая человеческая связь. Мне нравится, что Тим Райд, куратор Нортоновского музея искусств, говорит: «Эти фотографии передают универсальность опыта, который связывает всех нас, не уменьшая достоинства отдельного человека».
Вы много путешествовали по самым отдалённым уголкам мира и наблюдали «смешение культур» в некоторых местах. Не могли бы вы рассказать нам больше об этом столкновении и о том, где оно было наиболее распространено?
В Намибии есть фотография двух подружек, одна из которых в бюстгальтере и без блузки, а другая с пластиковым мобильным телефоном, болтающимся как ожерелье. Другой снимок сделан в Бутане. На нем изображён мальчик, одетый в гхо (традиционный халат), который держит игрушечную винтовку во время религиозной церемонии. Этот перекрёсток демонстрирует, как повлияло на жителей Бутана появление телевидения в начале 1990-х годов. На этих снимках очень хорошо видно столкновение культур.
В своих путешествиях вы смогли установить прочные связи и дружеские отношения с субъектами которых вы снимали. Поддерживаете ли вы какие-либо из этих отношений сегодня?
Где бы я ни путешествовала, я всегда стремлюсь создать отношения уважения и почтения. В первые годы до появления электронной почты было невозможно поддерживать связь с участниками моих портретов, но сейчас я могу оставаться с ними на связи. Я всегда посылаю портфолио с фотографиями и делаю пожертвование на что-то, в чем нуждается деревня. В рамках своих возможностей как художника я всегда стараюсь отдать долг. И самое главное, что люди понимают, что фотографии, которые я делаю, будут важны для передачи их культуры остальному миру.
За 30 лет фотографирования коренных культур, какая из них совершила наибольший переход к современности, а какая больше всего сохранила свою древнюю самобытность?
Ну, все они бона грани. На Гавайях идёт активная политическая и культурная борьба за сохранение исконной гавайской культуры. То же самое наблюдается в Австралии с аборигенами и в Бутане. Все культуры развиваются в направлении современности, поэтому это очень деликатный вопрос сочетания традиций прошлого с глобальным прогрессом.
Зрители вашей фотографии говорят, что в своих портретах вы улавливаете душу своих субъектов, и что вы проникаете под поверхность, которую не могут пробить многие другие фотографы-портретисты. Насколько этот феномен обусловлен вашим видением, а насколько — уникальностью ваших субъектов? Другими словами, считаете ли вы, что с любым сюжетом портрета вы могли бы проникнуть так же глубоко?
Я думаю, что это связано с моим видением, потому что моя работа в рекламе фиксировала то же самое. Один из моих любимых арт-директоров из Chiat Day Advertising посмотрел на моё изображение «Гаитянская женщина с трубкой» и сказал мне, что именно такое настроение он хотел бы видеть в рекламной кампании — то же чувство достоинства.
Каким достижением в своей карьере вы гордитесь?
Определенно, это создание моей книги «Достоинство», потому что она послужила переломным моментом для президента Обамы в принятии Декларации ООН о правах коренных народов в 2010 году. Работая с Amnesty International, мы организовали кампанию и заставили тысячи людей написать президенту письмо с просьбой немедленно принять декларацию ООН.
Двумя другими очень важными достижениями и наградами были: во-первых, приглашение представить изображения с книги на выставке в ООН, Женева, а во-вторых, приглашение выступить на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе этого года.
Вашей работой движет желание продвигать права коренных народов и культур во всем мире. Что бы вы посоветовали другим людям, не склонным к фотографии или творчеству, для того чтобы они поддержали защиту прав и сохранение культур коренных народов?
Я бы посоветовала людям проявлять настоящую чуткость во время путешествий, разговаривать с гидами и узнавать больше о культурах, с которыми они сталкиваются. Они должны подходить к этому ответственно и узнавать как можно больше о бедственном положении людей в тех местах, которые они посещают.
Также существуют сотни организаций по всему миру, которые работают для выживания и защиты коренных народов.
На что вы надеетесь, когда люди смотрят на ваши фотографии?
Я надеюсь, что зритель будет перенесён в мир, эмоционально и духовно тронут и почувствует некую связь. Сильный образ должен выходить за рамки и быть вне времени.
Ещё больше работ: danagluckstein.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube