Человек против природы в фотографии Франчески Пикерас

Фото: Francesca Piqueras

Франческа Пикерас (Francesca Piqueras) выросла в семье художников. Её родители были близки с такими художниками, как Марсель Дюшан, Ман Рэй и Сальвадор Дали, и она часто встречалась с ними летом в Кадакесе.

В этой творческой среде она выросла одиноким и внимательным наблюдателем. В возрасте десяти лет Франческа открыла в себе страсть к созданию видеоклипов, и в качестве подарка ей подарили камеру. Она изучала историю искусств и кино, работала редактором, не оставляя при этом своей страсти к фотографии и кинематографии.

Фото: Francesca Piqueras

Впервые она представила свои чёрно-белые фотографии в 2007 году. Первая её серия была посвящена городскому пейзажу, в которой она увеличивала человеческие следы, которые зачастую можно увидеть в городе.

В 2011 году она перешла на цветную фотографию и представила новые работы: «Архитектура отсутствия», серию, снятую на местах разборки судов в Бангладеш, а в 2012 году — «Архитектуру тишины» с фотографиями грузовых судов, затонувших в Мавритании. В настоящее время Франческа работает ещё над несколькими проектами, посвящёнными промышленным памятникам по всему миру.

Реклама
Фото: Francesca Piqueras

Какое единое экологическое послание вы хотите донести до нас в своих работах? И существуют ли основополагающие факторы, связывающие их всё?

Существует очень прямая связь между всеми моими сериями и окружающей средой. Речь идёт о влиянии человека на ландшафт, на окружающую среду, на природу, на её жизненное пространство. Человечество занимается строительством по энергетическим или экономическим причинам. Мы преобразуем ландшафт с помощью того, что мы сажаем и бросаем, чтобы построить в другом месте.

Человек — хищник.

Фото: Francesca Piqueras

А природа переваривает его излишки, разлагает их со временем, с трудом, и медленно, но верно даёт им новую жизнь в других формах.

На этом этапе я вмешиваюсь в эту метаморфозу, в эту трансформацию, которую можно считать трансмутацией. Меня интересует то, что человек создаёт в своей среде, например, что он с ней делает, так что это, по сути, экологическая тема в социологическом смысле, а не в биологическом, хотя для меня эстетическая часть важнее идеологии.

Фото: Francesca Piqueras

Могли бы вы сказать, что ваши работы в основном посвящены взаимоотношениям человека с природой?

Мои работы, как я уже говорила, в основном посвящены отношениям человека с окружающей средой, в которых природа играет огромную роль, и контраст здесь ещё более вопиющий. Но моя работа всё больше и больше обращается к материи, к элементам, потому что, поскольку разложение и повторное разложение — моя основная тема, структуры или элементы структур превращаются в материю, и я всё больше и больше фокусирую свои фотографии на этом аспекте, на этой эстетике.

Сосредотачиваясь всё больше и больше на этом аспекте, мои фотографии всё больше и больше склоняются к абстрактной форме.

Фото: Francesca Piqueras

Фотография — это статичная форма фиксации изображения. Когда вы хотите показать движение, это большой вызов для вас?

Это очень увлекательно. Вы должны запечатлеть танец, энергию, откуда берётся движение и где оно заканчивается. Это совершенно живописно. Это произведение, которое заставляет взгляд выйти за пределы очевидного, которое прекрасно выражает напряжённость ран, которые человек наносит природе, или энергию, высвобождающуюся благодаря вмешательству человека. Именно это движение вперёд-назад, внутренняя динамика между человеком и стихиями, лежит в основе моей работы.

Фото: Francesca Piqueras

Нам кажется, что ваши работы в основном посвящены человечеству и его отношению с природой. В каком-то смысле человек ведёт борьбу с природой? Кажется, мы просто используем природу — будь то добыча мрамора или строительство огромных танкеров для пересечения океана, бурение нефти в океане, отвод водоёмов для получения гидроэлектроэнергии. Воспринимаете ли вы это как необходимую борьбу?

Это парадоксальная и основная борьба. Во всём, что вы только что упомянули, человек очень часто вмешивается по необходимости. Но мне кажется, что такое жестокое обращение человека с природой, с окружающей средой — и в этом заключается парадокс — происходит оттого, что человек рассматривает окружающую среду не как союзника, а как врага, чужака, с которым нужно бороться и покорить любой ценой, не заботясь о последствиях. В действительности человек сжигает саму землю, на которой стоит, и это для него проигранная борьба.

Фото: Francesca Piqueras

В своей работе я не сужу. Я интерпретирую с помощью своих инструментов, света и кадрирования. Драма всё равно здесь. Странно, но эта драма также несёт в себе жизнь и надежду, поскольку она несёт в себе определённый романтизм, немного похожий на живописные бури Тёрнера или руины Юбера Робера.

Можно почувствовать определённые душевные состояния, обостряющие эту борьбу. Признаюсь, меня завораживает эта борьба. Это выражение лучших и худших качеств человека.

Фото: Francesca Piqueras

Человечество против природы является главной темой ваших работ, но мы никогда не видим в людях человечество — только свидетельства его попыток контролировать природу? Делает ли это работу обезличенной?

Я сознательно решила сделать художественную работу, которая не была бы документальной, а склонялась бы к повествованию, которое предполагает, но не показывает, которое не иллюстрирует, я здесь, как я уже сказала, чтобы интерпретировать, поэтому человек всегда присутствует, но я не чувствую необходимости показывать его! Оставить человека в стороне, просто предполагая его присутствие через энергию, которую он вкладывает в игру, для меня является чем-то более сильным, когда я берусь за проект.

Фото: Francesca Piqueras

Ваши работы связаны со стихиями воды, воздуха, огня. Всегда ли они вас волновали?

Всегда. Я очень люблю каждую из этих стихий. Мне нравится сочетать их. Я делаю это в своих диптихах как диалог между ними. Скорее всего, я буду противопоставлять фотографию и скульптуру, материя которой будет присутствовать в изображении, скульптуру, которая будет стоять лицом к лицу с фотографией.

Фото: Francesca Piqueras

В этих элементах есть нечто, символизирующее свободу, как мне казалось в детстве. В своих одиноких скитаниях — потому что я была очень одиноким ребёнком — я внимательно наблюдала за землёй, за тем, как она горит, за огнём в скульптурах моего отца.

Я думаю, что, если вы художник, не может быть искренней работы, если вы не смотрите на то, что резонирует внутри вас, что вы можете спроецировать на тему, которая является универсальной, элементарной, фундаментальной, которая касается всех нас. Именно там может проявиться эмоция в произведении искусства, если, конечно, человек хочет сделать произведение искусства, несущее эмоции.

Фото: Francesca Piqueras

Как вы готовитесь к съёмкам? Сколько времени они обычно занимают?

Мне посчастливилось раз в год участвовать в персональной выставке, так что я могу сопоставить свою работу с точкой зрения зрителей. Мне повезло наблюдать за этим, и именно здесь я нахожу ответ, когда дело доходит до следующего проекта. Затем, как минимум год уходит на поиск места, организацию логистики и собственно работу. Сейчас я живу в Италии, в окружении материи: мрамора, воды и так далее. Это целая лаборатория!

Фото: Francesca Piqueras

Какое значение в ваших работах имеет масштаб — или размер отпечатков?

Для меня очень важно, чтобы изображения имели определённый размер, чтобы придать им масштаб монументальности: то, что я фотографирую, чаще всего одновременно огромно и очень выразительно. Вы должны чувствовать это, воспринимать это. Вы должны ощутить физическое прикосновение. В большом отпечатке вы получаете более прямой доступ к эмоциям, драмам, материи. Вы почти физически проникаете в изображение.

Фото: Francesca Piqueras

Видите ли вы на себе влияние других фотографов? Связываете ли вы свои работы с какими-либо другими фотографами?

Нет, я чувствую влияние живописи. Будучи дочерью художника и скульптора, я испытала сильное влияние этой среды. В живописи нужно смотреть не только на то, что изображено. Вы должны искать мысль художника.

Это похоже на письмо. Для того, кто смотрит произведение искусства или читает книгу, существует очень важный творческий процесс, в котором художник или писатель предлагает и в котором чтение произведения подразумевает историю зрителя, его прошлое, его культуру, его травмы и личные ссылки. Именно зритель представляет себе и проецирует то, что он видит или читает.

Фото: Francesca Piqueras

В ваших работах часто трудно оценить масштаб. Океаны, карьеры, танкеры, нефтяные и буровые станции, все они очень массивны — а мы (люди) выглядим словно карлики. Почему вы решили сосредоточиться на масштабе?

Масштаб необъятных элементов или структур, которые я фотографирую, парадокс уязвимости человека и силы его разрушения. Колоссальный размер структур предполагает силу и изобретательность человека, а когда я показываю отказ от них, их разрушительную силу, возникает мысль об их уязвимости.

Именно в этом масштабе, как мне кажется, лучше всего выражается конфликт между человеком и природой.

Фото: Francesca Piqueras

Существует ли у вас политический дух, который хочет что-то сказать в ваших работах? Или вы преследуете только эстетические цели?

Поскольку я фотографирую вмешательство человека, очевидно, что здесь присутствует политическая позиция, если определить политику как организацию социальной группы, которая может подразумевать негативные или позитивные силы в игре, в зависимости от точки зрения.

Я больше придерживаюсь эстетики в смысле красоты, эмоций, чувств, ощущений. Но мой эстетизм не противопоставляется мышлению, размышлению или точке зрения. Это не редукция мышления, когда красота уничтожает конфликт, насилие, противоречие. Это не редуктивный эстетизм, скорее экспрессивный и чувствительный, мощный и визуальный.

Фото: Francesca Piqueras

Как изменилась ваша работа за последнее десятилетие? Влияют ли на ваши работы более совершенные цифровые камеры?

Если сравнивать с моей первой камерой, то да, чёткость гораздо лучше. Но я не хочу стерилизовать свою работу через слишком технически совершенные фотографии, которые, как мне кажется, создают некую дистанцию, а это не то, к чему я стремлюсь. Определённые дефекты меня не беспокоят, и они всегда будут существовать, учитывая то, как я работаю.

Я делаю акцент на атмосфере. Что, на мой взгляд, подразумевает почти постоянную недоэкспозицию, которая, в свою очередь, приносит несовершенства — это мои друзья.

Ещё больше работ автора: francescapiqueras.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзенTelegram и YouTube