Владимир Юрьевич Вяткин родился в Москве, СССР 29 января 1951 года — российский фотожурналист. В США и Европе фотографа называют одним из величайших фотожурналистов России, его фотографии не только документальны, но и художественны в плане техники. Владимир Юрьевич Вяткин является почётным членом Союза фотохудожников России. А в своем творчестве фотограф предпочитает подымать общественно-социальные темы, искусство и спорт. Благодаря ему, появилась такая стилистика съемки, как неопикториальная фотография.
«То, чем я занимаюсь сегодня, я называю неопикториализмом. Приставка «нео-» означает новые технологические приемы, связанные с современными технологиями — и оптическими, и стилистическими. Возрождение пикториальной фотографии, но в иных временных рамках. Основа моего творчества — это классическое искусство — реализм. Но я очень люблю импрессионистов. У них есть внутренняя свобода — то, чего не имеют прочие направления», — Владимир Юрьевич Вяткин.
Про фотосерии снятые Владимиром Юрьевичем Вяткином, как-то сказали следующее:
«Превосходное владение стилистическими приемами и свой, особенный взгляд на мир вокруг позволяет ему снимать так, как никто другой, и по праву считаться самым творческим фоторепортером».
Владимир Юрьевич Вяткин с самого детства был связан с искусством. В детстве увлекался музыкой и живописью, а в 1968 году после окончания школы-интерната он поступил работать в Агентство печати «Новости» (АПН) в качестве фотолаборанта, а затем и ученика художника.
В 1971—1973 годах Владимир Юрьевич Вяткин был призван на службу в ряды вооруженных Сил СССР. А после окончания своей воинской службы он вернулся работать в АПН, где и работает по настоящее время в качестве специального фотокорреспондента Дирекции Фотоинформации РАМИ РИА Новости.
В 1979 году Владимир Вяткин стал членом Союза журналистов СССР. В 1981 году Владимир Вяткин закончил вечернее отделение факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. А через четыре года, в 1985 году, Международная организация журналистов (IOJ) присвоила Вяткину статус «Международный мастер фотожурналистики».
С 1983 года великий фотожурналист преподает фотожурналистику на факультете журналистики МГУ и в Академии дизайна.
С 2004 года Владимир Вяткин является академиком Международной гильдии фотографов средств массовой информации.
«Я снимаю сердцем и душой. Так было всегда и так есть. Если бы я не занимался в детстве музыкой, живописью, графикой, если бы я не любил историю, географию, не любил женщин и детей своих, вряд ли я бы дошел до фотографии. Я отлично понимаю, ради чего я живу. Тот результат, к которому я сегодня пришел, — это компенсация за мои жизненные неурядицы. Ничто не дается просто так. Это работа. Повседневная, ежечасная», — Владимир Юрьевич Вяткин.
Фотограф многократно участвовал в специальных проектах для журнала National Geographic. Он снимал фоторепортажи во многих горячих точках планеты, в том числе в Никарагуа, Афганистане, Чечне.
Кроме того, Владимир Вяткин — шестикратный лауреат международного фотоконкурса World Press Photo, а еще, он трижды избирался в члены международного жюри этого конкурса.
Он стал лауреатом и призером многих международных фотовыставок и конкурсов. Его работы неоднократно были отмечены на конкурсе «World Press Photo» в Голландии, «Mother Jones» (США), «Великая стена» (Китай), спортивных конкурсах в Швейцарии, Франции, Японии, а в 2003 году он получил «Золотой приз» Саддама Хусейна (Ирак), а также был многократным обладателем гран-при конкурса «Серебряная камера» в 2003-2013 годах (Москва).
А еще, Владимир Вяткин — не только фотожурналист с мировым признанием, но и талантливейший учитель. За свои более чем 30-лет стажа преподавания — количество его учеников стало измеряться тысячами. А среди его учеников выросли очень известные фотографы, такие как: Дмитрий Астахов — личный фотограф Дмитрия Медведева; Василий Шапошников — фотокорреспондент ИД «Коммерсантъ»; Сергей Шахиджанян — фоторедактор и фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, работал фотокорреспондентом газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда». Преподаватель МГУ; Александр Тягны-Рядно — фотокорреспондент газет «Известия», «Собеседник», автор 13 книг, 40 персональных выставок в России и за рубежом; Василий Прудников — создатель культурного проекта «РУСС ПРЕСС ФОТО»; Александр Степаненко — председатель Мурманского отделения СФХ России; Вячеслав Прокофьев — фотокорреспондент Фотохроники ТАСС; Дмитрий Линников — фотограф и преподаватель МГУ; Алексей Кошелев — театральный фотограф.
В 2011 году Владимир Вяткин был награждён Орденом Дружбы.
За последние несколько десятилетий Вяткин создал замечательную работу, посвященную конфликтам и гуманитарным последствиям войны. Его потрясающе красивые изображения принесли ему всемирное признание, а некоторые из его работ будут представлены в этом большом интервью. В интервью ниже Владимир Вяткин подробнее расскажет о том, что его привлекло к фотографии, и о последствиях своей карьеры фотожурналиста на протяжении всей жизни. Он специально обсуждает свой проект «Солдатский труд», который в основном и опубликован в этой статье.
Заявление фотографа
Война — крайнее проявление политических разногласий, межэтнических, расовых и религиозных конфликтов. Война — это физический и моральный барометр любой нации и инструмент оценки уровня здравого смысла и интеллекта. Война убивает лучших людей и влияет на генофонд всех сторон.
Солдаты — главная сила и главные действующие лица любой войны. Довольно часто их жизнь служит разменной монетой для чьих-то политических амбиций и перспектив.
В серии «Солдатский труд» представлены стандартные изображения солдат всех стран и народов, которые остаются верными своему профессиональному долгу и присяге на военную службу. На этих фотографиях изображены солдаты с начала 20 века до наших дней. Они отдают дань памяти тем, кто погиб во время Первой мировой войны сто лет назад, тем, кто защищал свои идеалы и победил нацизм в 1945 году, а также современным, часто профессиональным солдатам.
Эти фотографии были сделаны Владимиром Вяткиным, резервистом, который воочию был свидетелем самых разных вооруженных конфликтов: Вьетнам (1979), Афганистан (1980), Никарагуа (1986), Югославия (1993-1996) и Чечня (1999-2004). Его профессионализм и стиль отражены в этих 30 снимках, сделанных с 1980 года по сегодняшний день. Они посвящены солдатам, фотографам и операторам, которых автор считает своими учителями и которые внесли свой вклад в это бесценное визуальное наследие войн 20-го и 21-го веков.
Почему вы решили стать фотографом? Что так важно для вас в фотографии?
Владимир Вяткин: Я начал заниматься фотографией в 17 лет. Это произошло случайно.
С 7 лет я занимался музыкой, рисованием и спортом, а еще я любил географию, историю и литературу. Я учился в детском доме, причем все мои одноклассники интересовались кино и фотографией, кроме меня. По окончании учебы в детдоме я не сдал экзамены в МГУ. Вместо этого я устроился работать в фотолабораторию всемирного информационного агентства Sputnik. С того первого дня августа 1968 года по сегодняшний день работаю в этом агентстве. Я начинал как рабочий, а теперь я многолетний фотожурналист.
Для меня фотография — это мистицизм, магия, мистификация жизни. Все увлечения и увлечения моего детства сформировались в одну профессию. Хотя профессия не принесла мне счастья в личной жизни, я завидую себе, что смог сделать одну из самых выдающихся карьер в мире, и все это было основано на интересах и мечтах моей юности.
«Солдатский труд» — это увлекательная работа, которая свидетельствует о жизни солдат, которые остаются верными своему профессиональному долгу и присяге на военную службу. Что делает эту работу такой важной для вас?
Владимир Вяткин: почти 40 лет я фотографирую тему, связанную с моей любовью к музыке, искусству, литературе: эта тема называется «Музыка войны». В конце концов, фотография XXI века — это искусство знаков и символов, метафор и философских размышлений, как оттенки мажорных и минорных аккордов в музыке. Хочу видеть эту музыку на своих фотографиях.
Но «Музыка войны» — это особая тема, самое страшное для меня на войне — это тишина, за которой скрывается смерть. Один звук выстрела — и человек мертв. Мне еще не удалось передать ужас этого молчания — поэтому продолжаю работать.
Как вы думаете, фотография может нести что-то важное, какое-то значение? В чем вы видите силу фотографии и как она продолжает вас вдохновлять?
Владимир Вяткин: для меня фотография — это образ жизни и смысл моей жизни. Фотография имеет большой потенциал для выявления проблем, существующих в мире. Умная фотография может быть на полшага впереди события. Это может изменить наше понимание мира. Но она сама по себе не может решить проблему войны и мира.
Тем не менее, сила фотографии в том, как она может привлечь внимание зрителя с помощью бесконечного разнообразия эстетических стилей. После первоначального увлечения я хочу передать языком фотографии всю глубину мыслей, содержащихся в словах Чехова, Толстого, Достоевского. К сожалению, современная фотожурналистика не демонстрирует такого творческого мышления. Вместо этого она фокусируется только на сухом, документальном, летописном видении жизни.
К сожалению, я считаю, что большинство фотографов — даже лучшие в мире — больше заинтересованы в том, чтобы доказать друг другу, что они могут делать снимки, а не в том, чтобы проверять границы среды и видеть, может ли фотография отражать, философствовать и взаимодействовать с серьезные проблемы.
Вы были постоянным свидетелем человеческого горя и боли. Отключаете ли вы в себе эмоциональное поле — или у вас есть другой способ представления своего отношения к предметам съемки? Роберт Капа сказал: «Если ваши фотографии недостаточно хороши, это потому, что вы недостаточно близко». Какое расстояние вы считаете правильным для передачи настроения?
Владимир Вяткин: Роберт Капа, в общем говорит правильные вещи, но для меня есть концепция — тематическая дистанция — присущая каждой серии. Если вы нарушите ее, вы можете сделать абсолютно ужасные вещи для невинных людей и оказать большую медвежью услугу героям ваших фотографий (и себе).
Я также всегда придаю кардинальное значение поддержанию своей морали. Возможно, это означает, что я не умею фотографировать каждую минуту, поскольку иногда моя совесть идет вразрез с моими профессиональными обязанностями. Это означает, что, в отличие от некоторых моих коллег, иногда я забываю, что у меня на груди есть фотоаппарат, и вместо этого думаю только о помощи другим.
Я на секунду забываю о своей роли фотографа и вместо этого сосредотачиваюсь на том, чтобы быть человеком — общаться с окружающими несмотря на то, что из-за этого я могу пропустить свою фотографию.
Как вы относитесь к пристрастности и предвзятости? Может ли фотография быть объективной или мы должны просто отказаться от этого понятия?
Владимир Вяткин: любое искусство — это искусство обмана. Возьмем, к примеру, литературу: слово — это самый важный инструмент в искусстве обмана. Но сразу после этого выложим фотографию. Если вы не умеете жульничать, вам нечего будет делать в фотографии. Хотя идея «документального кино» является основой, каждый фотограф субъективен в оценке окружающего момента. Единственная объективность, как мне кажется, — маленький ребенок с любительской камерой. Ребенок еще не умеет лгать — его наивное мировоззрение является наиболее объективным проявлением жизни из существующих.
Вы неоднократно упоминали о влиянии литературы на ваше творчество. Кто из фигур (нефотографических), вас вдохновил?
Владимир Вяткин: у меня таких фигур очень много — у каждого хорошего фотографа должно быть много учителей. Например, я вырос на классической музыке, и их понимание мира окрашивает мое собственное. Свою визуальную культуру я узнал от русских художников-реалистов. Еще я люблю импрессионизм в живописи. Меня интересует современный театр и драма, особенно постановка сцены.
Вы были удостоены нескольких самых престижных наград в отрасли. Как вы думаете, вы уже сделали свою «фотографию на всю жизнь», или это постоянная охота?
Владимир Вяткин: Я, конечно, все еще ищу свою «лучшую фотографию, снятую при жизни», иначе бы перестал работать! Совершенство бесконечно. Тем не менее, я чувствую, что уже приблизился к этому.
Вы преподаете фотожурналистику в МГУ с 1981 года. Что вы видите в молодых фотографах, что вас обескураживает или обнадеживает? Как развивается фотография и каково ваше видение ее будущего в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Владимир Вяткин: общая доступность технологий для современной фотографии снизила ее ценность — особенно то, как цифровые медиа дали каждому возможность создавать изображения в любое время. Но, возможно, это вовсе не фотография.
Как я уже упоминал, я сторонник экспериментов, но считаю, что в современной фотографии слишком много безвоздушных интеллектуальных попыток, не основанных на знаниях жизни или даже фотографическом опыте. В изображениях должны быть какие-то вечные ценности, которые выражают внутреннее ощущение времени и бытия. Даже фотожурналисты и создатели документальных фильмов сегодня так соблазняются фотографировать то, что лежит на поверхности, что улавливают только приятную внешнюю фактуру.
На протяжении многих лет я с нетерпением ждал того дня, когда в современной фотожурналистике появятся образованные, умные, чувствительные люди. Но Бог не даровал нам столько глаз. Есть те, кто хочет видеть и снимать, но делает это без души и сердца. Есть также люди с душой, которые не видят. Сочетание этих даров является основой моего видения будущего фотографии.
—Владимир Вяткин, интервью.
Премии
- 1983, World Press Photo, Honorable mention, Arts and Sciences («За кулисами большого балета» из серии. Театр Станиславского и Немировича-Данченко. Москва 1982 г.)
- 1985, World Press Photo, 1st prize, Science & Technology stories («Добрые руки доктора Немсадзе» серия. Вахтанг Немсадзе — главный врач детской клинической больницы г. Москвы. Москва, 1980—1985 г.)
- 1985, World Press Photo, 2nd prize, Daily Life («Телохранитель». Aфганистан, Кабул. Апрель, 1980 г.)
- 1988, World Press Photo, diplom («Красный флаг на Красной площади». Демонстрация мощи Советской армии на военном параде. Москва, май 1988 г.)
- 2000, World Press Photo, 3rd prize, General News stories («Ночной артобстрел». Серия о чеченской войне. Чечня, Россия. Март-апрель 2000 г.)
- 2003, World Press Photo, 3rd prize, Sports Features («Девушки. Рыбы и птицы». Из серии о российской команде синхронному плаванию Март, 2003 г. Москва, Россия)
- 2007, World Press Photo, 3rd prize, Daily Life («101-й день рождения». Основатель ансамбля народного танца СССР — легендарный балетмейстер Игорь Моисеев дома с женой Ириной. Москва, 2007)
- 2003, Серебряная Камера — Гран-при в номинации «События. Повседневная жизнь» («Девушки и птицы»).
- 2004, Серебряная Камера — Гран-при в номинации «События. Повседневная жизнь» (Профессия Солдат).
- 2004, Серебряная Камера — Гран-при в номинации «События. Повседневная жизнь» (Юношеские игры с мужским характером).
- 2004, Серебряная Камера — Гран-при в номинации «События. Повседневная жизнь» (Ощущения весны).
- 2005, Серебряная Камера — Гран-при в номинации «Лица» («Уходящее поколение»).
- 2008, Серебряная Камера — Гран-при в номинации «Лица» («Властители музыкальных сфер. Характеры и настроения от piano до forte»).
- 2008, Серебряная Камера — Гран-при в номинации «Лица» («Поколение Василия Аксенова»).
- 2011, Серебряная Камера — приз Правительства Москвы. («Валькирия» Рихарда Вагнера в крупных планах американского дирижёра Кета Нагано).
- 2012, Серебряная Камера — Гран-при в номинации «Лица» («Поколения Москвы в лицах»).
- 2013, Серебряная Камера — Гран-при в номинации «События. Повседневная жизнь» («Эхо истории. Мировая культура в лицах»).
[vladimir-vyatkin.photographer.ru]
Следите за новостями в наших социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube