Артур Каюков (Artur Kayukov) фотограф-портретист из Санкт-Петербурга. С 2018 года резидент сообщества профессиональных фотографов 35photo и член «Лиги профессиональных фотографов», а также финалист V международной фотопремии.
В этой статье Артур Каюков рассказывает о том, почему в его работах нет, либо очень мало Photoshop. «Я строго придерживаюсь определения слова «фотография», — делится Артур Каюков о своих навыках работы с камерой и нежелании тратить много времени на постобработку. Он не из тех, кто любит часами редактировать одно фото на своем ПК, и находит определенное очарование в неотредактированных изображениях. Считая, что красота несовершенна, а асимметрия делает нас уникальными. Фотограф рассказал редакторам Thephoblographer о том, что заставило его начать серию портретов «Без Photoshop» и почему в наши дни он больше придерживается этой идеологии.
Вопрос о том, обрабатывать ваши изображения или нет, двояк. Я не сужу о навыках фотографа потому, может ли он создать хорошее изображение без редактирования. Мы приобретаем навыки постобработки с течением времени и с большим количеством проб и ошибок. Но неправильно ожидать, что за хорошими фотографиями всегда будет какая-то постобработка. Многие талантливые фотографы могут и уже сделали потрясающие изображения без Photoshop.
Более того, современные камеры позволяют нам делать гораздо больше, не загружая файлы в программное обеспечение для редактирования. Я бы не сказал, что постобработка — это дополнительная рутина, но мне нравится фотографировать так, чтобы редактирование сводилось к минимуму или, чтобы можно было и вовсе избежать его.
Фотограф Артур Каюков стремится создавать лучшие из своих работ, не сидя за компьютером, а снимая сразу в студии. Он хочет изменить представление о том, что фантастических фотографий можно добиться только с помощью Photoshop. И в этом подробном интервью он рассказывает о причинах этого.
Привет Артур. Расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как вы пришли в фотографию.
Артур Каюков: здравствуйте, прежде всего, я хотел бы поблагодарить вас за вашу работу; ибо то, что вы делаете, — тяжелая работа, и это благородно. Вы объединяете людей, помогаете обмениваться опытом и мнениями, показываете разные философии, разные подходы, разные стили, разные направления. Это очень важно; позволяет расширить границы; кто-то может найти вдохновение. Еще раз спасибо за это.
Я буду рад ответить на ваши вопросы; постараюсь рассказать вам о своей философии и методах, которых придерживаюсь, когда делаю новый снимок, давайте приступим. Я плохой рассказчик, но я попробую.
Некоторые из моих друзей называют меня «мастером света и тени», но я не считаю себя мастером. Мне еще далеко до такого высокого статуса; но мне нравилось, как они ко мне обращаются. Я делаю минималистичные портреты и немного фотографирую ню. Стараюсь схватить то, что хочу показать зрителю светом, и спрятать в тени то, что не хотелось бы показывать вовсе. Тогда ничто не отвлекает моего зрителя от главного, от человека в кадре, и зритель видит только то, что я хотел ему показать.
Вот почему мне нравилось, как меня звали друзья. Это довольно точные слова. Я стараюсь играть со светом и тенью, что-то выделять, что-то скрывать. Вы можете сказать, что я строго придерживаюсь определения слова «фотография». Надеюсь, все помнят, что с греческого «фотография» переводится как «фос, фото» — свет и «графо» — пишу. Фотография — это световая живопись, и это именно то, к чему я стремлюсь, что стараюсь делать. Это то, чем я люблю заниматься, но до «мастера света и тени» мне далеко, но я благодарен своим друзьям за такие слова.
Если говорить о том, как я к этому пришел, то тут все просто. Однажды я сделал несколько чертовски плохих фотографий. Это были важные фотографии для меня, но они были испорчены. Но можно было легко все исправить вовремя съемки, подсказать, как лучше встать, куда повернуться, скорректировать расположение в пространстве, задать настроение позой, поддержать акцентами.
В тот момент я огляделся вокруг и увидел, что многие люди с фотоаппаратами относятся к своей работе как к некоему ремеслу, используя ситуацию, момент, важность события или просто потребность человека в фотографии. Они просто фиксируют картинку, не обращая внимания на детали, бездушно, как робот, нажимающий на кнопку фотоаппарата.
В тот момент мне захотелось что-то изменить, хотя бы для себя, среди своего окружения. Захотелось научиться делать самые обычные, простые, но приятные глазу фотографии, чтобы было приятно смотреть на героя кадра. Постараться, чтобы самый обычный человек, которого никогда раньше не фотографировали, выглядел гармонично.
А когда я окунулся в мир фотографии, то порадовался тому, как много фотографов в мире и вокруг меня, которые старались, переживали за свои изображения. Видимо тогда, много лет назад, мне просто не повезло с фотографом, который меня фотографировал, но именно благодаря ему я познакомился со многими хорошими, творческими и талантливыми людьми.
Какую фототехнику вы используете в своей работе?
Артур Каюков: я использую Nikon D750 в сочетании с объективами AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G и AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G. Это самый оптимальный набор, покрывающий практически все потребности и доступный по цене.
Камера Nikon D750 была анонсирована еще в 2014 году. В ней нет всего, что можно найти в современных камерах: автофокус по глазам, матричной стабилизации, улучшенного байонета, позволяющий использовать более качественную оптику или качественной записи видео 4К. Зато Nikon D750 отлично показывает себя в студийной съемке, имеет хороший динамический диапазон, хорошую матрицу, изображения хорошо тянутся в тенях, и на сегодняшний день эта камера справляется со своей задачей на все 100%.
Для меня выбор камеры был самым простым шагом, так как я уже знал, что буду фотографировать людей в студии, поэтому зашел на сайт DXOMARK. Я посмотрел, у каких камер лучший сенсор для съемки портретов и их стоимость. Камера Nikon D750 на тот момент оказалась оптимальным вариантом, и сегодня она меня полностью устраивает.
Хочется отметить, что для студийной фотосъемки с импульсным светом характеристики камеры уже не так важны, как, например, при репортажной, концертной съемке. Если вы планируете фотографировать только в студии, на покупке фотоаппарата можно сэкономить приличную сумму денег, взяв камеру попроще, ведь съемка в студии происходит не спеша, в идеальных для камеры условиях. Студии не нужны навороченные сенсоры и алгоритмы автофокуса, сенсоры, способные выдавать качественный результат на высоких ISO, стабилизация сенсора, большой буфер для хранения снимков и быстрые процессоры для серийной фотосъемки, а это как раз самое дорогое дело в камере.
Да, конечно, отличия будут, но они будут не критичны, и многие разницы вообще не заметят. А вот с линзами все сложнее. Для каждой задачи, для каждого стиля свой объектив, кому-то удобны фиксы, кому-то зумы, кому макро. Кто-то любит снимать на широком ракурсе, кто-то наоборот; тут все очень индивидуально. Я остановился на объективе AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G, легком, дешевом и хорошем объективе с хорошей контрастностью и хорошей детализацией.
Иногда для женского портрета такая детализация даже излишняя. В то же время такое фокусное расстояние прощает некоторые ошибки при компоновке кадра, поэтому с этим объективом легко работать. Он как лучший друг; поможет, если вы что-то сделали не так, не капризничает и не отчитывает, не вносит сильных искажений в геометрию. За свою стоимость это, наверное, один из лучших объективов.
А вот объектив AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G мне не нравится, может просто неудачный экземпляр попался, но картинку делает плохо. Картинка скучная, с низкой детализацией, до f2.2 сильные хроматические аберрации. Я использую его как запасной объектив, если мне не хватает места в студии или я хочу омолодить модель и внести немного дисторсии. Вот и весь мой комплект, который я беру с собой, когда иду в фотостудию.
Иногда к этому списку добавляю ноутбук, если это какая-то сложная съемка, где свет сложный, когда мне нужно сразу увидеть фото большого размера с полным цветовым охватом, контрастом и яркостью, чтобы оценить, насколько все было хорошо. Или если мне нужно отдать отснятый материал сразу после съемки.
Студия – это наша мастерская, где мы уже можем творить, создавать свои фотографии, рисовать светом, и конечный результат будет зависеть от того, как оборудована студия и какое там оборудование. Поэтому к выбору студии следует подходить внимательно. Не каждая студия позволит вам получить то, что вы хотите. У каждой студии есть свои плюсы и минусы. Прежде чем выбрать студию, в которую вы пойдете, у вас должна быть четкая картина в голове, что вы хотите получить и что вам для этого нужно, какое оборудование вам понадобится.
Здесь имеет значение все и представленный свет в студии и характеристики, а также количество источников, какие светообразующие насадки представлены, есть ли отражатели (какие они по цвету, размеру, форме), есть ли ограничители для света, дополнительные стойки для подвесов, крепления, фотофоны и прочее. Этот список можно продолжать долго, даже когда не знаешь, что тебе может понадобиться в следующей съемке.
«Без Photoshop» — название говорит само за себя, но скажите, что побудило вас сделать серию фотографий на эту тему?
Артур Каюков: меня подтолкнуло на это моя лень. Я очень ленивый человек; мне лень сидеть за компьютером несколько часов, чтобы обработать фото, я люблю спать по ночам, а Photoshop занимает много времени.
А если серьезно, то меня мотивировала любовь к кадрам, не обработанным в Photoshop. Такие фотографии обладают неповторимым шармом; на них хочется смотреть, им веришь, им доверяешь, они неповторимы, в них чувствуется жизнь, мгновение, такие фото гораздо красивее, живее, богаче в восприятии, чего не скажешь об очищенных картинках в Photoshop, и самое главное, в таких кадрах у нас живой человек, не кукла или манекен, а человек.
Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.
Соцсети: vk.com/archi_spb
35фото: 35photo.pro/archispbphoto
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube