Выставка «По краям» — проект центра Department of Research Arts, который занимается художественно-исследовательскими проектами, посвященными пространству России. Новый проект центра рассказывает о жизни страны на ее окраинных и приграничных территориях.
Cвязанность пространства как в России, так и в мире неоднородна, и это приводит к возникновению современных форм территориального неравенства. Именно эта неоднородность, которая проявляется в том, что какие-то части страны более известны, а какие-то остаются «белыми пятнами», стала отправной точкой проекта. «Московская оптика» определяет во многом восприятие окраин, по отношению к которым чаще всего звучат управленческие призывы к освоению, развитию и интеграции с «большой землей». Очевидно при этом, что взгляд из «окраин» существенно отличается от «московской оптики», а в чем-то даже вступает с ней в конфликт. «По краям» ставит под вопрос господство одной оптики и предлагает рассмотреть многообразие взглядов. В выставку войдут документальные, этнографические и междисциплинарные проекты, которые активно обращаются к ресурсам художественного воображения, культурной памяти и мифологии.
Особенный интерес к территориям, которые традиционно воспринимаются как «отдаленные», «оторванные», «изолированные», возникает в условиях современного общества, в котором средства коммуникации стали органичной частью экосистемы человека и трансформировали восприятие пространства. Окраины сегодня близки, как никогда, но по-прежнему находятся на некоем отдалении. Они могут действительно располагаться у границы России, но подобные пространства можно встретить и внутри страны.
В выставке примут участие российские современные художники, а также социальные исследователи. Их объединяет междисциплинарный подход, который позволяет в конкретных проектах сочетать принципы художественных и социально-этнографических исследований.
Экспозиция займет один из павильонов ВДНХ — «Оптика», которому в ближайшее время предстоит реконструкция. Проект открывает документальная инсталляция Игоря Самолета, посвященная экономическим практикам Севера России 1990-х годов, — торговле меховыми головными уборами.
«Исследовательские анклавы», каждый из них представит результаты «пересборки» материала (документы, фотографии, зарисовки, полевые дневники, видео) о том или ином крае, составят ядро проекта. Например, в работе «Сан–Франциско» Елизавета Коновалова реконструирует образную связь между двумя городами, располагающимися по разные стороны Тихого океана — Владивостоком и Сан-Франциско. В формате малотиражного зина фотограф Макс Шер представляет «альтернативную историю» развития большого пространства, которое существует без какой-либо центральной и господствующей части и развитие которой, следовательно, определяется отношениями между составными краевыми частями. Александр Морозов покажет свою серию «Регистрация птиц», связанную с темой миграции. Представленная графика была сделана в Перми, Екатеринбурге и Владивостоке — городах, которые в разное время находились на краю «большого пространства». Художник и географ Софья Гаврилова покажет проекты перепланировки чукотских поселков, которые обсуждались в Советское время, а сегодня поселки находятся на грани исчезновения из-за береговой эрозии. В видеоинсталляции «Фейерверк на болоте» Сергей Прокофьев обращает внимание на пространство заброшенных деревень, которые приобретают черты «края» в силу изолированности от большой земли.
Важной частью проекта является «постоянная экспозиция», которая представит живописные работы Павла Отдельнова, Егора Плотникова, Евгении Буравлевой и фотографии Александра Гронского, Сергея Новикова и других. Все они — с разной степенью документальности — репрезентируют краевое пространство. Дополнением к ней является библиотечная зона, в которой можно погрузиться в историю российского пространства и ключевые соответствующие социально-философские теории.
Завершают экспозицию инсталляции и объекты, которые позволят испытать на себе ощущение нахождения в «краевом» пространстве. Природному конструированию пространства и его границ посвящены проект Ивана Напреенко, Николая Онищенко и Таисии Коротковой. Инсталляция «Граница леса» Ивана Напреенко исследует звуковой ландшафт краевых территорий, который сформирован взаимодействием человека и природы. Акустический опыт оказывается не менее важен, чем визуальный, в работе Николая Онищенко «Топь», где полевые записи скомпилированы из файлов готовых цифровых библиотек. Масштабное графическое полотно Таисии Коротковой также посвящено лесу, но уже как природной границе, обозначающей конец «большой земли», и как препятствию, с которым связана определенная мифология. Новая скульптура Максима Ксуты «Частная территория» — дом, выполненный из серого доломита, — символизирует ощущение присутствия на краю.
В рамках выставки пройдут мероприятия образовательной программы и экскурсии по выставке. К финисажу выставки будет выпущено специальное издание, в который войдут документации всех проектов участников и специально написанные тексты географов и исследователей.
Участники
Евгения Буравлева, Софья Гаврилова, Александр Гронский, Мария Груздева, Ольга Давыдова, исследовательская группа «Заповедник» (ФОМ), Елизавета Коновалова, Таисия Короткова, Максим Ксута, Икуру Куваджима, Александр Морозов, Иван Напреенко, Сергей Новиков, Валерий Нистратов, Николай Онищенко, Павел Отдельнов, Егор Плотников, Сергей Прокофьев, Игорь Самолет, Наташа Тимофеева, Максим Шер.