В наше время развитие рынка беззеркальных камер привлекает к ним все больше внимания не только со стороны начинающих фотографов и любителей, но и со стороны профессионалов. Последним, за многие года использования зеркалок, бывает сложно поверить в то, что новые технологии позволяют перенести прежний (а иногда и более продвинутый) функционал в гораздо более компактный корпус. Так как камера Sony A9 вышла весной 2017 года, обзоров на ее технические характеристики, такие как разрешение, используемые технологии и тому подобное, достаточно много. А в этом обзоре я хочу поделиться своим впечатлением от использовании камеры Sony a9 в разных подвидах репортажной и портретной фотографии.
Весь обзор будет выполнен в виде описания ощущений от конкретного вида съемки, что, на мой взгляд, позволит оценить сильные и слабые стороны камеры при использовании в реальных условиях.
Хочу оговориться заранее, что практически все съемки были проведены не в самых простых условиях. В моем распоряжении было две линзы: Sony FE 85 mm f/1.4 GM и Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA, которые практически всегда использовались в следящем режиме автофокуса по широкому полю.
Свадебная съемка
При съемке портрета крупным планом у окна никаких проблем с фокусировкой не возникло, камера (как и следовало ожидать) цепко ухватила фокус. Я использовал следящий автофокус с широкой зоной, который без проблем определил лицо модели. Перемещения в момент съемки камера легко отслеживала и позволила получить серию снимков с точным фокусом. Съемка велась на полностью открытой диафрагме F 1.4 при небольшом расстоянии до модели (практически на минимально возможном для этого объектива) и это не повлияло на точность. Отдельно хочу отметить цветопередачу и работу автоматического баланса белого — оба параметра четко передали цвета сцены. Кстати, в настройках баланса белого есть очень удобная дополнительная коррекция, позволяющая более творчески его настроить. В этом подменю вы можете выбрать такие приоритеты как: нейтральный баланс белого, баланс с учетом атмосферы, баланс с приоритетом белого цвета. Это особенно удобно при съемке в JPEG, когда последующая правка изображения (а тем более цветов) сводится к минимуму.
Снимок пары в рост был усложнен плохими условиями освещения и смешанным балансом белого (слева от моделей окно, справа вверху люстра с лампами накаливания, плюс все это переотражается в красных стенах и потолке зала). В этой ситуации фокус и баланс белого также отработали без нареканий.
Крупный план невесты был снят в контровом освещении окна, при очень близком расстоянии между камерой и моделью, что могло повлиять на точность фокусировки, однако и в этой ситуации фокус отработал отлично.
В целом, скорость и точность фокусировки очень порадовала. Отдельно хочу отметить, что все снимки сделаны со следящим автофокусом по широкой зоне. В момент съемки это позволяет сразу сосредоточиться на кадрировании изображения, а наведение резкости оставить автоматике. Так же, подобный подход позволяет практически мгновенно (без перекадрирования) снимать динамичные сцены.
Съемка модели в динамике
Первая серия снимков была сделана на широкоугольный зум-объектив Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35mm f/4 ZA с изменением фокусного расстояния в момент съемки от 35 мм до 16. Параллельно с зуммированием и движением модели я так же перемещался, меняя высоту и угол съемки (тут очень помог поворотный экран камеры, без него так не получилось бы). На камере были установлены следящий режим фокусировки по широкой зоне, максимально открытая диафрагма, серийная съемка (при использовании механического затвора скорость съемки падает с 20 до 5 кадров в секунду). Но даже при 5 кадрах в секунду серия получилась достаточно насыщенной кадрами. Стоит отметить, что не все кадры получились идеально резкими, на некоторых снимках камера чуть сбилась, но быстро исправилась. Использование подобных настроек и стиля съемки придется по-душе репортажным, детским, свадебным фотографам и фотографам, снимающим моду. Плюс, всегда можно включить электронный затвор, который позволит делать до 15 кадров в секунду при несжатом RAW и до 20 кадров в секунду при сжатом RAW (количество кадров в секунду зависит от установленной выдержки).
В этом сюжете модель двигалась по направлению к камере, причем достаточно интенсивно. Для более сложного тестирования скорости и точности автофокуса я использовал объектив Sony FE 85 mm f/1.4 GM на максимально открытой диафрагме, режим фокусировки, как и в предыдущей серии, был выбран следящий по широкой зоне. При работе фокуса, камеру не смутил ни контрастный и сложный задний план, ни передний, она с легкостью поймала лицо модели и вела его на протяжении всей серии.
Съемка этой серии вызывала у меня самые большие опасения, так как модель очень сильно изменяла свое расстояние относительно камеры, плюс к этому, я так же менял угол съемки в процессе. Однако, камера отлично отработала все кадры, несмотря на то, что использовался Sony FE 85 mm f/1.4 GM на максимально открытой диафрагме.
Финальные снимки стали очень сложным испытанием для камеры по причине очень маленькой глубины резкости объектива Sony FE 85 mm f/1.4 GM на максимально открытой диафрагме и динамично двигающейся модели. К сожалению, тут промахов с резкостью уже больше, чем в предыдущих сюжетах. Однако, большое количество кадров в серии все же позволяют выбрать эмоциональные и живые снимки.
Съемка в студии велась с использованием постоянного света, чтобы проверить не только точность автофокуса, но и посмотреть как камера отрабатывает более высокие ISO по сравнению с условиями достаточного освещения. При малой глубине резкости промахи фокуса достаточно распространенное явление и в целом, Sony a9 отлично себя показала. Ошибок было совсем немного, а случались они исключительно когда лицо модели было скрыто волосами. Что касается ISO, то освещения пилотным светом студийной вспышки вполне достаточно для получения снимка хорошего качества.
Подводя итог, хочется отметить, что камера ошибается с фокусировкой только в довольно сложных условиях съемки, таких как очень маленькая ГРИП из-за близкого расположения динамично движущегося объекта и при быстром зуммировании объектива. В более статичных сюжетах, таких как студийная съемка, ошибок с фокусировкой не происходит. Что касается цветопередачи снимков во всех сериях, хочется отметить правильную и четкую работу автоматического баланса белого, никаких критических сдвигов, мешающих восприятию фотографий не произошло. Динамический диапазон камеры достаточно широкий, что при некоторой корректировке RAW позволяет получить естественную картинку даже контрастных сюжетов.
Съемка спорта при недостаточном освещении
Эта серия была снята в вечернее время. В условиях недостаточного освещения и слабого контраста, камерам довольно сложно ловить фокус, тем более на быстро движущихся объектах. Так что этот тест стал для меня очень показательным. Даже несмотря на изменение расположения героя и его быстрого приближения к камере, Sony A9 прекрасно справилась с задачей, проследив за главным героем от начала и до конца трюка. По моей вине, полностью избежать смаза от движения не удалось (нужно было установить выдержку еще короче чем 1/200).
В этот раз камера показала себя на высоте. Несмотря на очень плохое освещение (для получения снимков пришлось выставить выдержку 1/200 при диафрагме F4 и ISO 20 000), фокус отработал отлично, полностью проследив за главным героем (режим автофокуса остался неизменно следящим по широкому полю кадра). К слову сказать, подобное увеличение ISO достаточно сильно сказывается на качестве снимков, но его более чем достаточно для публикации в сети.
Конечно же, при лучшем освещении результат был бы гораздо более впечатляющий, но именно такие экстремальные условия и позволяют оценить возможности камеры.
Съемка жанрового портрета при слабом освещении
Для очередного теста камеры также были выбраны условия недостаточной освещенности. Но на этот раз, хотелось чтобы камера следила за главным героем, который находится не в центре кадра, плюс, перед камерой находятся предметы, частично его перекрывающие. В момент серийной съемки я сильно менял свое расположение относительно героя, смещаясь то в стороны, то ближе/дальше от него. Все эти усложняющие маневры не помешали сделать резкие снимки.
Данные портреты так же сделаны с использованием серийной съемки со следящим автофокусом. Сложность для камеры была в том, что объект находился на грани ближайшей дистанции фокусировки объектива (что очень уменьшало ГРИП), но и тут все изменения в позе остались резкими.
Съемка в театре
Все вы знаете, на сколько сложным и непредсказуемым может быть действие на сцене театра, и речь идет не только об освещении, но и динамике разворачивающихся событий. Также нельзя не сказать, что наличие бесшумного режима съемки является очень важным фактором. С учетом этих особенностей далеко не каждая камера позволит вам комфортно работать. Что касается съемки на Sony A9, то у меня не возникло совсем никаких затруднений. Первое, что необходимо отметить, что бесшумный режим (с использованием электронного затвора) не издает вообще ни единого звука, в первые моменты можно подумать, что камера не снимает вовсе!). Что касается быстро меняющегося освещения в кадре, то тут никак не обойтись без автоматической настройки ISO и коррекции экспозиции, что реализовано также очень удобно. Авто-ISO выбирается через быстрое меню камеры, а коррекция экспозиции осуществляется выделенным для этого специальным механическим диском, что позволяет быстро вносить корректировки, не прибегая к помощи меню. Даже в таких условиях съемки, следящий автофокус работает очень четко, позволяя быстро вести съемку, изменяя при этом композицию кадра.
Съемка модели в вечернее время
При съемке модельных тестов очень важно успеть поймать красоту и натуральность позы модели. Если делать подобные снимки по одному кадру, существует риск пропустить “то самое мгновение”, снимая по несколько дублей одну и ту же позу.
Но при использовании серийной съемки, шанс получить нужную картинку с первого дубля существенно возрастает. В этих сценах я использовал серийную съемку с частотой до 15 кадров в секунду, чтобы уловить естественность и легкость. Несмотря на вечернее время камера прекрасно фокусировалась, а увеличение ISO хоть и повлияло на качество снимков, но оставило их на очень достойном уровне.
Также мне понравилось как камера отрабатывает автоматический баланс белого в условиях смешанных цветов ночного города, все снимки получись приятные по цветам и атмосферные.
Заключение
Общее впечатление от камеры осталось очень приятным, я уверен, что она может стать прекрасным инструментом в руках не только любителей, но и профессионалов. Для этого в ней есть все, начиная от магниевого защищенного корпуса, до выделенных органов управления режимами съемки, фокусировки и настраиваемых кнопок для быстрого доступа к необходимым функциям.
Также присутствует отдельное механическое кольцо выбора скорости серийной съемки, что очень удобно. Не могу не отметить возможность подключения камеры не только по Wi-Fi и Bluetooth, но и по Ethernet кабелю, для быстрой выгрузки материала в сеть, что не могут не оценить репортажные и спортивные фотографы. Наличие электронного затвора и абсолютно бесшумной съемки пригодятся как репортажным фотографам, так и детским и свадебным фотографам, а так же анималистам. Кстати, электронный затвор имеет выдержку в 1/32 000 секунды, что позволяет снимать в яркую солнечную погоду на диафрагмах F1.4 и шире без применения ND фильтров. Что касается батареи, то ее заявленный ресурс составляет примерно 500 снимков. При интенсивной съемке 2х серий за один день, мне хватило заряда примерно на 2000 снимков (причем 2/3 из них были сняты через видоискатель, который потребляет больше ресурсов чем экран). Это свидетельствует о том, что измерять заряд количеством снимков не самая удачная идея=) Увеличить емкость можно используя батарейный блок или любой power bank.
Еще раз хочу отметить скорость и точность автофокуса, с учетом его работы практически по всему полю кадра, конкурентов среди зеркальных камер найти очень сложно. В условиях когда даже глазами видно плохо, камера умудряется поймать фокус там где нужно. Рабочий (коммерческий) диапазон ISO, по моему мнению, заканчивается на 6 400 — 12 800, однако художественные снимки можно делать вплоть до максимального значения ISO 204 800 (на мой взгляд, черно-белая картинка даже приобретает свой шарм). Что касается оптики, то на эту камеру без особой потери скорости и функционала через переходник становятся практически все линзы с системы А и EF. В целом, камера Sony A9 может стать прекрасным вложением в собственное развитие и на долгие года обеспечить фотографа ресурсом для любого вида съемок.