Здравствуйте! В сегодняшней статье речь пойдет о такой прекрасной насадке как стрипбокс (stripbox).
На мой взгляд, эта насадка очень сильно недооценивается начинающими фотографами, и при планировании световой схемы, ей отводится скромная роль создания контрового освещения на объекте (не подумайте плохо — я не в коем случае не против подобного ее использования). Но сегодня я хочу рассказать вам о других великолепных возможностях, которые нам дают стрипбоксы.
Сам я очень люблю использовать стрипбоксы для создания рисующего и моделирующего света. Этот светомодификатор позволяет получить прекрасный контраст и равномерное освещение на модели даже при поясном или ростовом портрете.
Казалось бы, что подобное освещение можно получить и от стандартного софтбокса (под ним я подразумеваю софт размерами 90Х120 см), но есть ряд очень важных отличительных особенностей использования стрипов. Они позволяют с небольшого расстояния достаточно равномерно и контрастно осветить модель, не давая паразитного освещения в сцене (как большие или стандартные софт боксы), что очень важно, например, при создании фотографии в низком ключе в небольшой студии, в которой, свет от большой насадки, разлетится по всему помещению, снизит контраст и осветит ненужные участки. Конечно с этим можно бороться, используя флаги, но иногда не стоит усложнять себе жизнь.
Итак, давайте вынесем основные отличительные черты стрипбоксов:
- Отлично контролируемый контраст, дающий возможность более тонко работать с заполняющим и моделирующим светом
- Относительно высокая равномерность светового потока, что очень важно в ростовой съемке
- Небольшой поток паразитного освещения, что позволяет не усложнять схему использованием флагов
А теперь давайте разберем свет на этих примерах:
При создании этой схемы использовалось 3 прибора HENSEL EXPERT D 500. В качестве рисующего (слева от модели) и моделирующего (справа от модели) освещения использовались HENSEL STRIPBOX 30 X 180, а заполняющим освещением послужил HENSEL SOFTBOX 90 X 120.
Рисующий свет установлен на расстояние около 0,5 метра от модели, чуть позади и слегка направлен на нее, что дало возможность получить очень контрастное освещение и прекрасно проработать фигуру модели. Так же, за счет подобного расположения блики получились довольно мягкими и плавными, подчеркивающими женственность.
Моделирущий свет так же находится на расстояние примерно 0,5 метра от модели, но в его расположении есть очень важный момент — он сдвинут чуть ближе к камере, относительно линии модели, что дало возможность получить плавный блик на теле, а иначе, блик очень остро очертил бы контур девушки, и никак не связался с рисующим светом.
Заполняющий свет расположен на журавле чуть левее от модели и ближе к камере, на высоте примерно 2-2,5 метра. Это позволило вытянуть слишком густые тени и немного “продлить” свет от рисующего источника, сделав освещение более равномерным.
Таким образом все три источника света связались в общую мягкую и контрастную картинку.
Так же, важным моментом в формировании равномерного светового потока является глубина стрипбоксов — чем насадка глубже, тем равномернее свет, и наоборот. Так что при использовании неглубоких стрипов можно получить очень сильно выраженный центр, работать с которым бывает ой как не просто.
Так же, в качестве примера, хочу привести снимок с отключенным заполняющим светом, чтобы вы могли воочию оценить контраст, полученный от двух стрипов и их взаимного расположения.
В качестве второго примера к статье я хотел бы рассказать об использовании стрипа как единственного источника света.
В данном случае стрипбокс установлен на журавле вертикально перед моделью на высоте около 2,5 метров, чуть слева, перпендикулярно камере и на расстоянии примерно 0,5-0,7 метра от модели.
Подобное его расположение открывает большое количество вариаций освещения. При расположении модели по центру стрипа мы получаем довольно контрастный и симметричный светотеневой рисунок, но при смещении к краям источника, симметрия нарушается, и одна из сторон модели плавно уходит в тень. Подобный прием позволяет моментально “менять” свет в кадре не прилагая никаких усилий.
Не лишним было бы отметить, что модель стоит примерно в 2х метрах от белой стены, хотя на фото стена темно серая. Это происходит из-за того, что паразитное освещение стрипбоксов достаточно мало, и почти не попадает на фон.
В заключение хотел бы сказать, что каждая схема достаточно уникальна в своем роде и должна отвечать необходимым задачам в съемке, и в последующих статьях мы будем знакомить вас с другими не менее интересными тонкостями работы со студийным оборудованием.
Автор статьи — амбассадор Hensel, рекламный фотограф Павел Молчанов
Гильдия рекламных фотографов