? Как вы начинали, ваши первые фотоаппараты
— Когда в студенческие годы я подрабатывал продавцом в супермаркете, то любил в обеденный перерыв полистать журналы на газетном отделе. Однажды в руки ко мне попал журнал о фотографии, меня увлекла статья об уличном фотографе из Лондона Мэтте Стюарте, но еще больше меня впечатлили HDR пейзажи (эта техника съемки тогда была очень популярна) и мне очень захотелось сделать нечто подобное. Пока я копил на камеру, то регулярно читал этот журнал, в нем было много полезной информации для начинающих фотографов. Поэтому, когда я купил свой первый фотоаппарат Сanon 450D с китом 18-55, то уже более менее ориентировался в том что такое выдержка и диафрагма. Кстати, ни одного HDR пейзажа я так и не снял.
? Ваши любимые фотографы
— Их много, поэтому выделю самых знаковых для меня. Энни Лейбовиц — потрясающий фотограф, она своим примером доказала, что в фотографии не обязательно останавливаться на чем-то одном. Она снимает обложки для Vogue, классические портреты, документалистику, в ее портфолио есть даже свадьбы и фотоарты с кучей компьютерной графики. Это невероятно талантливый человек, который меня очень вдохновляет. Далее уличный фотограф Мэтт Стюарт, я его уже упоминал выше. Я знаю, что есть масса более известных и именитых уличных фотографов, но искрометная сатира и юмор работ Мэтта всегда вызывают у меня восторг. Его снимки для меня очень близки, ведь именно с них началось мое увлечение фотографией. Еще один знаковый для меня фотограф — это Георгий Пинхасов. Это единственный русский фотограф, который состоит в Магнум. Подпишитесь на его инстаграм — он взорвет вам мозг! Его видение света и динамика сюжетов заставили меня совершенно по новому взглянуть на фотографию. Также могу назвать еще такие имена как Ричард Аведон, Хельмут Ньютон, Тим Уолкер — работы этих мастеров фешн фотографии меня всегда восхищали!
? Назовите книги по фотографии, которые следует прочитать
— Конкретно о фотографии, как виде искусства, я не читал книг; меня больше интересовали короткие и информативные статьи, а также биографические книги о фотографах (тут уж выбирайте кто вам больше нравится сами). А вот что касается технических аспектов фото дела, то я прочитал много всего, но выделю пожалуй «Живую Цифру» Павла Косенко и «Фотошоп для профессионалов» Дэна Моргулиса — это отличные книги, которые помогут вам более грамотно подходить как к съемке, так и к последующей обработке цифровых снимков. Для развития творческого видения рекомендую любую литературу, связанную с живописью, дизайном, архитектурой и т.п. Из этих книг вы узнаете много полезного о композиции и гармонии цвета, а также научитесь правильно «читать» изобразительное искусство, будь то картины великих художников или фотографии мастеров, которые ранее вам были непонятны.
? Дайте один или несколько советов начинающим фотографам
— Учитесь, развивайтесь и никогда не останавливайтесь! Регулярно смотрите хорошие фильмы и фотографии, слушайте качественную музыку и читайте книги — так вы развиваете свое ассоциативное мышление. Ровняйтесь на великих мастеров, изучайте их биографию (это очень важно), анализируйте их работы и пытайтесь понять, что стоит за снимком. Даже если на каком-то этапе своего творческого развития вы будете косить под кого-то (а так бывает в 99,9% случаев), то уж лучше косите под великого автора, чем под «соседа с майведа», как у нас часто бывает.
? Чему вы уделяете внимание во время работы?
— Во время работы я стараюсь уделить внимание каждой мельчайшей детали, но особое внимание я уделяю свету. Свет в фотографии — это всё. Эмоции, композиция и постановка во время съемки меня не особо заботят, потому что я их миллион раз продумываю заранее, делаю пометки и эскизы в блокноте, а вот свет может быть непредсказуем, особенно при съемке на улице.
? Самый запомнившийся эпизод или случай
— Каких-то особых ситуаций и случаев у меня на съемках не возникало, но довольно часто за мной увязываются животные. В последний раз это был пёс, пришлось накормить его гамбургером из ближайшего мака. Кстати, булку не съел, только котлету. Переборчивый товарищ оказался.
? Есть ли у вас заветный талисман?
— Главный талисман для меня — это паранойя:) Перед съемкой надо всё проверить, потом еще раз проверить и проверить то, что ты уже проверил. Просто я очень невнимательный, легко могу потерять или забыть что-то важное.
? Что вы любите фотографировать больше всего?
— Больше всего мне нравится фотографировать красивых и интересных людей. «Красивых» не в смысле — с идеальной внешностью, а духовно. Часто я снимаю художников, поэтов, музыкантов, бывает даже коллег фотографов. Портретная фотография для меня на первом месте, но только ей я себя не ограничиваю, мое портфолио очень разнообразное.
? Ваши планы на будущее
— В данный момент полным ходом осваиваю пленку и средний формат, хочу использовать широкую пленку в фешн съемках. Также в планах реализовать один документальный проект, который довольно долго уже планирую. В общем работы впереди очень много!
? Какой техникой вы пользуетесь сейчас?
— У меня есть несколько камер, которые я использую для разных целей. Подробно не буду останавливаться на том, что и где применяю — это обширная тема для дискуссии, поэтому просто приведу список. Цифра: Canon 5d Mark II, Sony A7r, смартфон HTC One. Пленка: Canon Eos 1, Bronica SQ-a, Mamiya RZ67.
? Расскажите историю создания фотографии победившей в конкурсе 35AWARDS
— Если честно, то я снимал этот проект совсем для другого конкурса, который был узко специализирован на фешн фотографии. Я невнимательно прочитал условия (оказалось в кадре должна была быть лишь одна модель, а у меня их целых пять) и мой проект не допустили. Но съемка удалась, фотографии хорошо приняли в социальных сетях, поэтому я решил загрузить эту фото-серию в свой аккаунт на сайте 35PHOTO. «Гуляя» по сайту, увидел объявление о конкурсе и решил принять участие.
? Ваши впечатления о фотопремии 35AWARDS. Почему следует принимать участие в фотоконкурсах и что это дает?
— У меня остались только самые положительные впечатления о премии 35AWARDS. Мне понравилось то, что на разных этапах конкурса снимки оценивали не только компетентные члены жюри, но и многочисленная аудитория сайта. Это здорово, потому что профессионал и любитель оценивают фото по разным критериям и здорово если у тебя получилось снять снимок, который нравится и тем и другим. Я однозначно рекомендую всем фотографам принимать участие в подобных конкурсах, потому что это колоссальный стимул развиваться. Если вы победили, то понимаете, что в дальнейшем от вас будут ждать такого же высокого уровня. Если проиграли — не беда, ведь теперь вы знаете свои слабые стороны и в следующем году сможете принять участие с более сильным проектом.