Майкл Камбер: обман и подмена понятий в фотожурналистике

Фото: Michael Kamber

Майкл Камбер (Michael Kamber) – известный фотожурналист, чьи работы охватывают самые горячие точки событий по всему миру. Начиная с 1986 года, он отчётливо присутствовал в Ираке, Судане, Афганистане, Израиле и многих других странах, запечатлевая множество резких и напряжённых моментов во время экстремальных ситуаций и конфликтов.

Автопортрет: Michael Kamber

Его работы сегодня публикуются в самых престижных изданиях Европы и США, и он сам является фотографом для «Нью-Йорк Таймс». Однако Камбер прославился не только своим мужеством и талантом, но и своими фундаментальными исследованиями в области профессиональной этики и фальсификации исторически значимых снимков. В рамках его выставки под названием «Изменённые изображения», он представляет документальные кадры, которые были подвергнуты корректировкам.

Вопрос о том, можно ли безоговорочно доверять тому, что изображено на фотографиях, становится всё более сложным с развитием компьютерной графики и появлением различных фоторедакторов. Сегодня современный человек стал воспринимать мир часто через фотофильтр. Однако, не всегда эти манипуляции ограничиваются простым смягчением снимка и созданием приятного визуального эффекта. Во многих случаях такие изменения меняют суть фотографии, искажая реальность.

Майкл Камбер на своей выставке представляет работы, охватывающие 150-летний период. Он классифицирует снимки на три группы: постановочные кадры, созданные с целью пропаганды; фотографии, вырванные из контекста и представленные с несоответствующим материалом, не соответствующим реальным событиям; а также снимки, которые были отредактированы путём наложения разных частей фотографии или удаления людей и предметов.

фото: Роджер Фентон
фото: Роджер Фентон

В качестве наглядного примера фотоманипуляций можно упомянуть работы Роджера Фентона, который во время Крымской войны сделал два снимка долины: на одном из них были разбросаны пушечные ядра, а на другом они были собраны у рва слева от дороги. Фотограф ставил перед собой задачу драматизировать снимок.

В наше время фотография превратилась в настоящую индустрию, которая с каждым годом производит всё больше постановочных снимков, и этот процесс скоро достигнет критической массы. Молодые фотографы и редакторы снимков, выросшие в эпоху Photoshop, уже изначально привыкли к возможности изменять и корректировать изображения по своему усмотрению. К сожалению, современной фотографии практически некому научить этике фотоискусства. Высокие стандарты и этические нормы были разрушены влиянием новейших технологий. В отличие от прошлого, фотограф, делающий снимок, теперь имеет возможность вносить множество изменений. Он может удалить или переместить людей и объекты на своих фотографиях, создавая массу вариаций.

Несмотря на это, необходимо помнить, что фотография, особенно в документальном контексте, всегда должна стремиться к достоверности и передаче истины. Она является мощным инструментом, способным вызывать эмоции, расширять наши границы и оказывать влияние на мировоззрение. И хотя фотографии подвержены манипуляциям и редактированию, критический взгляд и аналитический подход помогут нам различать между истиной и вымыслом, подтверждённым и фальсифицированным.

Фото: Нарсис Контрерас

Фотожурналистика всегда была связана с вопросами достоверности и манипуляций. Последние события только подчеркнули необходимость обсуждения этой проблемы. Фотограф Нарсисо Контрерас признался, что модифицировал своё изображение, сделанное в Сирии во время вооружённого конфликта. Внутри кадра попала цифровая видеокамера солдата, которую он удалил с помощью Photoshop.

Он утверждает, что просто убрал «лишнюю» деталь, не меняя смысловой нагрузки фотографии. Однако это только первый шаг. Если мы примем такой подход как норму, то кто будет определять, что важно в кадре, а что нет? Какой деталью будет обладать значение для истории? Фотографы не ясновидящие, и им не следует принимать на себя эту роль, ведь это может привести к нежелательным последствиям. Зрителю нужна полная уверенность в том, что он видит именно тот момент, который был запечатлён камерой. Фотограф может менять ракурс, дистанцию и композицию, но не должен искажать суть снимка.

Фото: Брайан Валски

История фотографии знает и другие случаи фальсификаций. Например, некоторые фотографы ретушировали часы на руках немецких солдат, чтобы скрыть факты их преступных действий. В 2003 году в Ираке Брайан Валски сделал фотографию, которая запечатлела первые дни военного вторжения. На снимке виден солдат Британской армии, предупреждающий иракских граждан о необходимости укрыться от обстрела. Это изображение стало широко известным благодаря публикации в The Los Angeles Times и Chicago Tribune. Однако оказалось, что эта знаменитая фотография представляет собой смесь двух кадров, сделанных с разницей в несколько секунд.

Фото: Брайан Валски

Как было сказано выше, на одной из фотографий Брайана Валскиа были обнаружены повторяющиеся лица на заднем плане. Сам автор фотографии сразу признался в том, что он объединил две цифровые фотографии с целью улучшить композицию кадра. Однако, подобные действия являются нарушением кодекса газетной этики, и поэтому Валски был немедленно уволен.

После происшествия фотограф выразил глубокое сожаление и предоставил публичные извинения за свой поступок, признавая нарушение высоких моральных стандартов, соблюдаемых в документальной журналистике. Он осознал важность точности и достоверности в изображениях, которые представляются читателям, и признал свою ошибку.

Как отмечает знаменитый фотожурналист Майкл Камбер, многие молодые фотографы, получившие обучение в новых фотошколах, не считают подобные вопросы этическими. Их главная цель — сделать снимок более привлекательным, удаляя элементы, которые могут отвлечь внимание зрителя. Для них не существует прямой связи между профессиональной этикой и изменением реальности изображения на фотографии.

Вот ещё один пример модифицированной фотографии, которая была представлена на выставке в Бронксе. На этом снимке, опубликованном 10 июля 2008 года, запечатлена пусковая установка четырёх иранских ракет. Множество американских изданий разместили эту фотографию на своих первых страницах. В сопроводительном тексте говорилось, что Иранская Революционная гвардия провела испытание четырёх ракет средней и большой дальности на неизвестном полигоне глубоко в пустыне.

Однако на самом деле только три ракеты успешно стартовали, а запуск четвёртой не состоялся. Этот факт был скрыт с помощью программы Photoshop. Подделка была раскрыта, и на следующий день оригинальное фото было опубликовано. Это не был первый случай подделки снимков, совершённый местными СМИ. Ранее, в 2007 году, их уже обвиняли в подделке фотографий оружия, произведённого в Иране.

Хотя это прискорбно, большинство изменений в фотографиях вносится авторами с целью получить признание или награды. Для регулирования этого вопроса могут быть приняты специальные законы или судьи конкурсов и редакторы изданий могут принимать соответствующие меры. Очевидно, что модификация документальных фотографий должна быть строго запрещена. Ведь на сегодняшний день уже есть известные фотографы, чьи работы были признаны поддельными, и всё же им были сохранены премии и награды со стороны мировой прессы.

Фото: Джованни Тройло

Итальянский фотограф Джованни Троило оказался в центре скандала, связанного с подделкой фотографий. Одной из его работы, названной «Тёмное сердце Европы» и сделанной якобы в Бельгии, оказалась фальшивкой, содержащей изображение обнажённого тела. После выявления этого обмана в World Press Photo разразился громкий скандал, и фотограф был дисквалифицирован. Что удивительно, он даже не находился в городе, который якобы фотографировал. Несмотря на это, ему всё же была вручена главная премия после процедуры аттестации.

Фотография Джованни Троило изображает сексуальную сцену с неизвестной парой на автомобильной стоянке. Впоследствии выяснилось, что на снимке изображены его двоюродный брат и его подруга, а в автомобиле была установлена специальная вспышка. Вся эта ситуация указывает на то, что снимок был полностью постановочным, что является явным нарушением главного принципа фотожурналистики — передать реальное событие таким, как оно происходит.

Необходимо принимать решительные меры в случаях подобного рода инцидентов на фотографических конкурсах. Часто именно фрилансеры, стремящиеся получить признание и славу, прибегают к подобным манипуляциям и постановкам. В свете таких событий следует ужесточить правила проведения конкурсов и предпринимать незамедлительные меры при нарушении этих правил.

Проблема подделки фотографий имеет коммерческий аспект, где авторы ставят в приоритет свои личные интересы, стремясь манипулировать искажённой правдой. Современное понимание фотографии в значительной степени сводится к иллюстрации и визуальной эстетике. Всё больше людей может сделать снимок, применить фильтр в социальных сетях и создать импрессионистическое изображение. Важно чётко отличать арт-искусство от фотожурналистики. Ведь существуют фотохудожники, чья задача — создавать произведения искусства, и есть документалисты, которые стремятся передать реальность событий. Это две отдельные профессии, требующие своих навыков и подходов.

Фото: Time

Рассмотрим известную фотографию О’Джей Симпсона с обложки Time Magazine, которая стала предметом общественного резонанса и усилила расовую напряжённость в стране. На этой фотографии можно заметить ярко выраженный тёмный оттенок кожи модели, который значительно отличается от её реального оттенка. Эта манипуляция вызвала серьёзные дискуссии и подняла важный вопрос о доверии к фотографиям.

В ходе организации выставок изменённых фотографий стало очевидно, что многие газеты и журналы относятся к снимкам, будто это всего лишь обычные картинки. Изменения в изображениях часто происходят без предупреждения авторов и читателей, игнорируя идею, которую оригинал должен передавать. Редакции оправдывают свою точку зрения, утверждая, что фотография — это всего лишь красивая иллюстрация. Однако на самом деле это неприемлемая практика манипулирования сознанием с целью увеличения рейтинга и тиража.

Фото: Балаш Гарди

Иногда редакции проявляют глубокое безразличие к подобным проблемам. Например, так случилось с известным снимком Балаша Гарди, опубликованным в Newsweek. На фотографии был запечатлён афганский ребёнок, раненный в результате американского авиаудара, но подпись утверждала, что ребёнок пострадал от рук талибов. Когда это несоответствие было обнаружено, редакция не считала нужным исправить ошибку, считая, что не имеет значения, кто именно причинил вред ребёнку.

Специалисты считают, что настоящая фотожурналистика играла важную роль в окончании войны во Вьетнаме. Честные и правдивые фотографии стали катализатором социальных изменений в мире, и они не были постановочными. Люди верили, что эти снимки отражают реальность. Однако сейчас многие осторожно относятся к фотографиям из-за того, что 20% финалистов World Press Photo были дисквалифицированы из-за подделок, и это только те, кто был официально обнаружен.

Фото: Аднан Хадж

Примером такой подделки стал случай с ливанским фотографом Аднаном Хаджем, работающим в Reuters. С помощью программы Photoshop он изменял изображения, затемняя и усиливая дым после бомбардировок израильскими военными самолётами. Такие деяния разочаровывают и подрывают доверие к профессиональным фотографам.

В рамках организации выставок специалисты своего дела создали веб-сайт, на котором собраны изменённые фотографии, постепенно дополняемый новыми материалами. Доказательства их манипуляций подкрепляются ссылками, оригинальными снимками и статьями.

Фото: Юджин Смит

Особое место на выставке в Бронксе занимает документальная фотография, сделанная в Испании в 1951 году. Фотосерия «Испанская деревня» включает снимки из жизни крестьян времён диктатора Франциско Франко. Одно из фотографий показывает, как жена, дочь, внучка и друзья провожают в последний путь односельчанина. Автор фотографии отретушировал глаза женщин, чтобы перенаправить их взгляд. Этот приём вызвал долгие споры в обществе. По мнению специалистов Смитсоновского музея искусств, такая манипуляция добавляет глубины и конфиденциальности моменту, запечатлённому на фотографии.

Однако все эти примеры прежде всего свидетельствуют о необходимости более тщательной проверки фотографий и более прозрачной подаче информации. Строгое соблюдение этических стандартов в фотожурналистике является основой для поддержания доверия зрителей. Публикации должны быть честными и точными, чтобы каждый мог доверять визуальным изображениям, которые формируют наше представление о событиях и мире в целом.

Ниже неподдельные работы фотожурналиста Майкла Камбера.

Фото: Michael Kamber
Фото: Michael Kamber
Фото: Michael Kamber
Фото: Michael Kamber

Ещё больше работ: https://kamberphoto.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь