Сэр Роджер А. Дикинс (Sir Roger A. Deakins) считается одним из величайших кинематографистов в истории. За свою карьеру он получил две престижные премии «Оскар» и был номинирован шестнадцать раз за выдающуюся операторскую работу в более чем 70 фильмах. В 2021 году вышла книга «Byways» (Damiani), которая представляет собой сборник чёрно-белых фотографий, сделанных Сэром Роджером за последние 50 лет во время его путешествий и съёмок фильмов по всему миру.
Роджер Дикинс, родился в 1949 году, провёл большую часть своей карьеры на съёмочных площадках. Работа кинематографиста сопряжена с огромным напряжением и требует тесного взаимодействия и сотрудничества с режиссёрами, актёрами и другими участниками съёмочной группы. Однако фотография для сегодняшнего героя была по-настоящему самостоятельным занятием. Она приносит Дикинсону особый вид свободы и отдыха от стресса полученного от работы, будь то в выходной день или в перерывах между работой над фильмом в качестве режиссёра-постановщика. Он снимает чёрно-белые фотографии в различных городах, начиная от Бристоля и заканчивая Берлином и Будапештом.
«Мой процесс довольно прост», — делится Дикинс в интервью PetaPixel. «Мне нравится гулять и исследовать новые, а также уже знакомые места. Иногда я замечаю интересные сюжеты, но чаще всего я могу часами просто наблюдать, не снимая ни одной фотографии».
В отличие от его тщательно спланированных работ на съёмочной площадке, его чёрно-белые снимки — это случайные уличные фотографии. У него нет огромного количества негативов, и с помощью цифровых технологий он легко удаляет всё, что ему не нравится. Кроме того, он не считает себя профессиональным фотографом.
Даже когда он активно отправляется на улицу с намерением сделать фотографии, часто бывает так, что Роджер возвращается домой без единого кадра. Он не ставит перед собой целью запечатлеть массу снимков. Для него фотография — это скорее спонтанный способ выражения искусства, а не процесс, подчинённый количеству. В своих фотографиях Роджер Дикинс стремится передать непредсказуемую эстетику уличной жизни. Он обращает внимание на детали, свет и тени, атмосферу места и эмоциональное воздействие, которое оно оказывает на него самого. Его фотографии захватывают моменты и места, которые могут остаться незамеченными другими, и позволяют зрителю увидеть мир сквозь его глаза.
Несмотря на то, что Дикинс не преследует конкретную тематику или идею в своих фотографиях, его работы отражают его уникальный взгляд на окружающую действительность и его способность находить красоту и интерес в простых, повседневных моментах. Он видит искусство во всём, что его окружает, и способен передать эту уникальную перспективу через свои чёрно-белые кадры. Сэр Роджер А. Дикинс остаётся востребованной и влиятельной фигурой в кинематографии и фотографии. Его работы продолжают вдохновлять и восхищать как профессионалов, так и любителей искусства во всём мире.
Сэр Роджер А. Дикинс изучал фотографию в художественном колледже, расположенном западнее Лондона, в городе Бат. Несмотря на это, он не всегда придерживается правил фотографии в своей работе в качестве режиссёра.
«Я знаком с концепцией «правила третей», но уже давно не рассматриваю его как осознанную часть своего подхода, начиная с времён учёбы в художественном колледже в 1960-х годах», — отмечает он. «С самого детства я всегда увлекался живописью, но только в академии Бат я обратился к фотографии, чтобы выразить свои мысли. Как это произошло? Предполагаю, что мои картины были достаточно натуралистичными, что было не в тренде в 1960-х годах».
«Возможно, есть несколько художников, работы которых вдохновляют меня больше, чем работы фотографов. Существует так много великих фотографов и создателей изображений, что упоминание только одного или двух было бы слишком упрощено».
Хотя Дикинс опубликовал книгу «Byways», в которой собраны его работы по уличной фотографии за последние 50 лет, у него нет какого-то особого секрета успеха в этой области.
«Я не могу сказать, что в уличной фотографии есть что-то существенное», — говорит фотограф. «То, что является важным для одного человека, может быть несущественным для другого. Именно это делает фотографическое изображение интересным. У каждого из нас свой взгляд».
Зритель может быть поражён разнообразием ярких цветов в кинематографических работах Дикинса, в то время как его личные фотографии представлены в чёрно-белом варианте.
«Раньше я сам проявлял плёнку, и меня всегда привлекала простота чёрно-белого изображения», — объясняет Дикинс. «Цвет может быть привлекательным и ярким, но он может также отвлечь внимание от самой сути. Он может усложнить изображение, я всегда стремлюсь к простоте.»
«Я считаю, что цвет отвлекает внимание от идей, заложенных в кадре. Однако, несмотря на это, существуют великие фотографы, чья работа основана на цвете. Я просто не могу себе позволить этого.»
Сэр Роджер А. Дикинс, хотя изучал фотографию, применяет собственный подход, не ограничивая себя правилами и стандартами. Его увлечение живописью влияет на его работу, а фотография стала средством для выражения его идей. Он отмечает, что вдохновляют его не только работы фотографов, но и работы художников, и в этом есть его собственный «взгляд». Кинематография Дикинса отличается яркими цветами, в то время как его чёрно-белые фотографии передают простоту и эмоциональность. Он придаёт большое значение содержанию кадра, считая, что цвет может отвлечь внимание от главных идей. В конечном счёте, каждый фотограф имеет свой уникальный взгляд и стиль, и важно сохранять свободу выражения мысли.
Дикинс вырос, восхищаясь классическими чёрно-белыми фотографиями таких мастеров, как Альфред Штиглиц, Жак Анри Лартиг, Доротея Ланге, Анри Картье-Брессон и Билл Брандт. В настоящее время известный режиссёр создаёт цветные снимки с помощью своих цифровых камер, однако он считает, что они приобретают большую выразительность, когда он переводит их в чёрно-белый формат.
Для Дикинса кинематография и фотография являются совершенно независимыми друг от друга, у них нет никакой связи. «Это абсолютно разные способы восприятия», — объясняет он. «Мои фотографии — это своего рода личные эскизы, которые существуют отдельно, самостоятельно. То, что я делаю как кинематографист, совершенно иное».
Дикинс вспоминает свою первую фотографию, которую он сделал в 1969 году в Борнмуте, Англия. На снимке видно мужчину и женщину, обедающих на скамейке рядом с женским туалетом, на котором написано «Держи это при себе».
«Я путешествовал автостопом, посещая различные места и проводя день с камерой», — вспоминает оператор, снявший двадцать третий фильм о Джеймсе Бонде под названием «Скайфолл». «Иногда я даже ночевал на пляже, чтобы запечатлеть первые лучи света».
«Фотография, о которой идёт речь, была сделана, когда я случайно оказался в Борнмуте и прогуливался по набережной. Меня привлекло сочетание элементов на этом кадре: пожилая пара, обедающая на фоне туалета и надписи «Держи это при себе».
Фотограф Сэр Роджер А. Дикинс поделился своими впечатлениями о сцене на берегу моря в 2004 году в интервью для газеты The Guardian. Он признался, что весь день возвращался к этому месту, пытаясь запечатлеть момент, но ни одна фотография не передавала такой же силы. Во время съёмки Дикинс редко общается с людьми, предпочитая сохранять молчание, но женщина на снимке кивнула ему, заглянув в его сторону, и поставила вопросительный взгляд, выражая интерес, что он делает.
Он также отметил особый момент, когда он собирался сделать снимок: женщина обратила взгляд на плакат. Этот момент оказался идеальным для фотографии. Дикинсу понравилось сопоставление пожилой женщины, держащей зонтик во время британского лета, с молодой женщиной, лежащей на пляже под ярким солнцем. Ему также понравилась разница в возрасте между ними, которая была ярко выражена на снимке.
В предисловии к своей книге «Byways» Дикинс задал себе вопрос: может ли фотография означать для зрителя то же самое, что и для самого фотографа, не имея подробных объяснений о её происхождении и съёмочных условиях? Дикинс считает, что знание контекста и обстоятельств съёмки может изменить восприятие фотографии зрителем. Например, знание того, что снимок орла был сделан в Румынии и изображает статую, стоящую на страже немецкого воинского захоронения, может значительно влиять на взаимоотношения между зрителем и фотографией.
Сам снимок был сделан на Солсберийской равнине в сумерках в конце дня, когда выдающийся фотограф исследовал места для съёмок. Дерево, которое показано на фото, также появляется в фильме «1917». Этот фильм, за который режиссёр получил свою вторую премию «Оскар» за операторскую работу, создан таким образом, что кажется, будто весь фильм снят одним непрерывным дублем без монтажа. Это достигнуто благодаря искусству оператора Дикинса и режиссёра Сэма Мендеса.
Дикинс обладает невероятным терпением и может ждать месяцами для идеальной съёмки. Он жил всего в нескольких милях от утёса, где был сделан данный снимок, и регулярно бегал по тропинке, ожидая правильного момента. Он терпеливо ждал прихода зимы, когда дерево лишится листвы. Когда Дикинс узнал, что орляк был вырублен, а дерево облегчило свои ветви, он увидел свой шанс и сделал несколько фотографий с разным небом. Однако больше всего ему понравился снимок с ярким и чистым небом прямо за деревом и с отражением света на водной поверхности.
Фотография Дикинса настолько мощно передаёт его впечатления и эмоции от этой сцены, что он возвращался к ней в течение дня, пытаясь запечатлеть ту самую атмосферу. в конечном счёте он смог зафиксировать не только сравнение двух женщин разных возрастов, но и ощущение того момента, когда время замедляется и мир вокруг замирает.
Во многих фотографических работах Дикинса применяется жёсткое освещение, которое он также использует в кинематографе, но с тонким контролем. В его последнем фильме «Империя света» присутствует сцена, где жёсткое освещение эффективно передаёт бушующую паранойю персонажа.
Во время съёмок Дикинс снял абажур с настольной лампы и вместо него использовал голую лампочку. Резкий свет практически обесцвечивает лицо актёра, но Дикинс умело контролировал этот эффект. Он прикрепил кусок ленты на сторону лампы, которая была обращена к камере, чтобы предотвратить блики на объективе, которые он не переносит.
Во время съёмок фильма братьев Коэнов «О, брат, где ты?» (2000) в Миссисипи, местность была заросшей густой зеленью. Однако, желаемым цветом был осенне-жёлтый. Директор фотографии потратил несколько месяцев на доработку и десатурацию всего кадра. В результате этой работы фильм стал первым полнометражным фильмом, полностью подвергшимся цифровой цветокоррекции, и принёс Дикинсу его четвёртую номинацию на премию «Оскар».
В одной из сцен съёмок, человек бросает палку с набережной, и собака прыгает за ней. Дикинс занимает позицию и ожидает, чтобы сделать снимок, когда палка снова будет брошена. Он фотографирует под низким углом, и в тот момент, когда он нажимает на кнопку затвора, собака, к счастью, смотрит прямо в его камеру.
«Радость полёта — это очень простое изображение», — говорит англичанин. «Оно легко читается, и я считаю, что оно хорошо справляется в качестве небольшого изображения».
В фильме Дени Вильнева «Сикарио», снятом в Нью-Мексико, в конце каждого съёмочного дня Дикинс отправлялся с надёжной фотокамерой на поиски последних признаков света. Иногда он возвращался на одно и то же место, ожидая грозы в конце дня, чтобы запечатлеть кадр, который он визуализировал как молнию.
Когда молния разрывает небоскрёб, Дикинс позволяет затвору щёлкнуть и, к счастью, удаётся запечатлеть идеальный кадр, передающий мощь этого явления.
Этими несколькими примерами можно увидеть, как Дикинс искусно работает с освещением и моментами, чтобы передать эмоциональную глубину и мощь в своих фотографиях и кинематографических работах. Он мастерски использовал жёсткое освещение, контролируя его для достижения желаемых эффектов. Он также был предан идеалам цветопередачи, проводя длительные процессы цветокоррекции, чтобы достичь требуемой атмосферы и эстетики. С его наблюдательностью и терпением, Дикинс умело улавливал редкие и мощные моменты, создавая запоминающиеся и впечатляющие изображения.
В прошлом, когда фильмы снимали на плёнку, режиссёры и другие участники процесса не могли сразу видеть результаты, поэтому использовались так называемые «суточные копии». Это были первые положительные отпечатки, создаваемые на основе негатива, снятого предыдущим днём, и предназначенные для просмотра режиссёром, актёрами и съёмочной группой.
«В этом есть свои преимущества и недостатки», — сказал Дикинс. «Технология сама по себе не виновата, важно, как она используется».
«Я лично предпочитаю показывать режиссёру, что я вижу и как выглядит изображение, а не ждать комментариев, которые могут появиться на следующий день в просмотровом зале».
Дикинс никогда не собирался стать кинематографистом. Его первой страстью была фотография. Он окончил художественную школу в Бате и потом работал в небольшом центре искусств в Северном Девоне, фотографируя местные пейзажи. В то время была основана Национальная киношкола.
«После того, как я обнаружил свою любовь к фотографии, мне казалось естественным исследовать возможность заняться документальным кино», — вспоминает Дикинс. «Когда появилась Национальная школа кино и телевидения, я увидел в этом свою возможность».
Дикинсу удалось поступить в школу со второй попытки, и это изменило его жизнь и карьеру, направив его кинематографическое творчество.
Изначально наш герой был заинтересован в съёмке документальных фильмов, поэтому он работал над фильмами этого жанра, как и многие начинающие кинематографисты. Впоследствии некоторые режиссёры предложили ему поработать над игровыми фильмами, и он с радостью соглашался.
Потом к нему обратились братья Коэны, известные своими фильмами «Фарго», «Большой Лебовски», «О, брат, где ты?», «Нет страны для стариков», и остальное, как говорится, уже история. Сотрудничество с братьями Коэнами принесло Дикинсу признание и успех. Его талант и визуальный стиль стали узнаваемыми, и он продолжил работать над различными проектами в индустрии кино.
Сэр Дикинс всё ещё сохраняет свою привязанность к британскому побережью, несмотря на то что он уже многие годы проживает в Санта-Монике, штат Калифорния. Его детство прошло в Торки, небольшом городке на южной окраине Англии, и в его сердце остались история и ностальгия, связанные с архитектурой викторианской и георгианской эпох.
Фотография для Дикинса всегда была лишь личным хобби, не предназначенным для выставок. Однако во время периода COVID-19 и карантина он совместно со своей супругой Джеймс (полное имя Изабелла Джеймс Пьюрфой Эллис, хотя она известна как Джеймс) начал собирать материалы, которые стали основой его будущей книги. Первая фотокнига, получившая название «Byways», получила великолепную оценку и вызвала интерес, открыв возможности для проведения выставок по всему миру. Таким образом, мы, возможно, сможем насладиться вторым произведением этого талантливого фотографа.
Ещё больше работ: rogerdeakins.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube