Если бы вы были начинающим фотожурналистом в XIX и начале XX века, то вашей заветной мечтой не были бы современные коллекционные плёночные камеры, такие как Hasselblad, Rolleiflex или Leica, которые сегодня считаются величайшими предметами коллекционирования. Нет, для лучших профессиональных журналистов в те времена самым важным инструментом была пресс-камера.
Пресс-камеры были особенно прочными и специально разработанными аппаратами, созданными для репортёров, включая тех, кто работал в опасных условиях, например, военных фотографов. На протяжении большей части истории фотографии пресс-камеры оставались одними из самых функциональных и дорогих аппаратов, о которых только мог мечтать любой фотограф.
Давайте немного вернёмся назад и рассмотрим, что же представляла собой пресс-камера и почему они исчезли из современной фотографии. Погрузимся в увлекательную историю этого типа камер, начиная с их зарождения и славы, и заканчивая постепенным исчезновением из популярности. В этой статье мы рассмотрим все важные моменты этого удивительного аппарата, который сегодня стал относительно малоизвестным.
Возникновение и эволюция пресс-фотоаппаратов
В период формирования фотографии в качестве средства массовой информации некоторые производители уже задумывались о потенциале камеры в маркетинге, при условии, что она была бы компактной и удобной для использования в руках.
Камеры конца XIX века обычно создавались из дерева с латунными затворами и объективами. Эти материалы обладали прочностью и гибкостью, при этом они были удивительно лёгкими, особенно по сравнению со сталью. Такие «компактные» камеры становились доступными и популярными на рынке, и многие из них до сих пор сохранились.
В некотором смысле не сами камеры привлекали журналистов, а скорее их способность передавать информацию.
Коллодионные мокрые пластины, которые были самым распространённым носителем изображений в конце 1800-х годов, требовали немедленной обработки после экспонирования. Поэтому фотографам необходимо было иметь собственное портативное оборудование для фотолаборатории, которое можно было взять с собой на место съёмки. Кроме того, скорость плёнки (или скорее пластины) была очень низкой — всего несколько единиц ISO, а для пластин с низкой чувствительностью это были доли единиц ISO.
В сочетании с относительно медленными объективами это означало, что для получения качественного снимка требовалось длительное экспонирование, независимо от времени суток или объекта съёмки. Таким образом, фотосъёмка в движении, включая репортажи и журналистскую фотографию, оставалась проблематичной задачей.
Однако в 1890-х годах ситуация кардинально изменилась. Введение сухих пластин, которые можно было проявлять в любое время после экспонирования, привело к существенному улучшению их характеристик благодаря прогрессу в области химии.
Это открыло двери для совершенно нового поколения камер, сопровождаемых другими технологическими достижениями в фотографии, которые происходили примерно в то же время.
С появлением сухих пластин фотографы получили гораздо большую свободу действий. Теперь им не требовалось срочно обрабатывать материалы на месте съёмки, что давало им возможность сосредоточиться на самом процессе фотографирования. Кроме того, улучшение химических свойств пластин позволило достичь более высокой чувствительности и более качественных изображений.
Сам процесс съёмки также претерпел значительные изменения. Быстрые объективы, позволяющие собирать больше света и уменьшать время экспозиции, стали широко распространяться. Это позволило фотографам снимать в условиях недостаточного освещения или на быстро движущихся объектах. Репортажная фотография стала реальностью.
Со временем фотоаппараты стали все более компактными и удобными в использовании. Производители внедряли новые технологии и материалы, такие как лёгкие сплавы и пластмассы, чтобы создать более эргономичные и прочные корпуса камер. В результате фотографы получили возможность снимать в любых условиях и передавать события в режиме реального времени.
Первое поколение пресс-камер
Первое поколение пресс-камер, датируемое примерно 1900-1920 годами, представляло собой важный этап в истории фотографии. Среди них особое место занимала малоизвестная в наше время Goerz-Anschütz, но в то время она пользовалась значительным авторитетом.
Эта камера имела форму коробки и изготовлялась из дерева. Для фокусировки экран и объектив выдвигались и задвигались с помощью распорок и кожаных сильфонов, что делало её компактной и удобной для переноски в сумке. Однако настоящим преимуществом камеры Goerz-Anschütz был её затвор. Разработанный с использованием инновационной конструкции фокальной плоскости, затвор «rouleau» позволял достигать максимальной скорости в 1/1000 секунды уже в 1894 году!
На верхней части корпуса также располагалась ещё одна особенность — видоискатель. До появления камеры Goerz-Anschütz и подобных ей, большинство камер использовали стеклянный экран для фокусировки. Это было просто и удобно в использовании, но медленно, особенно по сравнению с современными широкоформатными видоискателями.
Однако с появлением простых внешних видоискателей, в том числе в камере Ango, фокусировка стала более точной. Камера Ango использовала видоискатель типа Ньютона, который представлял собой металлическую рамку с простой стеклянной передней линзой и сеткой, похожей на прицел, для точной композиции. Конечно, такие видоискатели не могли корректировать параллакс, предварительно просматривать фокус или глубину резкости, как мы привыкли сегодня, смотря в окуляр камеры.
Именно поэтому фотоаппарат Ango и множество последующих моделей сохранили стеклянный экран на задней стороне в дополнение к «живому» видоискателю на верхней части корпуса. Все эти инновационные функции сделали небольшую камеру Ango очень популярной, и она показала хорошие продажи в Европе и Северной Америке. Особенно популярной камера стала среди репортёров, которые использовали их для документирования быстрых событий благодаря уникальному затвору.
Хотя камера Goerz-Anschütz официально не продвигалась, как пресс-камера, она до сих пор считается одной из первых камер такого типа, когда-либо созданных. Её инновационные возможности и высокая скорость съёмки внесли значительный вклад в развитие фотожурналистики и искусства фотографии.
Впоследствии появилось множество других моделей пресс-камер, каждая из которых приносила свои собственные усовершенствования и инновации. Технологии продолжали развиваться, и с появлением новых материалов и технических решений камеры стали более компактными, надёжными и удобными в использовании.
Зеркальные фотоаппараты 1925-1940 г.г.
В последние несколько лет в создании пресс-фотоаппаратов лидерство принадлежало складным фотоаппаратам коробочного типа, таким как Ango. Однако вскоре появилась новая конструкция фотоаппаратов, которая стала серьёзным конкурентом для камер Ango. Это была широкоформатная однообъективная зеркальная пресс-камера.
Да, вы правильно поняли: зеркальные фотоаппараты уже появились в 1920-х годах. Инженеры стремились объединить преимущества ясного обзора и точной фокусировки на стеклянном экране с быстротой и универсальностью внешнего видоискателя, поэтому они разработали конструкцию с переворачивающимся зеркалом.
Это зеркало могло переключать экспонирование пластин (или плёнки, которая быстро набирала популярность) и показывать отражённое изображение, видимое через объектив. Другими словами, это очень похоже на принцип, который и сегодня, спустя век, используется в зеркальных фотоаппаратах, за исключением одного важного момента: довоенные зеркальные фотоаппараты не имели пентапризмы.
Уникальные свойства таких стеклянных призм, а также сложности их точного изготовления в то время, до сих пор остаются загадкой. В результате зеркальные пресс-фотоаппараты отражали изображение, создаваемое объективом, не горизонтально, а скорее вертикально, переворачивая его слева направо. Таким образом, опыт использования этих зеркальных фотоаппаратов больше напоминал использование двухлинзового зеркального фотоаппарата 1950-х годов с видоискателем на уровне пояса. Это ощущение сохранялось до момента нажатия спускового кабеля, когда зеркало резко и сильно возвратно-поступательно двигалось. Несмотря на дополнительный вес и тяжесть качающегося зеркала, звук затвора, который мог пугать, и высокую стоимость этих фотоаппаратов, они стали непременным атрибутом профессиональных фотожурналистов.
В тот период, когда фотография серьёзно утвердилась в качестве важного компонента новостных репортажей, современные зеркальные фотоаппараты привлекали внимание своими характерными высокими блендами и уникальными звуками затвора. Именно в 1920-х годах появился термин «пресс-камера», который широко использовался для описания элитных зеркальных камер высокого ценового сегмента.
Бренды, такие как Pressman, Graflex и другие, считались лидерами в этой области. Однако складные камеры, включая Ango, а также струйные фолдеры, например VN Press и Roth, продолжали оставаться популярными из-за своей компактности, и примерно в то же время они также стали называться «пресс-камерами».
Именно зеркальные фотоаппараты того времени открывали новые возможности для профессиональных фотографов, позволяя им делать снимки с высокой точностью и контролем. Они стали незаменимыми инструментами при освещении новостных событий и создании запоминающихся образов. Несмотря на некоторые ограничения и сложности в использовании, зеркальные пресс-камеры сделали значительный вклад в развитие фотожурналистики и стали символом профессионализма в индустрии фотографии.
Эпоха ар-деко
В конце 1930-х годов пресс-камеры продолжали своё стремительное развитие и достигли вершины своего успеха в форме, ставшей легендарной и неподражаемой. Речь идёт, конечно же, о Graflex Speed Graphic.
Компания Graflex уже с 1898 года производила конкурентоспособные широкоформатные зеркальные камеры для печати, что давало ей значительный опыт в этой области. Кроме того, они могли полагаться на отзывы многочисленных фотожурналистов, которые использовали их камеры как эталон для улучшения своих конструкций.
В 1912 году был представлен преемник их популярных зеркальных фотоаппаратов, однако он не сразу завоевал популярность. Он обладал некоторыми превосходными характеристиками, такими как сменные объективы и относительно лёгкий корпус, удобный для длительного использования. К сожалению, высокая цена и превалирующая популярность зеркальных фотоаппаратов отодвинули его на задний план. Однако только в 1928 году, в эпоху джаза, компания Graflex представила обновлённую версию камеры. Новая Speed Graphic с более широким и быстрым выбором объективов, улучшенным видоискателем и рядом других преимуществ стала настоящим хитом продаж.
Вместо изобретения велосипеда, Speed Graphic была нацелена на универсальность. Она объединила в себе функции, присущие различным типам камер, в одном универсальном корпусе, способном выполнять практически любую задачу. Благодаря матовому стеклу на экране и быстрым телеобъективам, она позволяла снимать студийные портреты.
Однако Speed Graphic также блестяще справлялась с полевыми съёмками, благодаря точному дальномеру и вспомогательным видоискателям для отслеживания движущихся объектов. Её фокально-плоский затвор имел скорость срабатывания до 1/1000 секунды, хотя многие стандартные объективы были оснащены встроенными листовыми затворами, которые фотограф мог использовать для снижения шума.
Это впечатляющее сочетание выдающихся характеристик и уже зарекомендовавшей себя репутации Graflex превратило Speed Graphic в икону пресс-фотографии середины XX века. Её конкуренты, такие как Busch Pressman и Linhof Technika, пользовались равной любовью и уважением со стороны своих пользователей, но ни одна из них не смогла сравниться с Speed Graphic по популярности и признанию в поп-культуре. Если вы посмотрите фильмы «золотого века» Голливуда 1930-40-х годов или даже современные фильмы, действие которых происходит в те времена, вы обязательно заметите несколько хромированных Speed Graphic в руках фотожурналистов. Фактически, Speed Graphic была так популярна, что все фотографии, удостоившиеся Пулитцеровской премии до 1953 года, были сделаны исключительно с помощью этой модели камеры Graflex.
Graflex Speed Graphic представляла собой воплощение эпохи и эстетики ар-деко. Её яркий блеск и высокие технические характеристики привлекали фотографов со всего мира. Эта камера оставила неизгладимый след в истории фотографии и продолжает вдохновлять и восхищать сегодняшних художников и фотографов своим уникальным стилем и возможностями.
Пресс-камеры после 1953 год
Взглянув на историю пресс-камеры после 1953 года, мы сталкиваемся с периодом кризиса, который начался в 1925 году, на самом пике популярности этого устройства.
Прологом к этому кризису стало появление на рынке нового игрока — Leica. Эта сверхкомпактная камера «миниатюрного формата», разработанная немецким изобретателем по имени Оскар Барнак, использовала 35-мм киноплёнку. Несмотря на то, что Leica не сразу обрела широкую популярность за пределами Германии, она претерпела ряд усовершенствований, которые сделали её невероятно привлекательной. К ним относились сменное крепление объектива, встроенный дальномер для фокусировки и другие инновации.
В конце 1930-х годов камеры Leica стали одними из самых продаваемых моделей, превосходя по продажам даже такие популярные устройства, как Graflex, и уступая только массовым и доступным бокс-камерам, наподобие Kodak Brownie. Однако, несмотря на их явные преимущества в скорости и компактности, пресса в основном относилась к ним скептически, считая их камерами для любителей. Это было связано с проблемой маленького размера 35-мм негативов. В то время увеличение фотографий было редкостью, и газеты и журналы предпочитали большие отпечатки для своих первых полос и разворотов.
Некоторое время эти опасения и сомнения ограничивали успех Leica. В то время, как художники и богема были привлечены этой камерой, а она нашла своё место в научной, уличной и модной фотографии. Однако журналисты всё ещё относились к ней с недоверием и не признавали её в массовом масштабе.
Вторая мировая война повлияла на развитие фотожурналистики
В ходе кровавых, дезориентирующих и быстро меняющихся событий в Европе, Северной Африке и на Тихом океане, фотожурналистика стала сталкиваться с ограничениями тогдашних фотокамер, таких как Graflex.
Хотя Speed Graphic была невероятно универсальной, её универсальность достигалась за счёт избыточности. Фокально-плоскостной затвор камеры был сложным, тяжёлым, шумным и трудно обслуживаемым в полевых условиях. Кроме того, в зависимости от модификации, фотоаппарат имел до трёх различных видоискателей и отдельный дальномер, что добавляло громоздкости и сложности.
Время, затрачиваемое на смену объективов и перезарядку (необходимую после каждого кадра), было значительным, что делало процесс сложным и подверженным ошибкам. Поэтому многие фотожурналисты, особенно на передовой, перешли на более лёгкие и компактные альтернативы. Одним из примеров стала американская камера Argus C3 — небольшая, коробчатая 35-мм дальномерная камера, которая выпускалась миллионами и стала отличным «карманным оружием» для тысяч фотографов.
Военные атташе и те, кто работал в разведке или в Сигнальном корпусе, предпочитали использовать Kodak Medalist — среднеформатную дальномерную камеру с экспозицией 6х9 см, специально разработанную для военного времени.
Несмотря на все возможности этих компактных камер, у них была одна серьёзная ограниченность — ограниченные возможности печати маленьких негативов. Хотя не каждый негатив требовал больших отпечатков, особенно в условиях военной экономики, высшие чины в оборонной промышленности и сами фотожурналисты все больше интересовались идеей разработки более совершенных методов увеличения, которые позволили бы получать каченные и детализированные крупномасштабные отпечатки из небольших фотографий и компактных камер.
Именно поэтому, военные командования и фотожурналисты проявляли все больший интерес к разработке новых техник увеличения изображений. Требовалось получить более высокое качество и более яркие детали на больших отпечатках, чтобы передать впечатляющие визуальные доказательства военных действий.
Благодаря совершенствованию фототехники и разработке новых методов увеличения, фотожурналистика во время Второй мировой войны смогла представить публике более детализированные и увлекательные изображения с полей сражений. Были созданы инновационные методы увеличения и техники обработки фотографий, которые позволяли фотожурналистам создавать потрясающие отчёты о войне.
Этот период стал поворотным для фотожурналистики, поскольку новые технические достижения помогли улучшить качество фотографий и расширить возможности передачи визуальных историй. Использование более компактных камер и новых методов увеличения позволило фотожурналистам быть более мобильными и гибкими на поле боя, захватывая реалии и эмоции событий.
В результате Второй мировой войны фотожурналистика продемонстрировала свою способность быть мощным инструментом информационной передачи и борьбы. Увеличение доступности и улучшение технических характеристик фотокамер и методов увеличения позволило фотожурналистам не только захватить моменты истории, но и поделиться ими с мировой аудиторией, повлияв на общественное мнение и сознание.
Наступление эпохи японских фотокамер
Несмотря на технологический прогресс и изменение трендов, широкоформатные печатные камеры американского производства оставались популярными в течение всего послевоенного периода 1940х годов. Особенно востребованными моделями стали Graflex Speed Graphics, которые заняли лидирующие позиции на рынке.
Тем не менее прорывным моментом, ставшим точкой не возврата, для этих камер были две важные войны 1950-х годов — Суэцкая и Корейская. В ходе этих конфликтов фотожурналисты снова подтвердили ценность карманных, ультракомпактных камер, способных сделать большое количество снимков.
Один из таких фотожурналистов был Дэвид Дуглас Дункан, он проводил эксперименты с объективами японского производителя под названием Nippon Kogaku. Эти объективы были рекомендованы ему его коллегой из Японии, которую оккупировали американцы. Когда Дункан установил эти объективы на свою камеру Leica, он обнаружил невероятную резкость и детализацию, получаемую с помощью небольшого 35-мм негатива. Это было что-то, во что многие из сферы фотографии не верили, но Дункан использовал эти возможности, создавая провокационные фотографии, которые были опубликованы в ведущих журналах.
Объективы Nippon Kogaku, представленные Дунканом, быстро стали очень популярными. В то же время компания разрабатывала собственный фотоаппарат, который сочетал в себе черты Leica и Contax. Он получил название Nikon I. В 1959 году Nikon перешёл от дальномерных камер к компактным зеркальным фотоаппаратам с пентапризмой. Этим шагом была заложена основа революционной модели — Nikon F. Компания даже переименовала себя в честь этого великого достижения.
Зеркальная камера Nikon F стала популярной среди фотожурналистов 60-х годов благодаря своей проверенной временем надёжности, удобной эргономике и возможности использования 36-кадровой 35-мм плёнки. Nikon F обеспечивала превосходное качество снимков, отвечая всем требованиям журналистов того времени. Она представляла собой настоящую камеру будущего. Однако возникла одна проблема: популярность Nikon F привлекла внимание не только фотожурналистов.
Своими выдающимися характеристиками и инновационным дизайном Nikon F привлекла широкую аудиторию, включая профессиональных фотографов и любителей. Её возможности и качество снимков сделали её одним из наиболее желанных фотоаппаратов на рынке. Nikon сумела завоевать репутацию ведущего производителя фотооборудования и стать символом качества и надёжности.
Компания продолжала инновационную работу, выпуская новые модели камер и объективов, которые продолжали привлекать внимание всех любителей фотографии. Компания установил новые стандарты в индустрии фотографии, продолжая исследовать и разрабатывать передовые технологии.
Сегодня Nikon остаётся одним из ведущих производителей фотооборудования, предлагая широкий спектр продуктов, от профессиональных зеркальных камер до компактных беззеркальных фотоаппаратов. История Nikon — это история постоянного развития и стремления к совершенству в мире фотографии. Бренд продолжает вдохновлять фотографов и поддерживать их творческие возможности, открывая новые горизонты и превращая каждый снимок в уникальное произведение искусства.
Полное исчезновение пресс-камер: новая эра фотографии
Серия зеркальных камер Nikon занимала вершину рейтингов продаж и вдохновляла множество конкурентов, став одной из самых популярных фотокамер всех времён. Она оставила непередаваемый след в мире фотографии, преобладавший почти на протяжении всей второй половины 20 века.
От военных фотографов, документирующих военные события во Вьетнаме и Буркина-Фасо, до репортёров, освещающих местные новости во Франции, а также обычных любителей уличной съёмки и профессиональных фотографов-пейзажистов — практически каждый желал иметь в своём арсенале Nikon, Pentax или Minolta. Это лишь некоторые из множества доступных вариантов, позволяющих реализовать свои творческие и профессиональные задумки.
В начале эпохи распространения зеркальных фотоаппаратов возникло стремление возродить концепцию специальной «пресс-камеры». Одним из примеров таких попыток стал ретрофутуристический аппарат Mamiya Press, представленный компанией Mamiya в 1960 году. Эта модульная камера позволяла снимать на различные форматы — 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 — с использованием рулонной плёнки, листовой плёнки или пластин. В комплект поставки входили разнообразные объективы Mamiya, рукоятка, которая служила дистанционным спусковым крючком, встроенный дальномер, матовый стеклянный экран и кожаный сильфон.
Фактически Mamiya Press объединила все необходимые функции, которые отсутствовали у Nikon по сравнению с Graflex Speed Graphic, упростила или исключила другие элементы и стала более лёгкой и универсальной.
Хотя эта камера нашла своих поклонников, особенно среди журналистов, работающих в области крупноформатной фотографии, а не в газетах, Mamiya Press не смогла полностью заменить 35-мм зеркальные фотокамеры Nikon в качестве инструмента для фотожурналистов. Вместо этого со временем она стала всё более популярной среди студийных фотографов.
То же самое можно сказать и о последующих моделях Mamiya, которые также разрабатывались с учётом потребностей журналистов, но не смогли утвердиться на этом рынке. Компания Graflex, производитель Speed Graphic, прекратила своё производство в 1973 году. В это время продажи уже замедлились, и рынок фотокамер для прессы фактически пришёл в упадок.
Что осталось от эпохи пресс-камеры?
История развития фотожурналистики знакома многим. Вплоть до конца 20-го века зеркальные фотоаппараты оставались неотъемлемой частью этой сферы. Однако в новом тысячелетии они были заменены цифровыми зеркальными фотоаппаратами, а недавно и вовсе беззеркальными камерами.
Ответ на вопрос «Что произошло с пресс-камерой?» становится очевидным. Пресс-камера, по сути, никогда не исчезала. На самом деле, современные модели пресс-камер продолжают развиваться и проникать в новые сферы, выходящие далеко за пределы журналистики, для которой они изначально создавались.
Если вернуться к истокам, то сто лет назад пресс-камера представляла собой либо раскладную коробку, наподобие Goerz-Anschütz, либо зеркальную камеру, например, оригинальный Graflex. С течением времени дальномерные фотоаппараты, вроде Speed Graphic, стали символом пресс-камеры и служили незаменимым инструментом журналистов.
Позже их место заняли зеркальные фотоаппараты с пентапризмой. Несмотря на то, что термин «пресс-камера» постепенно вытиснился из употребления, камеры Nikon и Pentax той эпохи, а также современные зеркальные и беззеркальные камеры высшего класса, можно смело отнести к этой категории.
Однако за последние 100 лет одно осталось неизменным: потребности и требования профессиональных журналистов продолжают определять исследования, разработку самых мощных и дорогостоящих камер в мире. Ведь именно они помогают передать сильные и важные истории с помощью визуального языка фотографии.
Сегодня пресс-камеры и фотооборудование в целом находятся на самой передовой технологической волне. Новейшие модели камер обладают высоким разрешением, возможностью съёмки в условиях низкого освещения и передачи изображений в режиме реального времени.
Вместе с тем с развитием цифровой фотографии и смартфонов фотография стала более доступной и широко распространённой. Каждый пользователь может стать фотографом и мгновенно делиться своими снимками с огромной аудиторией через социальные сети и онлайн-платформы.
Таким образом, история пресс-камер и фотографии в целом является историей постоянного прогресса и инноваций. От ранних пресс-камер, таких как Goerz-Anschütz, до современных цифровых технологий, фотография продолжает развиваться и вдохновлять фотографов на создание произведений искусства, захватывающих моменты истории и преображающих мир в изображениях.
Ещё больше работ: petapixel.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube