В этой статье талантливый, известный московский фотограф дикой природы — Виктор Тяхт, даёт советы о том, как начать свой путь в фотоанималистике. Оригинальная статья была написана для сайта Sony, а здесь её краткий пересказ, при этом, я постарался слишком не отходить от сути и максимально придерживаться к основной мысли автора.
Хорошая фотография, в том числе дикой природы, всегда вызывает у зрителей позитивные и яркие эмоции. И чем многообразнее природа, тем шире гамма чувств, которые способна пробудить качественная работа фотографа. Тем не менее за такой фотографией всегда лежит тяжёлый труд её автора.
С одной стороны снимок — это только мгновение, но поиск и ожидание этого момента — может длиться годами. А ещё, определение хорошей фотографии практикующие фотографы дикой природы понимают по-разному. В истоках фотографии дикой природы лежит документальная анималистика. Но как бы вы не планировали развиваться в фотографии дикой природы, некоторые общие советы и комментарии данные Виктором, помогут вам начать это путь чуть более проще, чем если бы вы всё проходили сами.
Выбор техники: камера не столь важна, первый телевик — это зум
Если вы только взяли камеру в руки, так сказать, начали с нуля, то никаких особых советов для фотографии дикой природы для вас не существует. Изучите композицию, свет, ритм, свою камеру. Разберитесь чем ISO отличается от диафрагмы и проч. Чаще посещайте музеи и старайтесь понять, почему вам нравятся те или иные картины. И самое важное — не гонитесь за «самой лучшей камерой». Нет такого фотоаппарата, у которого есть кнопка «шедевр», талант не купишь.
Также если вы уже более или менее опытный фотограф, но просто решили заняться съёмкой дикой природы — не гонитесь за новой камерой. Новый опыт покажет, чего вам недостаёт со старой, а вот по объективам, вот тут всё совсем иначе.
Для начала поймите, что природа, как и фотография дикой природы — многообразна по своим жанрам: анималистика, которая тоже сильно разница, макро, пейзаж, подводная фотография. Много поджанров, а значит и запросы по технике будут разные. Запомните — чем уже специализация, тем больше шансов выйти на высокий уровень. Кроме того, не торопитесь вовремя съёмки, чтобы не перегореть. В касту хороших фотографов дикой природы просто так за деньги не попадают.
Мой совет при выборе своего первого телевика остановитесь на зуме. Даже если вы в итоге дорастёте до фикса 600/4, стандартный зум наподобие 100-400 под разные сюжеты все равно будет куда удобнее, чем использование одного фикса.
Запомните: «снимает не камера, а фотограф», думаю, вы много раз это уже слышали. И вот пример этого в жизни. Однажды фотограф дикой природы Игорь Шпиленок как-то провёл целый год на Камчатке без возможности уехать. За этот период он умудрился утопить почти всю свою фототехнику, кроме очень простой камеры и приличного 300-мм объектива. И вот с этим набором ему удалось отснять за год великолепный материал, который в итоге перерос в книгу ставшей бестселлером.
Только после долгих съёмочных часов и множества отснятого материала вы начнёте постепенно понимать, чего именно вам не хватает в вашей старой камере или объективе. И вот тогда и начинайте копить деньги на обновление. И ещё, никогда не знаешь на какую камеру ты сделаешь «тот самый» снимок.
Планирование и терпение
Фотография дикой природы чаще всего не подразумевает полноценное планирование кадра. Однако свои правила подготовки есть и тут. Большинство удачных фотографий были получены при долгих ожиданиях. Вы должны быть терпеливы. Забудьте такие слова, как «удача», «повезло» — выкиньте их из своего лексикона, если вы снимаете природу. Нет, вам, конечно, может повезти — но не стоит ждать именно этого момента.
Определитесь с объектом съёмки, изучите заранее повадки животного и ждите. Не стоит гнаться за той самой птичкой — пусть она сама прилетит и сядет, куда вам нужно. Многие мои самые удачные фотографии с животными, снятыми на расстоянии вытянутой руки — заяц, лиса, сайгака, пеликан, были получены не потому, что я за всеми ними гонялся, а потому, что знал где их ждать. Знание – сила. Учитесь сами, или покупайте эти знания у более опытных гидов и консультантов. И главное не дёргайтесь — природа суеты не любит и чаще всего не прощает.
Не нужно бояться копировать чужие работы. Подражание на начальном этапе – это правильный ход мыслей. Многие известные фотографы практиковали это на первых порах своей карьеры. Выберите автора и разберитесь до мельчайших деталей в том, как это было снято. Только не замахивайтесь сразу на звёзд жанр. Лучше начните подражать, например, своему приятелю, у которого что-то получается лучше, чем у вас.
А ещё не брезгуйте простыми сюжетами, минимализм — это хорошо, не стоит сразу гнаться за сюжетом где-нибудь на окраине Занзибара, лучше найдите интересный сюжет в «своей деревни». И только когда вы уже всё отснимите у себя дома, тогда и применяйте накопленный опыт в каких-нибудь «сказочных» странах.
Как было сказано выше, определитесь с объектом съёмки, а после представьте себе основные элементы и расположение вашего объекта съёмки. А лучше сделайте даже примитивную раскадровку будущего сюжета. Но для этого вам следует заранее узнать о своём герое, сделать это лучше всего не по книгам и рассказам профессионалов, хотя это также желательно, а при личном опыте. В самом начале творческого пути можете делать даже мысленные рисунки. Такой подход поможет найти нужные сюжеты и подстроиться под них.
Раскадровка нужна даже для простейшего сюжета с птичкой на веточке. Ведь вам требуется понять — где именно и на какой ветке будет сидеть данная птичка. Какой будет фоном, освещение и в каком углу кадра вы расположите свой объект. Такой подход намного результативнее, чем если вы будите просто бродить с камерой по окрестностям. Кроме того, возьмите за правило искать хоть какие-то сюжеты и иметь в запасе план их представления и в нужный момент реализовывайте задуманное.
Продумать сюжет важно, советую придерживаться плану и раскадровке, хотя вы и не обязаны полностью повторять то, что вы отразили на бумаге. Но так вам будет легче.
Проверьте всю фототехнику заранее
Как бы не звучало это банально, но даже опытные фотографы часто рассказывают истории про забытые дома карты, разряженные аккумуляторы и прочее. Поэтому запомните: придумав сюжет и отправившись на его поиски, обязательно подготовьтесь непосредственно к съёмочному процессу. Проверьте всю технику на работоспособность, что ваши аккумуляторы заряжены, а карты-памяти не забиты вашим прошлым проектом. Всё это звучит странно, но в сети так много «страшных историй» про улетучившийся кадр из-за севшего аккумулятора или поломки камеры в самый неподходящий момент.
Однажды даже со мной произошёл очень комичный случай. Я готовился к съёмке бобра, нашёл место, разобрался, как падает свет и как будет идти волна от воды, откуда придёт животное. Даже представил геометрию упавших деревьев и определил наилучшую точку съёмки. И вот когда солнце опускалось в самую лучшую позицию и всё на первый взгляд складывалось идеально, я увидел, как из воды появляется бобёр. Он был в том месте, где я его ждал, но вся боль в том, что камера лежала от меня в пяти метрах и момент уже был упущен.
Животное всего несколько секунд смотрело прямо на меня. Я думаю, бобёр подумал: «Ну вот я, что ж ты, дурень, не фотографируешь?». После чего он обиженно ударил хвостом, пошли те самые круги с отражением тёплого света и скрылся под водой.
С тех самых пор я стараюсь во время фотоэкспедиций всегда держать камеру при себе. Всегда готовьте технику для будущей съёмки, в некоторых случаях даже отсутствие поляризационного фильтра может сгубить нужный кадр на воде. А без отражателя макросъёмка будет сильно отличаться от запланированного результата.
Кроме того, запомните — нужно мыслить не отдельными снимками, а сериями, полноценными фотопроектами. А серию следует продумывать заранее и только потом отправляться на съёмку.
Поверьте — все профессиональные фотографы дикой природы готовы ко многим часам-дням-неделям ожидания того самого кадра. Некоторые проекты растягиваются на несколько лет. А ещё, будьте готовы принять тот факт, что при абсолютной технической готовности зверь может просто не появиться. Да, такое тоже бывает часто.
Ожидание того самого кадра
Скажу честно, у меня богатый опыт сидения в засаде, и я совершенно этим не напряжён. Не сниму нужный мне кадр сегодня, нестрашно! Смогу сделать это завтра или через пару часов. Награда за терпение будет обязательно.
Вот вам пример из 2021 года, тогда мы получили от инспектора заповедника в Калмыкии очень ценную наводку на нору степного кота. В тот день разделить эти ожидания я пригласил двух знакомых коллег. Но они продержались только пару дней. А в последний день, когда я остался совсем один, третий и последний перед отъездом день — свершилось. Давно желаемый и казавшийся недоступным при своей скрытности кот, показался из-под земли. То, что я почувствовал не передать словами.
Ещё один подобный пример терпеливой работы с сюжетом, произошёл со мной, когда я хотел сделать именно, так сказать, постановочный, полностью продуманный кадр. Будучи в Дагестане мне удалось оказаться около крупной колонии зелёных щурок как раз во время их подготовки к гнездованию. В тот же день буквально за четыре часа подходящего для съёмки света я отснял программу-минимум. Лёжа на животе, фотографировал портреты щурок во всех видах и заснял все полётные ракурсы. Одновременно пытался найти интересные сюжеты.
Один из кадров был поистине очень редким – охота сокола на щурка. В течение последующих пяти дней постоянно держал этот кадр в голове, я так и не смог повторить его. Второй кадр я нарисовал себе в деталях и заранее. Над полем одновременно роилось более сотни щурок, пролетающих над гнёздами. Иногда самцы прилетали с пищей, ритуальным подношением для самок. И одновременно на это же поле прилетал удод, хотя скорее всего это были две или три разные птицы, но мне было важно, что это именно удод. Мне захотелось поймать в кадр обеих ярких птичек.
Всякий раз при появлении удода я ловил его в правый нижний угол кадра, при этом мониторил вторым глазом появлении поблизости летящей щурки и в нужный момент включал серийную съёмку. Да, да, да — серийная съёмка наше всё! Результат почти точь-в-точь соответствовал моему замыслу. Сколько выстрелов ушло вхолостую – даже не берусь оценить. А всего на кадр ушло суммарно 25 часов. Запомни — ожидание окупается!
Вы и фотограф, и натуралист!
По мере погружении в фотоанималистику вы начнёте понимать, что не всегда есть возможнсть куда-то выехать и начнёте искать локации для съёмок в те периоды, когда нет возможности отправиться в далёкие экзотические страны. Для меня таким местом стал соседний парк в Москве и дачный участок в Подмосковье. Я давно составил список любимых мест, с подробным описанием повадок местной живности. Также у меня сформировался набор возможных сюжетов, которые я хочу отснять. В этих местах я снимаю весенний прилёт и токование гоголя. Тут я запечатлел пролетающих мухоловок у гнезда, весеннее пение яркой трещотки в ещё безлиственном лесу. Отснял множество дятлов с вылетевшими птенцами. И нескончаемое количество полевых мышей под кормушками. А также ласок, которые ели и охотились за этими мышами.
Но, конечно, год на год не приходится. Некоторые из сюжетов мне удаётся снять всего раз в пять лет, а то и реже. В любом случае ожидаемое поведение и заранее продуманная композиция подарит вам очень хороший шанс на окончательный кадр. Не ленитесь проверить в нужное время, есть ли у вас все условия для съёмки ожидаемого животного.
Ещё немного о подготовке
В те моменты, когда вы не берёте в руки камеру потратьте на подготовительный период. Проверьте ещё раз всю технику. Понаблюдайте, особенно в тех самых ближних локациях, что и когда происходит. Постарайтесь найти место, где вы уже видели нужно животное в той или иной позе. Скажу честно — мне удавалось даже заснять поведенческие сюжеты животных настолько необычные для этих видов, что даже специалисты по ним удивлялись. В своё время я даже пытался собрать статистику и оказалось, что более трети моих фотографий, попавших в финал многих всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, были сняты в местном парке или на моей даче.
Несколько советов и технических рекомендаций
Запомните правило, которое де-факто стало законом — снимайте с нижней точки, ещё ниже и ещё ниже (это относится, конечно, к наземным животным), насколько вы сможете. Когда фотограф-анималист отправляется на съёмку, он всегда должен быть готов к тому, что ему придётся упасть в грязь.
Буду честным — мелких животных, всегда интереснее снимать с нижнего ракурса. Следует находиться на уровне их глаз. Если поленитесь опуститься, то, как правило, получится откровенная ерунда. Кроме того, иногда приходится даже закапываться в землю, чтобы получить нужный угол съёмки. Например, когда вы будите снимать лису. Моя лисичка была добра и почти не реагировала на автомобиль. Однако из окна машины получалось совсем уж скучно. Пришлось потихоньку вылезать и прятаться в глубокой колее. Так и получилась эта фотография с правильным ракурсом.
Так что выбирайте экипировку с учётом возможности быстро среагировать и упасть в грязь (примечание от меня, всё то же самое, что и в военной журналистике, нужно знать когда упасть в грязь). И не жалуйтесь, что коленки не гнутся. Работайте с ними, как и с чисткой матрицы, регулярно. Ваша физическая подготовка также важна, как и рабочая камера.
Забудьте фразу: «Я художник, я так вижу!»
Всем начинающим фотографам следует забыть популярную фразу «Я так вижу!». Ничего вы не видите, давайте будем честны! Понятие композиция и гармония придуманы не просто так, и оспаривать это бесполезно. Вы, конечно, можете действовать так, как вам вздумается, но зритель и слушатель, поверьте, не будет выслушивать дилетанта и его оправдания.
Лучше сразу найдите пример для подражания и двигайтесь по его стопам. Не стоит стесняться повторять то, что делают более профессиональные фотографы. Это вполне рабочий и довольно хороший приём. Вначале у вас будет получаться не так хорошо, как у вашего «кумира», зато вы всегда будите стремиться к качеству в правильном направлении.
Анализируйте любые попадающиеся на глаза картинки. Чтобы оценить их «неправильность», по сравнению с каноничными, и понять, чем эта «неправильность» может быть художественно оправдана, а не просто бездушно оправдывать свой провал словами «Я так вижу». Мы живём в мире, где много бесполезной, мусорной информации, которая буквально атакует наше восприятие. У этого визуального контента нет оценки, или эта оценка бывает абсурдной. Часто нет контекста, без которого оценивать контент просто нельзя. Не следует подражать этой тенденции.
Поэтому ищите вдохновение, образцы у профессионалов и в проверенных источниках. Совет: старайтесь изучать результаты лучших мировых фотоконкурсов по дикой природе, сравнивать их, выделять модные тренды и вечные ценности. Так вы сможете увидеть интересные и совершенно невероятные кадры. Некоторые решения вам могут показаться странными и непонятными, и на начальном этапе к ним нужно просто присмотреться. Понимание или осознанное отвержение придут позже.
В фотоанималистике есть один спорный момент, связанный с подготовкой съёмочного сюжета. Некоторые фотографы считают, что правильно самостоятельно изучать повадки животных, искать места их обитания, ждать пока это животное появиться в то время, как другие фотографы, как правило, более состоятельные, считают, что этот этап можно пропустить и прибегают к услугам профессионалов. Эти люди для них проводят всю подготовительную работу и просто привозят в нужное место к определенному времени.
Этим богатым фотографам остаётся только ждать в засаде, когда появится животное, или просто приехать к нему на встречу на джипе. Некоторые брезгуют таким фототуризмом в то время, как другие, наоборот, не видят для себя другой возможности. Скажу честно, я совершенно не ригорист и ничего плохого в грамотно подготовленных фототурах не вижу. Более того, в какой-то степени участие помощников парой совершенно необходимо, и это никак не низводит пользователя в низшую касту. Ведь камера в руках именно у вас, и она, кстати, тоже разработана и изготовлена огромным коллективом людей. То есть фактически вы пользуетесь их инженерными услугами, и вас это нисколько не должно смущать. Тогда почему должны смущать услуги профессиональных биологов, рейнджеров и фотографов-анималистов, которые создают все условия для успешной фотосъёмки? Минус в таких поездках есть — это дороговизна и часто доступны те привычные сюжеты, которые сняты многократно.
Другие спорные моменты
Есть и такой спорный вопрос, как съёмка животных в пределах населённого пункта. Большинство фотографов анималистов считают, что животных нужно снимать строго за пределами городов — в дикой природе. Но на мой взгляд, единственное требование чтобы животное находилось в состоянии естественной свободы. Иными словами, зоопарк — это плохо, домашние животные — тоже не подходят, но если лось зашёл в город или даже белый медведь – на окраину вашего посёлка, возникает очень интересный и достойный внимания сюжет. Так почему же им не воспользоваться?
Примечательно и то, что тема взаимоотношения человека с природой всё чаще присутствует в конкурсах и на выставках. И здесь российские фотографы часто упускают интереснейшие возможности, стремясь убрать из кадра любые признаки «неправильного» окружения.
Большинство активно работающих отечественных фотографов-анималистов входит в Союз фотографов дикой природы России. И как бы все они не спорили, они все разные и у всех своё мнение по этому вопросу. Но их объединяет одно качество — уважение к природе. И это далеко не пустые пафосные фразы. Если фотограф не испытывает подобного чувства, такое отношение рано или поздно проявится в работах — в них появится фальшь.
Защита природы — это важный аспект анималистической фотографии
Фотограф-анималист может внести реальный вклад в защиту природы, даже не так — он обязан это сделать. Самый яркий тому пример — Игорь Шпиленок. Его фотоработы послужили окончательным толчком для создания в 1987 году заповедника «Брянский лес». Это поистине большая работа! А сейчас сотрудники природоохранных территорий часто сами приглашают фотографов-анималистов.
Вы зададитесь вопросом почему? Да потому что, когда мы появляемся с фотокамерами и мощными телеобъективами, браконьеры бегут, они пугаются, что их застукают. Конечно, это не самое радикальное средство борьбы с ними, но все же — это хоть что-то.
Не навреди — эта фраза стало словно одна из заповедей для современного фотографа дикой природы. Ведь мы лучше других видим, насколько природа уязвима. Тут речь вовсе не о бездействии, а о крайней осторожности при общении с природой, особенно при взаимодействии с ней. Не знаете о последствиях – лучше повремените, разузнайте у специалистов, какое влияние окажут ваши действия. Даже маленькое нарушение экосистемы — может пагубно повлиять на жизнь других животных в этом месте.
К примеру, не лезь в гнездо с неоперёнными птенцами, вообще туда лучше не лезть. Нужно очень умеренно применять звуковые приманки, а в некоторых странах есть даже определенный запрет на них. Также не стоит устраивать без соответствующих консультаций приманочные кормёжки для крупных хищников.
Кроме того, следует контролировать допустимое расстояние приближения к животному. И ещё в обязательный набор правил для меня входит неприемлемость обмана как своих коллег, так и публики. Врать вообще нехорошо, а уж выдавать приручённого или из зоопарка зверя за дикого никуда не годится. Даже хитрости с публикацией невольных зверей и птиц в общей ленте с дикими сюжетами без соответствующих комментариев – это очень некрасиво.
Помню, когда я полностью решил посвятить себя фотографии, с сожалением пришлось отказаться от многих вещей, которые наполняли жизнь. Раньше любил театр, теперь хожу в него раз в пять лет. Однако признаюсь, нисколько не жалею об этом, хотя надеюсь, что другие не будут повторять мой опыт.
Однако фотография дикой природы дарит не менее сильные эмоции. Интересен не только процесс фотографирования, но и само нахождение в условиях дикой природы. Дикие фотографы – счастливые люди, иногда им удаётся стать свидетелями совершенства в реальности. За дикими животными всегда интересно наблюдать. И в какой-то момент появляется желание показать этот необычный мир остальным людям.
Ещё больше работ: shutterstock.com | ВКонтакте
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube