От заснеженных гор до тропических лесов — победители конкурса «Лучший фотограф птиц 2022 года» («Bird Photographer of the Year 2022» (BPOTY)) запечатлели все многообразие птиц и окружающей их природы. Из 20 000 присланных работ только одна была выбрана в качестве общего победителя и награждена главным призом в размере 5 000 фунтов стерлингов: фотография Эрленда Хаарберга «Полёт куропатки».
Норвежскому фотографу удалось вовремя сделать снимок скальной куропатки Lagopus muta, парящей над драматическим ветреным пейзажем в Тисфьорде, Норвегия.
«Высоко над линией деревьев ветер, снег и холод поддерживают железную хватку зимы в течение нескольких месяцев подряд», — говорит Хаарберг о своей фотографии. Именно здесь обитают каменные куропатки — маленькие белые пёрышки на фоне бесконечного белого пейзажа». В этот конкретный зимний день я направлялся на вершину горы у Тисфьордена, чтобы сфотографировать пейзаж. Я уже почти достиг вершины, когда заметил несколько следов куропаток, пересекающих скалы, где ветер разметал редкую растительность. Из-за скалы показалась маленькая голова, и через несколько секунд она взлетела в воздух на фоне гор и фьордов, создав прекрасную сцену».
Наряду с победителем в общем зачёте, фотографы соревновались в восьми различных категориях: «Лучший портрет», «Птицы в окружающей среде», «Внимание к деталям», «Поведение птиц», «Птицы в полёте», «Чёрно-белые снимки», «Городские птицы» и «Творческие образы». Также были вручены награды юным фотографам в возрасте 14-17 лет, 9-13 лет и младше 8 лет.
«Наши талантливые фотографы в очередной раз бросили свет на невероятное разнообразие жизни птиц, с которыми мы делим нашу планету», — говорит Уилл Николлс, директор Bird Photographer of the Year. «Но это суровое напоминание о том, что мы можем потерять, если не будем продолжать заботиться о мире природы и бороться за его защиту от многочисленных угроз, которые существуют сегодня». В этом году конкурс BPOTY пожертвовал более 5 000 фунтов стерлингов своей партнёрской благотворительной организации Birds on the Brink, которая помогает проектам по сохранению птиц по всему миру.
Лучший портрет, обладатель золотой награды — Ли Данг, «Странствующий исполнитель».
Весна в прериях Большого Бассейна американского Запада наступает, когда шалфейные куропатки собираются на свои полянки. В этих традиционных зонах самцы этого вида, находящегося под угрозой исчезновения, устраивают свои выступления в надежде завоевать право на спаривание. Такое выступление служит на руку самкам, которые оценивают шоу талантов и отбирают лучшие гены для передачи следующему поколению.
На поляну я прибыл более чем за час до появления птиц, чтобы установить своё укрытие, не причиняя им беспокойства. Подобным образом, руководствуясь интересами птиц, я собрал укрытие только после того, как последняя птица покинула территорию. В предыдущие годы я пытался сделать подобный портретный снимок, но безуспешно. Однако в это утро удача сопутствовала мне, когда эта птица пробралась поблизости от моего укрытия в полной боевой готовности. Фотография была сделана без использования приманки, зова, заманивания или каких-либо неэтичных методов.
Лучший портрет, серебряный призёр — Брэд Джеймс, «Любовь пухляка».
Утреннее солнце сверкает над поверхностью океана прямо под нами, а пара атлантических пухляков, красиво расположившихся на драматическом краю утёса, укрепляет интимную связь, существующую между ними. Из-за интенсивности и красоты красок, отражающихся от моря, я решил экспонировать окружающую обстановку, а не птиц, чтобы создать силуэт пухляков в момент их сближения. Этот снимок идеально передаёт момент.
Лучший портрет, бронзовый призер — Ричард Флэк, «Заботливая пара».
Пурпурных турпанов я видел сотни раз и всегда старался сделать их особенные фотографии. Это такие знаковые африканские птицы, и они являются востребованными объектами съемки. К несчастью, они пугливы и стараются избегать объективов фотокамер. Однако во время наблюдения за птицами в небольшом заповеднике в районе Нижней Мпушини недалеко от Питермарицбурга моя судьба полностью изменилась.
Словно из ниоткуда, эта изящная пара вылетела из густого укрытия и приземлилась в нескольких метрах передо мной, пока я искал в пологе африканских изумрудных турпанов (Chrysococcyx cupreus). Пара казалась гораздо более заинтересованной друг в друге, чем во мне, что позволило сделать несколько невероятных фотографических моментов. В целом, это была встреча мечты, и я чувствовал себя привилегированным разделить с ними такой интимный момент.
Внимание к деталям, обладатель золотой награды — Энди Поллард, «Спящая красавица».
Хотя большинство снимков королевских пингвинов — это яркие фотографии взрослых птиц, птенцы в своём коричневом «плюшевом» оперении выглядят весьма мило. Этот птенец спал в Волонтёр-Пойнт на Фолклендских островах, и я воспользовался возможностью запечатлеть детали вокруг клюва, глаз и ушей, последние редко можно увидеть.
Внимание к деталям, серебряный призёр — Изабелла Чоура, «Сумасшедший».
С виду бесстрашный западный каперкайли подходил к людям во время линьки и демонстрировал своё красивое оперение и форму. Он не был агрессивным и казался спокойным, даже когда люди смотрели на него. Поскольку я знал, что он обитает в лесу недалеко от Стокгольма, я взял с собой макрообъектив, чтобы получить это плотное кадрирование с фоном, созданным его хвостовыми перьями. Никтитовая мембрана была приятным бонусом.
Внимание к деталям, бронзовый призёр — Сью Доэрти, «Бриллиантовые бусины».
Я провела некоторое время в регионе Карибу в Британской Колумбии, фотографируя очень гостеприимную семью обыкновенных гагар (или северных нырков, как их называют в Европе). Используя лодку с низкими бортами и электромотором, я смогла наблюдать и фотографировать птиц, не нарушая и не влияя на их поведение.
Плывя в тишине, я наблюдала, как гагары-родители кормят пиявками и крошечной рыбой своего птенца, которому всего несколько дней от роду, и их не беспокоило моё присутствие. Более того, взрослые особи приблизились к лодке и неоднократно ныряли под неё и вокруг неё.
Мне удалось запечатлеть момент всплытия этого птенца с идеальными гидродинамическими линиями из капель воды, украшающими его голову от клюва до шеи. Они выглядели как сверкающие бриллиантовые бусины, обрамляющие его рубиново-красный глаз. Затем, присмотревшись, я заметил, что отражение в его глазу было рубиновым зеркалом деревьев на берегу озера.
Поведение птиц, обладатель золотой награды — Питер Исмерт, «Дуэль на озере».
Во время весеннего сезона размножения самцы шалфейных куропаток собираются на традиционных местах лёжки и часто вступают в короткие, но жестокие схватки. Они устраивают сложные представления, чтобы привлечь и впечатлить самок и показать своё превосходство; это неизбежно приводит к соперничеству между самцами и борьбе на территории озера.
За пару дней до фотосессии я установил своё наземное укрытие на безопасном расстоянии от территории парка. Я вошёл в укрытие посреди ночи, стараясь как можно лучше выспаться до наступления раннего утра. С первыми лучами солнца я проснулся от рокочущих звуков, издаваемых самцами тетеревов, и от вида их необычной демонстрации и этой особой битвы. Не использовалась ни приманка, ни призывы.
Поведение птиц, серебряный призёр — Хенли Спайерс, «Гусеобразные пловцы».
Обыкновенные кайры — невероятные пловцы, настолько хорошие, что исследования показали, что среди всех летающих птиц этот скромный вид является самым эффективным пловцом. В воде его превосходят только пингвины, с которыми у него схожие стилистические черты. Разница, конечно, в том, что пингвины — возможно, происходящие из того же семейства утиных, что и обыкновенные кайры, — пожертвовали своей способностью летать, приспосабливаясь к водному существованию.
Поведение птиц, бронзовый призёр — Симон д’Энтремон, «Силуэт бражника».
Это был удивительный опыт для меня. Стая из более чем 100 богемских бражников опустилась на эти ягодные кусты, пожирая их прямо у меня на глазах. Они не только красивые птицы, но и то, как они собирают ягоды и часто подбрасывают их в воздух, чтобы полакомиться ими, это впечатляет и очень фотогенично.
Проблема в том, что когда они находятся в центре ягодных кустов, на фотографии получается просто клубок веток, а птицы прячутся внутри. Самое лучшее место — когда птицы находятся по краям кустов, где фон может быть чище. На этой фотографии птицы также находились в тени, а фон был на солнце — мой любимый эффект. Я недоэкспонировал снимок, чтобы создать эффект силуэта.
Птицы в полёте, обладатель золотой награды — Рауль Слейтер, «Фреска на силосе».
Большие территории Австралии плоские, сухие и отданы под выращивание пшеницы. Города могут состоять всего из одной автостоянки и множества элеваторов. В некоторых местах эти зерновые хранилища стали популярной палитрой для огромных фресок, привлекая туристов в пустынные районы.
Я проезжал через Еларбон и остановился на два часа, чтобы сфотографировать галахов, которых привлекает просыпанное зерно. Результат был настолько приятным и сюрреалистичным, что я совершил семичасовую поездку в последующие выходные, чтобы повторить попытку, но обнаружил, что здесь свирепствует мышиная чума и силосные башни дезинфицируют — никаких галахов.
Птицы в полёте, серебряный призёр — Марк Уильямс, «Ночной скворец».
Этот снимок был сделан с использованием вспышки, при этом камера работала в режиме синхронизации по задней шторке. Чтобы привлечь обыкновенного скворца, я положил в кормушку несколько семян подсолнечника, и когда птица подлетела к кормушке, я сделал кадр, чтобы запечатлеть её спуск.
Время было очень важно, как и необходимость сбалансировать вспышку с окружающим светом, чтобы можно было увидеть след скворца, пока вспышка «замораживает» птицу в полёте. Цветные гели на головках вспышки дополняют снимок, создавая ощущение, что птица скрывается в ночной тени.
Птицы в полёте, бронзовый призёр — Аарон Баггенстос, «Туканы Шалова».
Более чем за десять лет занятий фотографией дикой природы я ни разу не видел достойной фотографии туканов Шалова в полёте. Если вы мне не верите, погуглите сами. Это удивительно нарядные птицы проводят большую часть времени высоко в тёмном пологе джунглей и очень быстры в полёте, я называю их — «птицами-пулями».
Такое сочетание делает их практически неуловимыми для фотографирования в полёте. Вы можете представить моё волнение, когда я обнаружил, что несколько птиц каждое утро перелетают через реку перед моей палаткой на уровне глаз! Моё сердце колотилось, когда я стоял на берегу и терпеливо ждал, что они позовут меня с верхушек деревьев. Я просто знал, что это возможность всей моей жизни. Речная обстановка была уникальным окном возможностей, которое давало лишь долю секунды, чтобы сфокусироваться.
Зелёная птица на зелёном фоне — кошмар для системы автофокуса, но я знал систему слежения моей новой камеры, а десятилетний опыт фотографирования птиц в полёте давал мне шанс на успех. В моё последнее утро в лагере рассеянный пасмурный свет был просто прекрасен. Вот оно, подумал я. Цвет ярких красных крыльев птиц вырисовывался из-за верхушек деревьев на расстоянии. Вдруг краем глаза я увидел, как эта особь, словно пуля, вылетела из полога и по диагонали направилась прямо ко мне.
Я навёл камеру, мой большой палец прилип к кнопке «back», пока камера пыталась навести фокус. Ничего… а потом «бам»! Я не мог поверить в это. Я навёл фокус как раз перед тем, как птица вылетела за край кадра. Но была ли она резкой? Просматривая изображение на задней панели камеры, моё лицо озарилось. Этот снимок запечатлел момент, и это было удивительно красивое пернатое создание. Это была настоящая драгоценность, и я очень рад поделиться результатом съёмки со всем миром».
Птицы в окружающей среде, серебряный призёр — Пол Маккензи, «Калейдоскоп».
На этом снимке изображена небольшая стая малых и больших фламинго, пролетающих над озером Логипи в северной Кении. Недавние дожди покрыли ранее пустое озеро водой на небольшую глубину. Это пробудило спящие микроскопические водоросли на дне озера, которые вызвали красную окраску на снимке и смешались с жёлтыми и коричневыми отложениями, смытыми в озеро из реки Сугута.
Высокая скорость испарения, вызванная палящими температурами воздуха, привела к образованию содовых солей на поверхности озера. Огромное количество фламинго регулярно собирается на этом удалённым озере, чтобы питаться специализированными рассольными беспозвоночными, которые сами питаются водорослями. Я сделал этот снимок с лёгкого самолёта со снятыми дверями с одной стороны.
Птицы в окружающей среде, бронзовый призёр — Марио Суарес Поррас, «Свободен как птица».
На этом снимке изображена европейская хохлатая чернеть, пролетающая над огромной волной высотой около 8 метров у западного побережья Астурии на севере Испании. Это заставило меня задуматься о том, как повезло птице, что она свободна и может летать с силой и решимостью в самых сложных условиях.
Чёрное и белое, обладатель золотой награды — Хенли Спайерс, «Между двумя мирами».
Спустившись на десять метров вниз, я обнаружил, что завис между двумя мирами. Под водой, насколько я мог видеть, дно было покрыто огромным скоплением рыб. Наверху одинокий двуглавый баклан патрулировал поверхность, переводя дыхание и поглядывая вниз на потенциальное подводное пиршество.
Баклан, лучше приспособленный для плавания, чем для полёта, на скорости нырял вниз, агрессивно преследуя рыбу. Чтобы избежать острого клюва птицы, стая двигалась в унисон, что затрудняло выделение отдельной цели. Чаще всего птица возвращалась на поверхность с пустыми клювами, и на мгновение восстанавливался мир.
Я прищуривался на солнечную поверхность, пытаясь уследить за хищником и предугадать его следующий подводный набег. На этом снимке запечатлён враждебный чёрный силуэт баклана, когда он пикирует на свою добычу, которая на краткий миг остаётся в неведении об опасности над головой.
Чёрное и белое, серебряный призёр — Павел Смолик, «Хранитель Мордора».
Фотография была сделана на чёрном лавовом пляже Скардсвик на западном побережье Исландии. Прогуливаясь там, я заметил, что после погружения в океан один из местных больших бакланов садится на остроконечный гребень, чтобы просушить крылья.
Волны, которые в тот день были необычайно большими, разбивались о близлежащие скалы, создавая водяной туман. Вид этого баклана с расправленными чёрными крыльями в сочетании с аурой этого места и цветом песка и скал — все оттенки чёрного — напомнил мне фильмы «Властелин колец». По этой причине, а также чтобы подчеркнуть зловещее чувство предвкушения, я решил представить фотографию в чёрно-белом варианте.
Чёрно-белый, бронзовый призёр — Томаш Сшансны, «Зимние лебеди».
Мне нравится смотреть на мир с альтернативной точки зрения, и когда я это делаю, обычные виды и знакомые пейзажи иногда приобретают потусторонний вид и становятся чрезвычайно интересными. На этом озере я регулярно встречаю лебедей-шипунов, но впервые я фотографировал их с помощью дрона. Я сделал этот снимок недалеко от своего дома, когда озеро было замёрзшим. Лёд окрашивает пейзаж в красивые формы, а лебеди добавляют контекст, и вся сцена особенно хорошо работает в чёрно-белом варианте. Такая ситуация, вероятно, была единичной и больше никогда не повторится.
Творческое изображение, обладатель золотой награды — Пётр Катериныч, «Аисты Ван Гога».
В украинской мифологии белые аисты символизируют верность и силу духа. Трудно представить себе украинское село без гнезда аиста. Везде, от Полесья до Слобожанщины, белые аисты воспринимаются как символ любви к родине. Когда наступает весна и аисты возвращаются домой, украинцы — молодые и старые — выходят на улицы, приветствуют прилёт птиц и поют традиционные песни «Веснянки».
Творческий образ, серебряный призёр — Джанин Ли, «Рыбный бизнес».
Я не совсем понимаю, откуда взялась идея этого изображения; я просто знала, что хочу создать лёгкую душевную картину о птицах, крадущих улов рыбака. Пейзажи, далматинские пеликаны и большие фламинго были сделаны на красивом озере Керкини в Греции, а старую лодку я заметила на побережье Норфолка. Я купила рыбу на местном рынке и сфотографировала её дома, а также старый фонарь из моего сада. С помощью программы редактирования я собрал всё вместе и выровняла свет, тени и цветовые тона.
Творческое изображение, бронзовый призёр — Вэй Лиан, «Авиашоу лётного отряда журавлей Сандхилл».
В октябре прошлого года я отправился в Сан-Франциско в Калифорнии, чтобы посмотреть на зрелище ежегодного военного авиашоу «Голубые ангелы» ВМС США. Представление было замечательным, и я сделал много фотографий. Вдохновлённый пилотажем «Голубых ангелов», я решил включить в сцену строй журавлей, и создал это изображение, используя несколько фотографий, которые я смешал и объединил.
Городские птицы, обладатель золотой награды — Аммар Алсайед Ахмед, «Над городом».
Этот снимок был сделан с крыши одного из высотных зданий-небоскрёбов, которые доминируют на небосклоне Абу-Даби. На нём изображена линия больших фламинго, летящих утром, когда туман покрывал город, и единственными признаками городского пейзажа были верхушки зданий, проступающие из тумана. В то время это казалось фантазией, мимолётный момент стал сюрреалистичным, когда птицы неожиданно пролетели мимо. К счастью, я был готов к действиям, и мой зум-объектив позволил мне поймать птиц в кадр и запечатлеть момент.
Городские птицы, серебряный призёр — Лазло Потоцки, «Гонзо».
Этот снимок был сделан в Трансильвании в Румынии, недалеко от одного из моих любимых мест «Натура 2000». Лишь изредка случаются дни, когда эта весьма уважаемая охраняемая территория не может порадовать с точки зрения фотографии птиц. Однако в такие дни я знаю, что у меня есть запасной вариант, а именно заброшенное здание, где уже более десяти лет гнездятся малые совы.
В прошлом году, в один из таких дней «плана Б», я прибыл туда после сильного дождя и обнаружил, что семья маленьких сов выросла: несколько недель назад вылупились три птенца. К моему облегчению, меня «приветствовала» вся семья, и пока четверо из них сушили свои перья на крыше, один из птенцов находился под ней, позируя странным образом и с видом покорности. В его глазах я увидел сходство с Гонзо, знаменитым персонажем из «Маппет-шоу».
Городские птицы, бронзовый призёр — Керри Ву, «Сова и свалка».
Бутылки, стекло, пластик, кувшины, автомобильные покрышки, заброшенная мебель. Эти выброшенные предметы — не то, что мы обычно считаем типичной средой обитания совы. Тем не менее, это именно то, с чем вынуждена была мириться одна семья. Это место не является официальной мусорной свалкой как таковой, а скорее ручьём, протекающим через городской парк.
Над оврагом находится родной лес, который сова, её семья и многие другие дикие животные называют своим домом. Совята купаются и играют вокруг ручья, в который, к сожалению, сбрасывается и накапливается мусор. Пока я наблюдал за этой сценой, одна из сов даже подобрала большой ржавый шуруп и «играла» с ним, как с веточкой.
В какой-то момент она посмотрела прямо на меня, как бы говоря: «Что вы сделали с моим домом?». Этот овраг является, но не должен быть свалкой, и эта сцена разбила мне сердце. Природа — это не свалка. Мы можем сделать лучше. Мы должны делать лучше.
Молодой птичий фотограф года 14-17 лет, обладатель золотой награды — Леви Фитце, «Перед лицом бури».
Прошлой осенью я провёл неделю на крошечном острове Гелиголанд в Северном море. Погода была довольно плохая, и я не увидел ни одного красивого восхода солнца. Однако возможность наблюдать за всеми видами береговых птиц компенсировала эти условия. Когда я увидел группу чернозобиков, которые боролись с небольшой песчаной бурей, я решил рискнуть своим оборудованием и попытаться сфотографировать их. По их лицам было видно, как их раздражает ветер и летящий повсюду песок. Я сочувствовал им.
Молодой фотограф года 14-17 лет, серебряный призёр — Тамаш Конч-Бистрич, «Птенец цапли».
Эта фотография была сделана в местности, которую я давно знаю — это содовое озеро под названием Nagyszéksós-tó, недалеко от города Морахалом. Национальный парк Кинскунсаг завёз сюда водяных буйволов (Bubalus bubalis) не менее десяти лет назад, и благотворным результатом стало то, что птичий мир стал очень богатым и разнообразным.
До сих пор я фотографировал в этом месте только взрослых птиц, но в начале лета мне удалось наблюдать и сфотографировать птенцов цапель. После продолжительного наблюдения я приблизился к птицам. Птицы-родители вскоре преодолели нервозность и привыкли к моему присутствию; на фоне соседних водяных буйволов, которые были карликами, я был незначительным дополнением. Птенцы занимались своими делами в нескольких метрах от меня, с удовольствием кормились и прихорашивались. Мне повезло, что я смог сфотографировать этого птенца с подсветкой, и в результате я сделал несколько действительно особенных снимков.
Молодой фотограф года 14-17 лет, обладатель бронзовой награды — Тэмбон Уйянонвара, «Закат».
В конце дня эта область солончаков приобрела красивый, яркий оранжево-красный цвет. Мне нравится наблюдать за тем, как кулики кормятся в таком великолепном свете. Чтобы сделать эту фотографию, я лежал неподвижно на низком гребне, так как больше мне негде было спрятаться. Я лежал и надеялся, что птицы прилетят в водоём прямо передо мной.
В конце концов, мои желания исполнились, и птицы, наконец, прилетели, как раз в тот момент, когда наступил великолепный закат. Солнечный отблеск содержал желтоватые, розоватые и оранжево-красные оттенки, и эта маленькая кентишская ржанка идеально расположилась в центре своего отражения на поверхности солёной воды. О том, насколько мелким был водоём, можно судить по размеру птицы по отношению к этим маленьким комочкам грязи.
Юный фотограф года 9-13, обладатель золотой награды — Пархам Пурахмад, «Капельки».
Во Фремонте есть фонтан, который является «горячей точкой» для колибри. Птицы любят купаться в воде, или, в данном случае, ловить и глотать капли. Когда птицы летают среди капель, это даёт прекрасные возможности для фотографии. Мне пришлось использовать очень быструю выдержку, чтобы заморозить капли воды и крылья этой колибри Анны.
Юный фотограф года 9-13, серебряный призёр — Андрес Луис Домингес Бланко, «Тени».
Съёмка этого снимка чёрного дрозда доставила мне удовольствие, потому что в этот момент силуэтные очертания птицы и освещённый фон сочетались приятным и художественным образом. Несколько расфокусированных капель росы создали круги боке, которые дополняют снимок.
Юный фотограф года 9-13, бронзовый призёр — Ачинтья Мурти, «Прыг, скок и скачок».
В Западных Гатах Индии есть укрытие для птиц, установленное специально для наблюдения и фотографирования попугаев. В тот день, когда я посетил это место, там было хорошее освещение, что было благоприятным признаком. Зная об этом, я установил на фотоаппарате высокую выдержку и использовал автофокус с 72 точками фокусировки. Целью было получить резкое изображение птицы в полёте, и я особенно хотел сфотографировать сливоголового попугая. Один из них приземлился на людный насест и, ожидая, что он улетит от толпы, я проследил за его движением и смог запечатлеть этот удивительный момент.
Юный фотограф года 8 лет и младше, обладатель золотой награды — Арджун Дженигири, «А ты кто?»
Одна из подруг моих родителей, живущая неподалёку, взяла нас с собой в поход к месту, где в начале недели она видела птенцов серебристой совы. Удивительно, но не прошло и нескольких минут, как мы услышали их крики. В конце концов мы увидели четырёх сов, что было потрясающе. Одна из них приземлилась рядом и посмотрела на меня из-за ствола дерева с выражением любопытства. Я был очень рад, что мне удалось запечатлеть этот момент, и рад, что судьи оценили фотографию.
Ещё больше работ: birdpoty.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Дзен, Telegram и YouTube
Что за птица «богемский бражник» больше похоже на свиристеля.